Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:21, контрольная работа
До революции Беларусь была лишена самостоятельности и не имела своего бюджета, но она принимала участие в формировании доходов государственного бюджета России. В состав Беларуси входило пять губерний Северо-Западного края: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская.
В то время бюджет составлялся в двух видах: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов государства.
1. Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет…………..………3
2. Местные бюджеты………………………………………………………………….………....7
3. Налоги на доходы……………………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………………………...…..22
Приложение…………………………………………………………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет…………..………3
2. Местные бюджеты………………………………………
3. Налоги на доходы……………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
1. БЮДЖЕТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БЕЛАРУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ЕЕ БЮДЖЕТ
До революции Беларусь была лишена самостоятельности и не имела своего бюджета, но она принимала участие в формировании доходов государственного бюджета России. В состав Беларуси входило пять губерний Северо-Западного края: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская.
В то время бюджет составлялся в двух видах: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов государства.
За счет чрезвычайного
бюджета погашался
Основной частью доходов от этих пяти губерний были косвенные налоги: от казенной винной монополии, государственного имущества, пошлины и акцизы на табачные изделия и спички. Указанные доходы превышали 2/3 общей суммы всех доходов.
Прямые налоги в доходах бюджета России не превышали 15% их общей суммы, а в доходах, поступивших с территории Беларуси, в 1913 году они составляли 8,3%. Царское правительство не применяло подоходное налогообложение. Все прямые налоги относились к категории реальных налогов: поземельный, с недвижимости, квартирный, промысловый, с денежных капиталов. Обложению подвергались не доходы, а имущество.
Государственные расходы в дореволюционной Беларуси также характеризовались некоторыми особенностями. В состав расходов государственного бюджета входили военные расходы, расходы на содержание государственных железных дорог, органов государственного управления, юстиции и контроля, Министерства финансов и другие.
Военные расходы по своей величине занимали первое место среди всех расходов бюджета (около 30%).
С 1900 по 1914 год расходы превышали доходы. В 1913 г. удельный вес расходов (без военных расходов и расходов на содержание железных дорог) составлял: по органам государственного управления, юстиции и контроля – 24,5%, Министерству финансов – 44,5%, хозяйственным министерствам – 12%, просвещению – 11% и прочим – 8% [6, c.61].
В составе расходов государственного
бюджета полностью
Дальнейшее развитие бюджета Беларуси шло по законам Российского государства, а позже - СССР.
После революции и распада
Российской империи в марте 1918 года
была создана Белорусская
Снабжение денежными ресурсами
государственных предприятий
Первый бюджет БССР был составлен в 1921 году, но исполнен с дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92% всех расходов.
С образованием СССР в 1922 году государственный бюджет БССР вошел в состав государственного бюджета СССР. Основные направления бюджетной политики БССР определялись решениями и постановлениями центрального правительства.
С 1923 по 1926 год значительно возросли доходы государственного и местных бюджетов БССР (в 4,2 раза). В структуре доходов бюджета преобладали поступления от народного хозяйства (плата за пользование государственными угодьями, промысловый налог и др.). Возросла роль прямых налогов и акцизов, увеличились доходы от населения. Основными статьями бюджетных расходов в 20-е годы становятся расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия [6, c.61].
В 30-е годы была проведена налоговая реформа. Изменилась доходная часть бюджета. Множественность платежей была заменена двухканальной системой изъятия доходов предприятий в бюджет. Для государственных предприятий был установлен налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных организаций – налог с оборота и подоходный налог. В результате налоговой реформы у государства появился новый, регулярно поступающий, источник доходов – налог с оборота. В связи с низким уровнем развития экономики у БССР сохранилась потребность в дотации из союзного бюджета. В течение 1930-1931 гг. была определена бюджетная компетенция местных Советов, самостоятельные бюджеты получили сельские Советы. В 1939 году завершилось формирование бюджетной системы СССР, когда местные бюджеты были официально включены в состав единого государственного бюджета. В1940 году удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете республики составлял 64%. С 1930 по 1940 год доходы бюджета республики возросли в 13 раз. Самыми весомыми доходами оставались налог с оборота и отчисления от прибыли (70% от всех доходов). Расходы республиканского и местных бюджетов БССР за эти годы возросли в 12 раз. Наибольший удельный вес в структуре расходов имели расходы на социально-культурные мероприятия (более 60%). В эти годы усилилась тенденция жесткой централизации управления и планирования народного хозяйства. Более 60% финансовых ресурсов концентрировалось в союзном бюджете, что означало большую финансовую зависимость государственного бюджета БССР от союзного правительства.
