Бюджет РБ, генезис и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Бюджеты развитых государств отражают экономические, социальные и политические процессы, происходящие в обществе. Современное рыночное государство стремится воздействовать на все стороны общественного воспроизводства через систему налогов, сборов, приоритеты в финансировании. С этой целью используются различные формы и методы бюджетного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

бюжет.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Бюджет РБ,

 генезис и развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Пестунова В.А. гр. П-31

                                                                             Проверил: Мирончик И.К.

 

 

Гомель 2012 

Обязательным условием функционирования любого государства является формирование бюджета, который выступает не только финансовой базой, но и мощным рычагом  государственного регулирования экономики.

Бюджеты развитых государств отражают экономические, социальные и политические процессы, происходящие в обществе. Современное рыночное государство  стремится воздействовать на все  стороны общественного воспроизводства  через систему налогов, сборов, приоритеты в финансировании. С этой целью  используются различные формы и  методы бюджетного регулирования.

Определяя бюджетную политику, государство  отдает предпочтение тем или другим из них, в зависимости от задач  конкретного периода. Следовательно, бюджет государства проходит те же этапы развития, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения.

Как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В этой связи немаловажным является рассмотрение бюджета как исторической категории. Так, на начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда и т. д.

При феодализме потребности правителей вначале  удовлетворялись за счет доходов  от собственных имений, но по мере роста  расходов устанавливались обязательные подати со своих граждан. 
В условиях роста производительных сил, возникновения городов начали развиваться товарно-денежные отношения. На данном этапе развития появляется возможность покрывать все возрастающие расходы государства денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы стали направляться на поддержку некоторых слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для обоснования потребности в ресурсах, их конкретного направления, выяснения возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов. По мере развития круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. И постепенно отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.

Так, в конце 17века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет.   В конце же 18 – начале 19 века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов,платежеспособности. 
Первый белорусский бюджет был составлен в 1921 году, но исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92% всех расходов. С образованием в 1922 году СССР, Государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы государства. Основные направления бюджетной политики БССР определялись решениями и постановлениями центрального правительства. 
И только с обретением независимости бюджет РБ получает новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержания доходов и расходов. В доходную базу бюджета полностью стали зачисляться налог с оборота и подоходный налог с населения. Впервые в бюджете республики появились такие доходы, как средства от выкупа, акционирования, доходы от внешней экономической деятельности. В связи с этим доходную базу бюджета удалось несколько расширить.  Однако, несмотря на существенное увеличение доходов бюджета РБ, их не хватило для покрытия всевозрастающих расходов. Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности. В последующие годы в структуре и содержании бюджета РБ происходили более существенные изменения в связи с созданием новой налоговой системы, принятием новых законов и законодательных актов. Также на содержании и структуре бюджетных доходов и расходов существенно отразились кризисные явления в экономике, расстройство денежного обращения, социальная напряженность в обществе.

 

Государственный бюджет – являясь основным финансовым планом государства; это ведущее звено финансовой системы страны; он отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов и их расходование.[1]

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация  и принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

В настоящее  время бюджетная система РБ включает в себя:

-республиканский бюджет,

-бюджет г. Минска и местные бюджеты.

Согласно  закону РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах», бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

- единства бюджетной системы,

- полноты, реальности,

- гласности

- самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. [2]

Принцип единства означает сосредоточение в  госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство  должно иметь лишь один бюджет и единую законодательную базу. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование  единства дополняется принципом  полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

Принцип правдивости и реальности направлен  против фальсификации бюджетных  росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительство  публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Принцип самостоятельности означает, что  каждый орган власти имеет свой самостоятельный  бюджет.

 

Составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Совокупность  юридических норм, регулирующих бюджетное  устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные  элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 

Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил  новое назначение, произошли изменения  в его структуре, содержании доходов  и расходов.

В целом, основные черты бюджета  РБ в переходном периоде характеризуются  следующим образом:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
  4. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

 

Законом РБ «О бюджете на 2012год» был утвержден  республиканский бюджет по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, т.е. установить предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей.[3]

Формирование республиканского бюджета

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой:

1.) формируется в основном за счет налоговых платежей (примерно 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями.

Доходная  часть отличается множеством налогов  и характеризуется высокой долей  косвенных налогов (налоги на товары, работы, услуги), к ним относят: НДС, акцизы, экологический налог, специальные сборы и пошлины и т.д. и они занимают 54% от всей доходной части или 60% от всех налоговых платежей.

 Что  касается прямых налогов, а  это налог на прибыль и подоходный  налог, то это всего лишь 5% от  доходной части.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 27%.

2.) Неналоговые доходы 10%, из них: штрафы и удержания 0,07%; Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 6%.

 

 

3.) Безвозмездные платежи

Расходы республиканского бюджета

Расходы бюджета- это экономические отношения возникающие с распределением фондов денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Включают:

1.)Общегосударственная деятельность 48% от всех расходов, к ним относят государственные органы общего назначения; международная деятельность; обеспеченье проведение выборов и референдумов; государственный материальный резерв; резервный фонд; межбюджетные трансферты.

2.) Национальная оборона 5%

3.)Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 8% к ним относят: органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы пограничной службы, таможенные органы, органы судебной власти и др.

4.)Национальная экономика 18% в том числе: общие экономические вопросы; сельское хозяйство; лесное хозяйство; промышленность, строительство, архитектура; транспорт; связь и др.

5.)Охрана окружающей среды 0,6%

6.)Социальная политика 10%, в том числе: пенсионное обеспеченье, молодежная политика, помощь в обеспечении жильем

7.) и др. расходы 18%.

 

 

Таким образом следует сделать вывод, что от размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 

 

Список литературы:

  1. Е.М. Попов; Финансы предприятий, Минск «Вышэйшая школа» 2005, стр. 25;
  2.   Электронный источник: [www.minfin.gov.by], Закон РБ от 4 июня 1993г. N 2347-XII

«О бюджетной системе РБ и  государственных внебюджетных фондах», статья 4

  1. Электронный источник: [pravo.by], Закон РБ от 30 декабря 2011 г. № 331-З

«О республиканском бюджете на 2012 год»


Информация о работе Бюджет РБ, генезис и развитие