Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа
Цель работы: изучение организации бюджетного процесса Республики Беларусь, выявление основных проблем, которые могут сопровождать данный процесс, определение возможных путей развития и совершенствования бюджетного процесса.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Понятие бюджетного процесса, принципы и правовая база его организации…………………………………………………………………………..5
2 Характеристика бюджетного процесса в РБ……………………………………..12
3 Пути совершенствования бюджетного процесса на перспективу…………….20
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30
критически важно заранее
позаботиться о создании
переход к бюджетированию, ориентированному на результат, это многолетний итеративный процесс, в ходе которого методы планирования социально-экономических результатов деятельности министерств и ведомств, измерения этих результатов, а также формы отчетов об их достижении будут неизбежно изменяться и совершенствоваться. Точно так же будет изменяться и сам бюджетный процесс, включая формы представления бюджетных заявок, их анализа и утверждения. Необходимо заранее предусмотреть внедрение эффективных механизмов регулярной переоценки и уточнения ключевых концепций реформы;
основными проблемами, которые предстоит решить для успешного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, являются:
трудности измерения
трудности выработки единой
системы целей и показателей,
отражающих степень их достижен
различия в структуре
несовершенство
недостаточное внимание к
мониторингу и оценке
В конце хотелось бы рассмотреть, как может осуществляться применение бюджетирования, ориентированного на результат, на разных этапах бюджетного процесса.
Подготовка проекта бюджета. Бюджетирование, ориентированное на результат, стимулирует отраслевые министерства сосредоточить внимание на целях и результатах их деятельности. При подготовке проекта бюджета министерствам будет необходимо ответить на три основных вопроса, которые должны найти отражение в бюджетной заявке:
какие функции они выполняют
по реализации приоритетных
каким образом они собираются достичь свои стратегические цели? Для ответа на этот вопрос стратегическая цель (цели) разбивается на конкретные тактические задачи, которые должны решаться в рамках внутриминистерских программ. В программах излагаются ожидаемые результаты их реализации, и предлагается система показателей для мониторинга и оценки степени их достижения. Эти программы разрабатываются министерствами и являются составной частью их бюджетной заявки;
во что обойдется достижение поставленных целей и задач? Ответ на этот вопрос будет содержаться в бюджетных показателях, прилагаемых к программам.
Исполнение бюджета. Ранее уже
говорилось о том, что контроль за
исполнением бюджета при
Отчетность, мониторинг и оценка результатов. При переходе на бюджетирование, ориентированное на результат, возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов.
БОР предполагает подготовку отчетов о том, выполнены ли намеченные задачи, достигнуты ли запланированные результаты. Ответы на такого рода вопросы предполагают разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Основными критериями оценки являются:
экономическая эффективность
программ, т.е. соотношение объема
предоставленных услуг
социальная эффективность
Система показателей должна
быть разработана и
Эта система должна включать
прежде всего следующие
показатели затрат - т.е. ресурсы,
необходимые для оказания
показатели результатов,
непосредственные результаты программ: показатели услуг (объема и качества)
конечные результаты программ:
показатели эффекта от
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение истории
бюджет зародился на ранних этапах общественного развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществления государственных расходов;
бюджетный процесс –
бюджетный процесс РБ, как самостоятельной республики, был сформирован в 1991 году, после обретения республикой суверенитета и взятым курсом на экономические преобразования;
в основе бюджетного процесса РБ лежат принципы, характерные для ее бюджетного устройства: единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса;
в РБ бюджетный процесс
состоит из четырех основных
этапов: составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение
составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года;
стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете;
исполнение бюджета - это
процесс, в течение которого
субъекты бюджетных отношений
реализуют свои субъективные
права и обязанности; их
наиболее распространёнными
проблемами исполнения бюджета
являются нецелевое
программой социально-
внедрение бюджетирования, ориентированного
на результат, должно
суть бюджетирования, ориентированного
на результат – распределение
бюджетных ресурсов между
внедрение бюджетирования, ориентированного
на результат, вносит
разработка системы
основными проблемами, которые
предстоит решить для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сорокина Т.В. Бюджет
Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория / Э.А. Вознесенский. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 157 с.
Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т.В.Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 1999. – 350 с.
Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3.
О бюджетной системе
Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.] ; под ред. проф. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е, стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 351 с.
Заяц А. Бюджетные отношения и совершенствование бюджетного процесса / А. Заяц // Финансы, учет, аудит. – 2008. – №11. – С. 10-11.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (ред. от 30 февраля 2008г., с изм. от 09 февраля 2009г.).
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008г. № 95-IV.
Заяц А. Программно-целевой метод бюджетного планирования / А. Заяц, Т. Шарак // Финансы, учет, аудит. – 2007. – №6. – С. 13-15.
Нестеренко Т.Г. Этапы
Лушин С. Бюджетная реформа / С. Лушин // Экономист. – 2005. – №2. – С. 38-45.
Синева Е.Н.
Ореховский П. Последние новации: бюджет, ориентированный на результат, и реструктуризация бюджетной сети / П. Ореховский // Общество и экономика. – 2006. – №3. – С. 76-77.
Бюджетирование, ориентированное
на результат [Электронный
В.Ю. Чигирев Проблемы
Харковец А. Основные подходы к формирования нового бюджета / А. Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2008. – №6. – С. 7-9.
Швецов Ю.Г. О новом подходе к бюджетному регулированию / Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова // Финансы. – 2008. – №2. – С. 16-19.