Доходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.
Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета.docx

— 18.92 Кб (Скачать файл)

Введение

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

 

 

 

 

1. Доходы Федерального  бюджета

1.1 Характеристика состава  доходов Федерального бюджета

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжениигосударства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы:

Внутренние. К ним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

Внешние. К ним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

По методу взимания доходы бюджета делятся на:

налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы;

неналоговые доходы.

Также все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие.

собственные доходы - это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

безвозмездные перечисления.

регулирующие доходы - налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее трех лет) по разным видам таких доходов.

Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Современная налоговая система РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.

В Налоговом кодексе сформулированы принципы налоговой системы РФ, которые должны регулировать налогообложение на всей территории России.

2. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 42

1. В доходах бюджетов учитываются:

· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользованиеимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, вдоверительное управление;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицамна возвратной и платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, илидивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательныхплатежей;

· другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности.

Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов исборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетногоучреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Используя имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, можно получать различные виды доходов. Комментируемая статья устанавливает общий принцип учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно которому в доходах бюджетов учитываются:

- средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы  за сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности.

Этот вид доходов детализирован в классификации доходов бюджетов РФ следующим образом:

1. арендная плата за  земли сельскохозяйственного назначения;

2. арендная плата за  земли городов и поселков;

3. арендная плата за  другие земли несельскохозяйственного  назначения;

4. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за научными организациями;

5. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за образовательными учреждениями;

6. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за учреждениями здравоохранения;

7. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за государственными музеями, государственными  учреждениями культуры и искусства;

8. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за архивными учреждениями;

9. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за организациями Минобороны  России;

10. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за организациями МПС России;

11. доходы от сдачи в  аренду имущества, закрепленного  за организациями научного обслуживания  академий наук, имеющих государственный  статус;

12. прочие доходы от  сдачи имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности.

Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования:

- средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях. Речь  идет о процентах, получаемых  от размещения в банках и  иных кредитных организациях  временно свободных средств бюджета;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог. Кроме  того, органы государственной власти  и органы местного самоуправления  в рамках своей компетенции  могут передавать имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, в доверительное  управление (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное  управление не влечет перехода  права собственности к доверительному  управляющему, который обязан осуществлять  управление имуществом в интересах  собственника или указанного  им третьего лица (выгодоприобретателя). Чистые доходы, получаемые от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также учитываются в доходах бюджетов;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов  по акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей.

Информация о работе Доходы Федерального бюджета