Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:02, курсовая работа
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом, совершенствование бюджетно-налоговой политики и межбюджетных отношений.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Формирование и использование государственного бюджета
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РБ
2.1 Особенности бюджетного устройства РБ
2.2 Оценка динамики доходной части бюджета Республики Беларусь за период 2008-2010 гг.
2.3 Оценка расходов бюджета РБ за период 2008-2010 гг.
ГЛАВА 3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, важнейшими из которых являются налог на прибыль и подоходный налог.
Вторым по значимости для бюджета среди прямых налогов является подоходный. В 2011 г. его доля в доходах казны достигла своего наибольшего значения - 16%, что объясняется применением единой ставки подоходного налога в размере 12%.
Не следует забывать и о неналоговых каналах формирования централизованных финансовых ресурсов, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Национального Банка, доходы от внешней торговли, поступления от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. Будучи крайне разобщенными по источникам формирования, эти поступления, тем не менее, вносят ощутимый вклад в государственную казну и при этом остаются достаточно нейтральными, т.е. в отличие от налоговых платежей не оказывают существенного влияния на экономические интересы плательщиков.
На основании рассмотренного выше материала можно сделать выводы:
Поэтому
по-прежнему актуальным вопросом остается
совершенствование бюджетно-
В целях обеспечения достаточных поступлений в бюджет, но таким образом, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо в налоговой системе проведение комплекса следующих мер:
В ходе проведения налоговых реформ должно повыситься фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой окружающей среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.
Таким образом, действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.
Одним из основных направлений увеличения
доходов бюджета должно стать
использование выгодного
Анализ рассмотренных
путей увеличения доходной части
бюджета показал, что усиление роли
рыночных источников в формировании
доходов бюджета, в частности, активизация
процессов разгосударствления и
приватизации на новой основе, продажа
принадлежащих государству акций, а также
развитие перспективных отраслей сферы
услуг окажут существенное влияние на
расширение налогооблагаемой базы и, соответственно,
увеличению доходов бюджета. Осуществление
мероприятий по дальнейшему совершенствованию
бюджетно-налоговой политике может благоприятно
отразиться на объемах и структуре поступлений
в государственный бюджет и таким образом
на экономическом развитии Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации
можно сделать следующий вывод:
государственный бюджет – это
важнейший плановый и контрольный
инструмент, посредством которого государство
перераспределяет более третьей
части национального дохода и
более половины своих денежных средств.
Бюджет возникает и действует
там, где существует государство
и развитые товарно-денежные отношения.
Через государственный бюджет правительство
реализует экономическую и
Юридически
в Республике Беларусь бюджет определен
как основной финансовый план формирования
и использования денежных средств
для обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь. Основной источник доходов бюджета являются налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Мировой финансовый кризис, безусловно, оказал существенное влияние на госбюджет - анализ расходной и доходной частей показал, что тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за период 2008-2010гг. имели неравномерный характер. В результате потребовалась корректировка бюджетных показателей. Меры, принятые государством, позволили минимизировать его негативные последствия для нашей страны: сложившийся дефицит бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.
Всестороннее изучение этого
вопроса, а также грамотное
Нельзя оставить в стороне и государственных расходов. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Подводя итоги, необходимо отметить,
что проблема госбюджета, независимо
от места и времени, будет оставаться
актуальной.