Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Государственный бюджет: понятие и структура…………………5
Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления………………………………………………………...8
Три концепции балансирования государственного бюджета. Особенности балансирования бюджета в России……………………………..17
Практикум………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

- балансирование бюджета  не является самоцелью финансовой  политики государства. Она должна  стать следствием формирования  эффективной экономики.

Практика ежегодного балансирования бюджета выявила  существенный недостаток – усиление циклических колебаний. Реально  такая практика просуществовала  до 30 – х годов. Затем стали  применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды  циклических колебаний. Кейнсианские программы рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, за счет которого и финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокращает время экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу.

Представители теории экономики  предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом – в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях будут высоки налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о приплате государственных расходов решится сам собой.

Приведенный аргумент был  бы достаточным, если бы государство  имело твердые ограничения в  росте своих расходов. Но такие  преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолеваться, тем более  что потребности финансирования государственных начинаний постоянно возникают. Проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном рынке. Эта проблема учитывается при разработке экономической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит – 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (М) – 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная. Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов использовать уравнение Фишера (MV = PQ)

M=20; Q=100; V=const; P – средний уровень цен.

Из уравнения Фишера MV = PQ выделим уровень цен P1 :

P1  = MV/Q * 100% = 20*V/100 * 100% = 20% V

После дополнительной денежной эмиссии:

P2 = (20+5)V /100  * 100%= 25% V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться “за бортом” учебной программы при изучении дисциплины экономическая теория. Следует уделить заслуженное внимание изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.

Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И  от успешного его завершения зависит  ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  2. ФЗ от 26.03.98 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 1998 год»
  3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
  6. Закон РТ  «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан» от 26.12.91 № 1366-XII
  7. Закон РМ  «О бюджетной системе РМ»
  8. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г.г. // Вопросы экономики, 1997, № 1.
  9. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7.
  10. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998 году // Финансы, 1998, № 6.
  11. Об итогах исполнения федерального бюджета за 1997 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 1998 г. (решение расширенной коллегии МФ РФ от 20.02.98 г.) // Финансы, 1998, № 4.
  12. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 1997, № 11.
  13. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11
  14. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. // Вопросы экономики, 1998, № 2.

1  Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 1998, № 5. - С. 7-8.




Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления