- доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной
собственности, за исключением
имущества муниципальных автономных
учреждений, а также имущества
муниципальных унитарных предприятий,
в том числе казенных;
- доходы от продажи
имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале), находящегося
в муниципальной собственности,
за исключением имущества муниципальных
автономных учреждений, а также
имущества муниципальных унитарных
предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных
услуг, оказываемых муниципальными
бюджетными учреждениями, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах
и сборах;
- часть прибыли муниципальных
унитарных предприятий, остающейся
после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, в размерах,
определяемых в порядке, установленном
муниципальными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований;
- средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные
в возмещение вреда, причиненного
Российской Федерации, субъектам
Российской Федерации, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия;
- средства самообложения
граждан;
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным
перечислениям местных бюджетов
относятся перечисления в виде:
- дотации из других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации;
- субсидии из других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального
бюджета и (или) из бюджетов
субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты
из других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления
от физических и юридических
лиц, международных организаций
и правительств иностранных государств,
в том числе добровольные пожертвования.
Выделяют также понятие
собственные доходы. Согласно статье
47 Бюджетного кодекса под собственными
доходами понимаются:
- налоговые доходы, зачисляемые
в бюджеты в соответствии с
бюджетным законодательством Российской
Федерации и законодательством
о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые
в бюджеты в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
законами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми
актами представительных органов
муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами
в виде безвозмездных поступлений,
за исключением субвенций.
Статьей 55 Федерального закона
№ 131-ФЗ к собственным доходам
местных бюджетов также отнесены
средства самообложения граждан
и добровольные пожертвования.
Состав собственных доходов
местных бюджетов может быть изменен
федеральным законом только в
случае изменения перечня вопросов
местного значения, установленного статьями
14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ, и
(или) изменения системы налогов
и сборов Российской Федерации.
Согласно закону Волгоградской
области «О бюджетном устройстве
и бюджетном процессе в Волгоградской
области» к собственным доходам
бюджетов муниципальных образований
относятся налоговые и неналоговые
доходы, зачисляемые в бюджеты
муниципальных образований в
соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации, законодательством
о налогах и сборах, доходы, полученные
бюджетами муниципальных образований
в виде безвозмездных поступлений, за
исключением субвенций.
Рассмотрим более подробно
доходы, закрепленные за местными бюджетами
Волгоградской области.
К неналоговым доходам
муниципальных районов Волгоградской
области относятся доходы в виде
(ст. 62 БК РФ; п.2 ст. 16 Закона Волгоградской
области «О бюджетном устройстве
и бюджетном процессе в Волгоградской
области»):
1. платы за негативное
воздействие на окружающую среду;
2. доходов от использования
имущества, находящегося в собственности
муниципальных районов, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах
и сборах, за исключением имущества
автономных учреждений, а также
имущества унитарных предприятий,
в том числе казенных - по нормативу
100 процентов;
3. доходов от продажи
имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале), находящегося
в собственности муниципальных
районов, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах, за исключением
имущества автономных учреждений,
а также имущества унитарных
предприятий, в том числе казенных
- по нормативу 100 процентов;
4. доходов от платных
услуг, оказываемых муниципальными
бюджетными учреждениями муниципальных
районов, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах;
5. части прибыли унитарных
предприятий муниципальных районов,
остающейся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей,
в размерах, определяемых в порядке,
установленном муниципальными правовыми
актами представительных органов
муниципальных районов;
6. сборов за выдачу
лицензий на розничную продажу
алкогольной продукции, выдаваемых
органами местного самоуправления
- по нормативу 100 процентов;
7. до разграничения государственной
собственности на землю в бюджеты
муниципальных районов поступают:
- доходы от передачи
в аренду земельных участков,
государственная собственность
на которые не разграничена
и которые расположены в границах
поселений, а также средства
от продажи права на заключение
договоров аренды указанных земельных
участков - по нормативу 50 процентов;
- доходы от продажи
земельных участков, государственная
собственность на которые не
разграничена и которые расположены
в границах поселений, - по нормативу
50 процентов;
8. плата за пользование
водными объектами, находящимися
в собственности муниципальных
районов - по нормативу 100 процентов;
9. средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные
в возмещение вреда, причиненного
муниципальным районам, и иные
суммы принудительного изъятия
- по нормативам ст. 46 БК РФ;
10. иные неналоговые доходы.
Формирование доходов местных
бюджетов
Доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных доходов
и доходов за счет отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов
и сборов, а также неналоговых доходов
и безвозмездных перечислений.