За годы войны Беларусь понесла огромный материальный ущерб. Прямые потери от уничтожения имущества в ценах 1945 года составили 75 млрд руб., что в 35 раз превышало объем государственного бюджета республики 1940 года. Государственный бюджет БССР на 1945 год был полностью подчинен ликвидации последствий оккупаций и восстановлению разрушенного хозяйства. Третья часть всех средств направлялась на финансирование народного хозяйства, в которой 50% приходилось на капитальные вложения в промышленность, жилищный фонд, энергетическую и топливную базу. Бюджет выполнить в этом году не удалось. Значительная часть всех расходов покрывалась за счет союзного бюджета.
Индустриализация республики
в 1946–1950-х годах проводилась
50-60-е годы были отмечены расширением бюджетных прав БССР. Было введено: социальное обеспечение колхозников; установлен новый порядок взимания сельскохозяйственного налога; с повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию изменилось обложение подоходным налогом.
С 1955 году распределение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами стало осуществляться самой республикой. БССР было предоставлено право распоряжаться дополнительными ресурсами.
В 1957 году был введен централизованный порядок взимания отчислений от прибыли в бюджет. За этот период происходит совершенствование структуры бюджета. Налог с оборота был по-прежнему основным регулирующим доходом бюджета Беларуси. Начали расти поступления от прибыли. За 1951–1958 годы они увеличились почти в 3,7 раза, что явилось следствием ввода в действие новых предприятий и повышения рентабельности производства. В 1958 году в 3 раза воз росли поступления подоходного налога с колхозов, снизился удельный вес платежей населения, был отменен государственный займ [6, c.63].
В этот период расходы бюджета имели также свои особенности: расходы на народное хозяйство стали доминирующими (до 52,2% в 1958 году); увеличились расходы на промышленность и сельское хозяйство, коммунальное и жилищное строительство, транспорт и связь.
С 1959 по 1965 год в централизованный фонд республики поступило доходов в 1,5 раза больше, чем за все годы с момента образования БССР.
В эти годы 50% расходов бюджета направлялось на финансирование народного хозяйства. В расходах бюджета, несмотря на увеличение абсолютной суммы, снизился удельный вес средств, направляемых на содержание местных и республиканских органов власти (до 2% в 1965 году).
Важным направлением финансовой политики явилось совершенствование экономических методов управления народным хозяйством и введение новых принципов планирования и экономического стимулирования производства. Однако предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений не были доведены до конца и не дали ожидаемых финансовых результатов.
В конце 70-х годов была
разработана экономическая
Бюджет БССР в 1990 году имел следующие особенности:
– увеличился объем бюджета почти в 2 раза по сравнению с 1985 годом, прежде всего за счет повышения цен на многие товары первой необходимости и длительного пользования;
– произошел структурный
сдвиг в перераспределении
– расширились права отдельных регионов и изменились подходы к формированию и использованию бюджетов местных Советов;
– появилась проблема несбалансированности бюджетов за счет наличия дотационных хозяйств, необоснованного роста денежных доходов населения, просчетов в инвестиционной политике, что дало толчок к росту инфляционных процессов [6, c.63].
Т.о., подход к изучению бюджета основывается на утверждении, что бюджет проходит в своем развитии те же этапы, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения; его существование вне государства невозможно.
2. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.
В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:
– бюджеты первичного
уровня: сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения)
– бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
– бюджеты областного уровня [6, c.77].
В соответствии с этим сложились
и бюджеты этих уровней, которые
характеризуются данными
Таблица
Количество местных бюджетов в соответствии с территориальными уровнями местных Советов
Административно- |
Бюджеты различного территориального уровня | |||
Количество местных бюджетов областного уровня |
Количество местных бюджетов базового территориального. уровня |
Количество местных бюджетов первичного территориального уровня |
Общее количество бюджетов всех уровней | |
Брестская область |
1 |
19 |
237 |
257 |
Витебская область |
1 |
25 |
215 |
241 |
Гомельская область |
1 |
23 |
289 |
313 |
Гродненская область |
1 |
19 |
205 |
225 |
Минская область |
1 |
26 |
326 |
353 |
Могилевская область |
1 |
23 |
197 |
221 |
Г. Минск (столица) |
1 |
- |
- |
1 |
Всего: |
7 |
135 |
1469 |
1611 |
Доля местных бюджетов каждого уровня (в%) |
0,43 |
8,37 |
91,2 |
100,0 |
Источник: [3, c.18]
Местные бюджеты
нижестоящих административно-
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.
Доходы бюджета
каждой административно-территориально
Информация о работе Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет