Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:26, контрольная работа
Целью данной работы является обоснование государства, как субъекта власти, так и субъекта управления экономикой.
Объектом изучения является государство и система государственного управления экономикой.
Предметом является реализация государственной власти через процессы управления обществом, прежде всего, социально – экономических отношений.
Введение………………………………………………………………………..
1. Государство - особая форма политической и правовой организации общества………………………………………………………………………...
2. Государство как субъект управления экономикой………………………..
3. Тесты…………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Государство
- особая форма политической и
правовой организации общества… 2. Государство
как субъект управления 3. Тесты………………………………………………………………… Заключение ……………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………… |
3
4 12 16 17 18 |
Введение
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость государственного регулирования. Следует отметить тот факт, что исторически вмешательство государства в экономические процессы влияло на разрешение кризисных ситуаций, которые рыночная система не способна была повлиять положительно.
Целью данной работы является обоснование государства, как субъекта власти, так и субъекта управления экономикой.
Объектом изучения является государство и система государственного управления экономикой.
Предметом является реализация государственной власти через процессы управления обществом, прежде всего, социально – экономических отношений.
Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Проанализировав сущность государства, выделим теперь его характерные признаки. Государство – это организация (орудие, машина) непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.
Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков:
Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в обществе.
Говоря о соотношении государственной власти и государства в широком смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой. В структуре государственной власти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.
Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных.
Форма государственного правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.
Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
Форма правления показывает:
- как создаются
высшие органы власти в государ
- их структуру;
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
- в какой
мере организация органов
На сегодняшний день выделяют 2 формы правления:
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.
Виды монархии:
Дуалистическая монархия (начало XXв.). Она характеризуется определенными признаками:
- правление
осуществляет монарх и
- монарха от парламента в сфере исполнительной власти;
- полномочия парламента, сильно урезанных монархом
-монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Парламентская монархия - это форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Признаки парламентарной монархии:
- ограниченность
власти монарха не только в
области законодательства, но и
в сфере государственного
- отсутствие
фактической ответственности
- центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.
Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).
Республика бывает 3 видов:
Особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.
Правительство
формируется партийным
Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на Президента Российской Федерации как главу государства; Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющее законодательную власть; Правительства, осуществляющее исполнительную власть; суды (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным конституционным законом), которые осуществляют судебную власть в Российской Федерации. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1 Конституции.
Форма государственного
устройства - это национально-территориальна
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое
положение этих частей и
- как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.
Различают 3 основные формы государственного устройства:
На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Парламент – однопалатный .
Унитарное государство
отличается сильной президентской
властью и жесткой
Информация о работе Государство - субъект власти и субъект управления экономикой