К собственным доходам
местных бюджетов относятся:
- средства самообложения
граждан;
- доходы от местных
налогов и сборов;
- доходы от региональных
налогов и сборов;
- доходы от федеральных
налогов и сборов;
- безвозмездные перечисления
из бюджетов других уровней, включая
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований, иные средства
финансовой помощи из бюджетов других
уровней и другие безвозмездные перечисления;
- доходы от использования
муниципального имущества;
- часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после уплаты
налогов и сборов и осуществления иных
обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, и часть
доходов от оказания органами местного
самоуправления и муниципальными учреждениями
платных услуг, остающаяся после уплаты
налогов и сборов;
- штрафы, установление которых
в соответствии с федеральным
законом отнесено к компетенции
органов местного самоуправления;
- иные поступления в
соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации и решениями органов местного
самоуправления.
В местные бюджеты зачисляются
налоговые доходы от следующих местных
налогов, устанавливаемых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах:
- земельного налога —
по нормативу 100%;
- налога на имущество
физических лиц — по нормативу
100%.
Введение местных налогов
и сборов преследует цель пополнять
доходные источники местных бюджетов,
способствовать их сбалансированию, обеспечивать
социально-хозяйственные потребности
городов, районов и других административно-территориальных
единиц. На протяжении последних пяти
лет доля поступлений местных налогов
и сборов в местные бюджеты не превышает
1-5% от общей суммы доходных источников
бюджетов различных уровней (от областного
и ниже). Затраты же по их сбору в стоимостном
выражении, а также затраты времени и сил
налоговых работников несоизмеримы с
эффектом функционирования местного налогообложения.
В бюджеты муниципальных
районов подлежат зачислению налоговые
доходы от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами:
- налога на доходы физических
лиц — по нормативу 20%;
- единого налога на
вмененный доход для отдельных
видов деятельности — по нормативу 90%;
- единого сельскохозяйственного
налога — по нормативу 30%;
- государственной пошлины
(подлежащей зачислению по месту
регистрации, совершения юридически
значимых действий или выдачи документов)
— по нормативу 100%;
- по делам, рассматриваемым
судами общей юрисдикции (за исключением
Верховного Суда Российской Федерации),
за исключением случаев, когда в суды общей
юрисдикции обращаются прокуроры, органы
государственной власти и органы местного
самоуправления по делам в защиту государственных
и общественных интересов;
- за совершение нотариальных
действий нотариусами, работающими
в государственных нотариальных
конторах, уполномоченными на то
в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации и ее
субъектов, должностными лицами органов
исполнительной власти (за исключением
консульских учреждений Российской Федерации),
органов местного самоуправления;
- за выдачу ордера на
квартиру;
- за выдачу разрешения
на распространение наружной
рекламы.
Установление указанных
нормативов законом субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта
Федерации на соответствующий год
и (или) иным законом субъекта Федерации
на ограниченный срок действия не допускается.
В местный бюджет поступают
следующие ассигнования:
- на финансирование осуществления
отдельных государственных полномочий,
передаваемых органам местного самоуправления;
- на финансирование реализации
органами местного самоуправления
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации;
- на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной
власти, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов муниципальных
образований.
Доходы местных бюджетов
могут быть переданы бюджетам других
уровней по ставкам (нормативам), определяемым
правовыми актами органов местного самоуправления.
Такой подход обеспечивает наиболее эффективное
использование совместных ресурсов и
прямую их увязку с предоставляемыми бюджетными
услугами в интересах всего населения
той или иной территории
. Местный бюджет - это бюджет
муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение которого осуществляется
органами местного самоуправления. По
Бюджетному кодексу РФ местный бюджет
является формой образования и расходования
средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. Бюджетные
и имущественные права, предоставленные
органам местного самоуправления, дают
им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение
предприятиями и получать от них доходы
[7, С. 326].
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие функции:
1. формирование денежных
фондов, являющихся финансовым обеспечением
деятельности местных органов
власти;
2. распределение и использование
этих фондов между отраслями
народного хозяйства;
3. контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций
и учреждений, подведомственных этим органам
власти.
региональный местный
бюджет
Важное значение имеют местные
бюджеты в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач - в первую
очередь в распределение общегосударственных
средств на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
местных бюджетов, их государственной
финансовой поддержки. Исходя из этих
принципов, доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных
доходов и отчислений от федеральных
и региональных налогов и сборов
[19, С. 363-364].
Федеральный закон 2003 г. разделяет
доходы местных бюджетов на собственные
и полученные в виде субвенций для осуществления
отдельных государственных полномочий.
К собственным доходам относятся: доходы
от местных, региональных и федеральных
налогов и сборов, закрепленные за местными
бюджетами; средства самообложения граждан;
безвозмездные перечисления из бюджетов
других уровней, включая дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований; доходы от использования
муниципального имущества; часть прибыли
муниципальных предприятий; штрафы, добровольные
пожертвования и иные поступления.