Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа
Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2 Местные неналоговые доходы.
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.
-другие предусмотренные
законодательством Российской
2) часть прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;
3) доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
4) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Администрации области, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;
6) доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной собственности области, подлежащие зачислению в областной бюджет в полном объеме.
7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
8) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
В доходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов).
2.2
Неналоговые доходы местных
Неналоговые
доходы местных бюджетов учитываются
и формируются в соответствии
со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в
том числе за счет части прибыли
муниципальных унитарных
В бюджеты
муниципальных районов и
В бюджеты
городских округов и
В бюджеты
поселений, городских округов до
разграничения государственной
собственности на землю поступают
доходы от продажи и передачи в
аренду находящихся в государственной
собственности земельных
В бюджеты
муниципальных районов до разграничения
государственной собственности
на землю поступают доходы от продажи
и передачи в аренду находящихся
в государственной собственност
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
3) неналоговых доходов.
Местные налоги
и сборы, отчисления от федеральных
и региональных налогов, а также
неналоговые платежи в
Неналоговые доходы формируются:
1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;
2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3) от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
5) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:
-финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
-субвенций
из региональных фондов компенс
-перечислений из бюджетов
территориальных
-перечислений от физических
и юридических лиц, в том
числе добровольных
Доходы местных
бюджетов формируются за счёт собственных
доходов и доходов за счёт отчислений
от федеральных и региональных регулирующих
налогов и сборов, а также неналоговых
доходов и безвозмездных
III. ЗНАЧЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
3.1
Вопрос о повышении
Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом "от достигнутого", либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.
Автоматический метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.
В России государству принадлежат приблизительно 50 тыс. юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), представляют их около 40% экономики. Из них свыше 35 тыс. юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты, федеральные казенные предприятия оборонного значения). По состоянию на 1 января 2006 г. в России насчитывается 5 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий и 36,5 тыс. федеральных государственных учреждений. В собственности Российской Федерации находятся акции 2 тыс. акционерных обществ. В отношении 419 акционерных обществ применяется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении ("золотая акция").
Результаты функционирования государственных предприятий показали их экономическую неэффективность. По данным Счетной платы Российской Федерации, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд руб. Кроме того, приватизационные процессы в России дали отрицательный результат в 20 млрд дол..
Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось на то, что до сих пор неизвестны подлинные объемы государственного сектора и инвентаризация государственного имущества не завершена. Указывалось также на то, что необходимо "четко и максимально быстро определиться с имуществом, которое следует оставить в государственной собственности". Это, безусловно, должно стать главным направлением в управлении неналоговыми доходами - инвентаризация имущества, в частности идентификация унитарных предприятий, определение их количества, установление их ведомственной принадлежности и функционального предназначения (сохранение в неизменном виде для выполнения государственных функций, преобразование в казенные предприятия, акционерные общества, ликвидация и др.).
Кроме того, следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий, и установить порядок его формирования. Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено ни в результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного производства.
После определения оптимального количества унитарных предприятий можно осуществлять преобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Другим направлением
повышения эффективности
В 2005 г. были приняты решения об условиях приватизации 741 предприятия, из которых 39 реализуются на торгах как имущественные комплексы и 702 преобразовываются в открытые акционерные общества. Российским фондом федерального имущества объявлены продажи пакетов акций (долей) 927 хозяйственных обществ. Завершена приватизация 539 обществ. Эффективность проведения продаж (отношение количества состоявшихся и объявленных продаж) была достаточно высокой - 56,2%. По объявленным 273 продажам подведение итогов состоится в 2006 г. Анализ отраслевой структуры состоявшихся продаж 2005 г. показывает, что в основном предпочитали акции предприятий агропромышленного комплекса (17,9% общего числа приватизированных объектов), машиностроения (11,1%), оборонно-промышленного комплекса (10,4%), кредитных организаций (10,2%) и предприятий непроизводственной сферы (9,8%).
Вместе с тем после проведения инвентаризации имущества нужно рассматривать и варианты выкупа в государственную собственность некоторых предприятий. Только лишь распродажей государственной собственности вопросы эффективного управления ею не решить. На сегодняшний день практически не задействованными выступают такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады в уставные капиталы акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать. Государственный сектор может быть большим, как в Швеции, Франции и других европейских странах, или относительно маленьким, как в Японии, но он обязан быть сильным и эффективным.
Другой важной
сегодня проблемой выступает
отсутствие эффективной координации
в действиях ответственных