Доходы бюджета: сущность, виды, особенности формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Единый для бюджетов перечень статей и подстатей доходов утверждается Минфином России. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов, а также в зависимости от наличия прав требования по отношению к налогоплательщику по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика доходов бюджета
2 Виды доходов бюджета
2.1 Налоговые доходы
2.2 Неналоговые доходы
2.3 Безвозмездные поступления бюджетов
3 Доходы бюджетов разных уровней
3.1 Доходы федерального бюджета
3.2 Доходы бюджетов субъектов РФ
3.3 Доходы местных бюджетов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы бюджета сущность, виды, особенности формирования.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Общая характеристика  доходов бюджета

2 Виды доходов бюджета

2.1  Налоговые доходы

2.2  Неналоговые доходы

2.3  Безвозмездные поступления  бюджетов

3 Доходы бюджетов разных  уровней

3.1 Доходы федерального  бюджета

3.2 Доходы бюджетов субъектов  РФ

3.3 Доходы местных бюджетов

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

В соответствии с законодательством  РФ, под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Единый для бюджетов перечень статей и подстатей доходов утверждается Минфином России. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов, а также в зависимости от наличия прав требования по отношению к налогоплательщику по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.

 

1 Общая характеристика  доходов бюджета

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны  с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в бюджеты  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 К главным источникам, из которых происходит поступление  средств в бюджет, относятся следующие :

  • валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и

заработной платы выступают  источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством  налогового механизма;

  • национальное богатство, часть которого служит источником

безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством  механизмов налогов на имущество, а  также приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности;

  • реализация золотовалютных резервов;
  • временно свободные денежные средства предприятий и сбережения

населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной  форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;

  • иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на

возмездной основе в кредитной  форме (посредством получения государственных займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.

 

2 Виды доходов бюджета

Доходы бюджетов состоят  из следующих видов:

  • налоговые доходы – доходы от федеральных налогов и сборов, в том

числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

  • неналоговые доходы – доходы от использования и продажи имущества,

от платных услуг бюджетных  учреждений, от деятельности унитарных  предприятий, средства, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда и ряд других источников;

  • безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из бюджетов

других уровней, поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе, добровольные пожертвования.

В соответствии со ст. 47 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы бюджетов, неналоговые доходы бюджетов, а так  же безвозмездные поступления в бюджеты (за исключением субвенций) являются собственными доходами бюджетов.

Бюджеты различных уровней  характеризуются, с одной стороны, едиными источниками (видами) доходов, с другой – определенной существенной спецификой формирования доходной базы.

 

2.1 Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства  и обязательным атрибутом любого государства.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые доходы считаются  уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Налоговые платежи имеют  следующие признаки:

  • взимание осуществляется на основании закона;
  • принудительность и обязательность осуществления платежа;
  • индивидуальность платежа;
  • безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Налоги как экономическая  категория обладают двумя основными  функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с  тем, что налоги являются доходом, взимаемым  государством.

Регулирующая функция  налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

  • налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;
  • объект налогообложения – прибыль, доход, имущество;
  • налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной

валюте), физических (кв. м  площади или куб. м, тоннах) или иной базы;

  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);
  • порядок начисления налога;
  • порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно  с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.

Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Из приведенного перечня  видно, что одни налоги обязательны  для всех плательщиков, например, налог  на прибыль. Другие – только для  плательщиков, связанных с определенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы.

Перечень региональных налогов  значительно короче и включает:

1)налог на имущество  организаций;

2)транспортный налог;

3)налог на игорный бизнес;

Необходимо иметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будут отменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю.

Перечень местных налогов  еще короче и включает:

1)земельный налог;

2)налог на имущество  физических лиц;

 

2.2 Неналоговые доходы

В соответствии с Бюджетным  кодексом к неналоговым доходам  бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества находящегося в государственной

или муниципальной собственности  доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной

власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в федеральной  собственности, собственности субъектов  РФ или муниципальной собственности;

  • доходов в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от

бюджетов других уровней  бюджетной системы.

Доходы от использования  имущества находящегося в государственной  или муниципальной собственности  имущества могут поступать в  виде арендной платы при сдаче  имущества в аренду.

В государственной собственности  находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.

В соответствии с Гражданским  кодексом и Федеральным законом  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» собственник  имущества имеет право на часть  прибыли от деятельности государственных  и муниципальных предприятий.

Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней  устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год.

Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой  в аренду собственности, от объема собственности  планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.

Резервы пополнения неналоговых  доходов связаны в основном с  повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

 

2.3 Безвозмездные поступления бюджетов

Информация о работе Доходы бюджета: сущность, виды, особенности формирования