Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 327.25 Кб (Скачать файл)

Помимо косвенных налогов  существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, важнейшими из которых являются налог на прибыль и подоходный налог.

Вторым по значимости для  бюджета среди прямых налогов  является подоходный. В 2011 г. его доля в доходах казны достигла своего наибольшего значения - 16%, что объясняется применением единой ставки подоходного налога в размере 12%.

Не следует забывать и о неналоговых каналах формирования централизованных финансовых ресурсов, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Национального Банка, доходы от внешней торговли, поступления от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. Будучи крайне разобщенными по источникам формирования, эти поступления, тем не менее, вносят ощутимый вклад в государственную казну и при этом остаются достаточно нейтральными, т.е. в отличие от налоговых платежей не оказывают существенного влияния на экономические интересы плательщиков.

На основании рассмотренного выше материала можно сделать  выводы:

  • в настоящее время увеличение доходной части государственного бюджета путем повышения уровня налоговых ставок нереально, так как уровень и так слишком высок. Следовательно, рост доходов бюджета может быть обеспечен только за счет добровольного расширения налоговой базы
  • в Республике Беларусь основным резервом роста доходов бюджет является приватизация, однако государственные органы власти и управления не обеспечивают привлечение иностранных инвестиций, а сама процедура приватизации слишком сложна.
  • реальное повышение доходной части возможно за счет привлечения средств на финансовый рынок страны и развитию экспортных отраслей (особое место следует уделить наукоемкой продукции)
  • за счет получения страной международного кредитного рейтинга, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиции и росту инвестиционной привлекательности РБ на международном рынке.

Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой  политики. С целью ее совершенствования  и увеличения доходной части бюджета  предлагаются следующие мероприятия:

  • постепенный переход к снижению роли косвенных налогов в формировании доходной части бюджета и последовательное снижение ставок данных налогов;
  • одновременное расширение налоговой базы путем роста объемов производства и реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности как по качеству, так и по цене, улучшение собираемости налогов и сборов, обеспечения своевременности возврата бюджетных ссуд и банковских кредитов под гарантию Правительства, улучшения использования государственной собственности, минимизации ряда льгот, недопущения нецелевого использования дополнительно полученных доходов бюджета, усиления роли рыночных источников в формировании доходов бюджета;
  • освобождение фондов оплаты труда предприятий и организаций от чрезмерной налоговой нагрузки, дальнейшее совершенствование системы социального страхования;
  • совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки;
  •      отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета;
  • активизация деятельности государства как самостоятельного субъекта рыночных отношений, что должно способствовать увеличению доли неналоговых доходов бюджета [18].

В целях обеспечения достаточных  поступлений в бюджет, но таким  образом, чтобы они не мешали, а  напротив, способствовали росту и  развитию экономики, необходимо в налоговой  системе проведение комплекса следующих  мер:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы [17].

В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой  окружающей среды, а также имущественных  налогов, которые станут основой  формирования местных бюджетов. В  общем объеме налоговых поступлений  при значительной доле НДС и акцизов  должно возрасти значение прямых налогов  на доходы и прибыль юридических  и физических лиц.

Таким образом, действующая сегодня  в республике налоговая система  требует серьезных изменений, и  прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых  налогов и сборов и отработки  механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним  опытом мировая практика налогообложения.

Одним из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать  использование выгодного географического  положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Анализ рассмотренных  путей увеличения доходной части  бюджета показал, что усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета, в частности, активизация  процессов разгосударствления и  приватизации на новой основе, продажа принадлежащих государству акций, а также развитие перспективных отраслей сферы услуг окажут существенное влияние на расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличению доходов бюджета. Осуществление мероприятий по дальнейшему совершенствованию бюджетно-налоговой политике может благоприятно отразиться на объемах и структуре поступлений в государственный бюджет и таким образом на экономическом развитии Республики Беларусь. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: государственный бюджет – это  важнейший плановый и контрольный  инструмент, посредством которого государство  перераспределяет более третьей  части национального дохода и  более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует  там, где существует государство  и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство  реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От его размера, состава и соотношения  его доходов и расходов зависят  реализация программ экономического и  социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую  активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и  социальной сферы.

Юридически  в Республике Беларусь бюджет определен  как основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь. Основной источник доходов бюджета являются налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.

Мировой финансовый кризис, безусловно, оказал существенное влияние на госбюджет - анализ расходной и доходной частей показал, что тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за период 2008-2010гг. имели неравномерный характер. В результате потребовалась корректировка бюджетных показателей. Меры, принятые государством, позволили минимизировать его негативные последствия для нашей страны: сложившийся дефицит бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также  факторов, влекущих за собой дефицит  бюджета, является одной из  важнейших  задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

Всестороннее изучение этого  вопроса, а также грамотное использование  механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы  экономического роста, возможность  использования государством экономических  рычагов регулирования. Также стоит  отметить, что рациональное использование  государством своего бюджета ведёт  к повышению уровня жизни населения.

Нельзя оставить в стороне  и государственных расходов. Как  крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Подводя итоги, необходимо отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Административно-управленческий портал// Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m171/3_2.htm − Дата доступа: 28.11.2011.
  2. Банк и финансовая статистика// Пути увеличения доходов бюджета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finstats.ru/uncategorized/puti-uvelicheniya-doxodov-byudzheta.html − Дата доступа: 04.12.2011.
  3. Библиофонд. Библиотека научной и студенческой 
    информации// Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=19491− Дата доступа: 19.11.2011.
  4. Бокша, Н.В. Макроэкономика: Электронное учеб. пособие  / Н.В. Бокша.
  5. Головачев, А.С. Макроэкономика: Курс лекций / А.С.Головачев, И.В.Головачева. – Минск, 2002. – 253 с.
  6. Грязнова, А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 3-е изд., перераб. / под ред. Проф. А. Г. Грязновой и проф. Н. Н. Дулиной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
  7. Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 05.09.1998 №158-3 (в ред. от 29.12.2006 №189-3).
  8. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 04.06.1993 №2347−XII.
  9. Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 368 с.
  10. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., испр., доп. / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 427 с.
  11. Информационный портал Аудиторс// О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2010 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auditors.by/publications/175/ − Дата доступа: 02.12.2011.
  12. Лутохина, Э.А. Макроэкономика: Учебник / Э.А. Лутохина и др.; под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
  13. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: Учеб пособие − 5-е изд., испр. / Т. Ю. Матвеева;  – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
  14. Мельникова, Н.А. Бюджетная  и  налоговая  система  Республики  Беларусь: Учеб. пособие/ Н. А. Мельникова.  – Мн.: БГУ, 2005. – 262 с.
  15. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь// Доходы бюджета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.by/reference/dohody_budg/ − Дата доступа: 02.12.2011.
  16. Министерство Финансов Республики Беларусь// Аналитическая информация об исполнении бюджета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/ − Дата доступа: 02.12.2011.
  17. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. /Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др.  — Мн.: Юнипак. — 200 с.
  18. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. – Минск, 2010.
  19. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.
  20. Фондовый рынок Республики Беларусь// О состоянии государственных финансов за 2009 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stock.bcse.by/index.phtml?page=35056&iid=34295 – Дата доступа: 02.12.2011.
  21. Экономика БГЭУ – Блог// Сущность и структура государственного бюджета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.economy-web.org/?p=175 – Дата доступа: 19.11.2011.
  22.   Энциклопедия экономистов// Государственный бюджет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-byudzhet.html − Дата доступа: 28.11.2011.

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет