Индикативное планирование в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 02:15, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является осветить все теоретические аспекты индикативного планирования, а также показать их применение на практике.
Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования.

Содержание

Введение 3
1 Теория индикативного планирования 4
2 Индикативное планирование в Японии 11
2.1 Особенности общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии. 11
2.2 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в Японии 18
2.3 Новая стратегия экономического роста Японии…………………………………………………...20
Заключение 22
Списки использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

индикативное планирование в японии.docx

— 95.84 Кб (Скачать файл)

Важнейшей отличительной особенностью индикативного планирования в Японии можно считать его гибкость, что обусловливается необходимостью разработки новых плановых ориентиров, соответствующих изменяющимся внутренним и внешним условиям развития страны.

Реальная роль государства в экономике Японии выходит за пределы как формальных показателей, так и юридических рамок, устанавливаемых законодательством. Во многом такая позиция японского государства обусловливается особыми социопсихологическими установками японской нации, такими как ориентация на коллективные ценности и стремление к выработке консенсуса на основе уважения и учета мнений всех заинтересованных сторон. В этой связи государство в Японии выполняет три основные функции:

1) оно традиционно воспринимается  общественным сознанием в качестве  носителя и гаранта общенациональных  интересов;

2) оно выступает как  своеобразный посредник в процессе  выработки и достижения консенсуса  в обществе, которое состоит из  большого числа изолированных  и конкурирующих между собой  групп;

3) оно выполняет роль  национального лидера, за которым  общественное сознание закрепило  особый статус, дающий ему право  действовать на основе приказов.

Ряд специалистов считают, что в Японии достигается достаточно оптимальный баланс между решениями, основывающимися на рыночных сигналах, и решениями, учитывающими более широкий круг проблем (обеспечение национальной безопасности, поддержание социально-политической стабильности, сохранение окружающей при родной среды).   Однако следует отметить, что японский опыт реализации индикативных

планов является настолько специфичным, что его механическое        использование другими странами вряд ли представляется возможным. Вместе с тем, для любой страны, и особенно для России, может быть полезен японский опыт в сфере анализа и оценки возможных социальных последствий принимаемых экономических решений.

          Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация  вырабатывает  свою  стратегию. 
          Правительство и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным. 
          Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы. 
          Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. 
          Правительство предусматривает последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60% - объема оптовой торговли и более 80 % - розничной. В обрабатывающей промышленности функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. долларов и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле - соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, в розничной торговле и сфереуслуг - 66 тыс. долларов и до 50 работающих.[12] 
          Одним из путей поддержки рискованных инновационных проектов является избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным  банковским  займам. 
          В Японии применяется государственный заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа - заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу. В рыночной стихии государство - самый надежный заказчик[2]. 
          Прогнозы развития воплощаются в рамках планов-программ. Планы-программы дают представление о возможных вариантах развития тех или иных процессов, отражают круг потенциальных проблем, часто в рамках программ предлагаются возможные пути решения этих проблем. Все прогнозы строятся на основании статистической информации, проводится глубокий научный анализ. Первоначально выстраиваются прогнозы по отраслям, а затем на базе них выстраивается прогноз развития экономики страны  в  целом. 
          Отличительной особенностью всех государственных прогнозов в Японии является их адаптивность. Все прогнозы публикуются в источниках массовой информации, и в случае, если после ознакомления возникают возражения с результатами прогнозов в широких кругах, тогда Управление экономического планирования возвращается к результатам данного прогноза, и изучает обоснованность данных возражений. После этого, при необходимости, вносятся соответствующие корректировки. 
          Результаты прогнозов широко используются не только в государственном, но и в частном секторе экономике. Многие компания выстраивают свою деятельность в рамках предложенных прогнозов. 
          Планы-программы в Японии являются одни из механизмов регулирования рыночной экономики. При этом используются только рыночные инструменты. На базе прогнозов в отдельных отраслях государство выстраивает свое поведение. При необходимости более активного развития государство может применить стимулирующие методы: применить систему льготного налогообложения, произвести бюджетное субсидирование, разместить большой госзаказ, предоставить различные схемы льготного кредитования и т.д. Подобные меры способны дать положительный результат только вусловиях достоверных прогнозов. В России также широко используются различные механизмы вмешательства в рыночную экономику, но при этом последнее время всё чаще обнаруживаются случая неэффективного использования государственных средств (речь идет о госзаказе, различных программах поддержи предпринимательства, льготного кредитования отдельных групп граждан).            Принятие любых решений, оказывающих влияние на экономику страны на базе достоверных прогнозов социально-экономического развития, может существенно повысить эффективность государственного управления. 
          Несмотря на такую важную роль прогнозирования в экономике Японии, в стране отсутствуют специализированные законы, регулирующие государственную деятельности в области планирования и прогнозирования. Процесс прогнозирования регулируется множеством подзаконных актов и сводом  инструкций. 
          Система прогнозов в Японии содержит долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы. Краткосрочное прогнозирование в основном используется в бюджетном процессе. Среднесрочные программы развития насчитывают полувековую историю. Причем существенное внимание уделялось среднесрочным программам регионального развития. Последняя подобная программа датирована 1992 годом. 
          Существенной особенностью всех среднесрочных программ развития является их «скользящий» характер. Каждая последующая программа разрабатывалась и утверждалась парламентом за 2-3 года до окончания предыдущей программы. Постепенно в основу программ ложилось индикативное планирование. Все прогнозы учитывали различные варианты развития экономики и были подчинены стратегическим целям развития экономики  Японии. 
          Изначально прогнозы представляли собой простую экстраполяцию прошлых тенденций. По мере накопления опыта в области прогнозирования на уровне государства стали разрабатываться эконометрические модели, которые и на сегодняшний день составляют существенную часть используемой  методологической  базы. 
          Переход к эконометрическим моделям, которые способны давать достоверные прогнозы, стал возможен, благодаря службе государственной статистики. Законодательство регламентирующую статистическую деятельность на государственном уровне было принято в середине ХХ века. «Базовый принцип государственной статистики: статистическая информация – это публичное благо. Закон о статистике установил защиту респондентов. Первичные данные, полученные от респондентов, не разглашаются, и на заполненные анкеты наносится гриф «секретно». Они используются только для табличной обработки по официальным стандартам». В случае разглашения предоставленной информации сотрудники органов государственной статистики несут уголовную ответственность. На основе достоверной статистической информации в Японии удалось разработать и поддерживать в работоспособном состоянии ряд эконометрических моделей. 
          В Японии, также как и в США активно практикуется привлечение частных компаний для прогнозирования. Чаще всего данные компании образуются при страховых и инвестиционных компаниях, при банках, при промышленных  компаниях. 
          Таким образом, опыт Японии может быть достаточно эффективно использован в процессе реформирования системы прогнозирования, как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов. 
          Во-первых, опыт Японии, как и многих других стран, показывает постепенное развитие данной области (Япония прошла путь от прогнозов на базе простой экстраполяции до сложных эконометрических моделей). 
          Во-вторых, все прогнозы развития разрабатываются исключительно для практического использования, как государственными служащими, так и частными  компаниями. 
          В-третьих, прогнозы выступают одним из инструментов государственного регулирования рыночной экономики, на их базе принимаются решения об использования тех или иных рычагов воздействия на  экономику. 
           В-четвертых, достаточно успешно зарекомендовал себя опыт привлечения частных компаний для построения различного рода прогнозов как  на  государственном, так и на частном уровнях. 
          В-пятых, свою эффективность доказало общественное обсуждение разработанных прогнозов развития.

         2.2 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в                Японии 
 
          В Японии все крупные фирмы имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется сверху-вниз. Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования – пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального прогнозирования, иногда ее называют индикативным  планированием. 
          Общепризнано, что основой японского бизнеса является планомерность, т.е. все действия любого предприятия (организации) обязательно осуществляются по строгому плану. Всякое действие включает три операции: планирование, само действие и контроль. Многие исследователи утверждают, что страна буквально укутана сетью планов, и план в Японии не противоречит рынку. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим, ориентированным на достижение крупных целей и развитие на долгосрочной основе. Долгосрочное планирование в Японии начало ускоренно внедряться с 1950 года. В 1956 г. был принят первый пятилетний план экономического развития страны. 
          Правительство  и предприниматели обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным. Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.                            Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, работающих на предприятии и принимающих участие в планировании. План является основным средством рационализации деятельности и основным документом по контролю над поставленными целями. 
          Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении   принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята   программа трансформации экономической структуры Японии в целях   достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы». Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI века. В ее основе                     Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой – само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм. Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов,    государственный заказ. Льготное кредитование – основной источник    финансовых средств для технологического обновления в Японии.                 Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский Банк Развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50%. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями [1, ст. 97]. 
 
          2.3 Новая стратегия экономического роста Японии

          Сегодня Япония выступает с новой стратегией экономического роста, учитывающей реалии современного состояния японской и мировой экономики, перспективные угрозы и вызовы развития мировой экономики в будущем. В стратегии дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом  в  Японии.[15] 
          В стратегии ставятся на перспективу амбициозные задачи дальнейшего усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа - всемерного развития человеческого и социального капитала Японии. Предполагается, что Япония в перспективе будет создавать новые ценности, систему ценностей, привлекательную для всего мира. Таким образом, Япония предстает не только как мощный экономический центр, но и генератор новых социально-экономических идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический и политический  статус  в  мире.[8] 
          Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом показал всему миру, что слабости можно превращать в силу (весьма характерный лозунг японской философии: «поддайся и победи») - именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму:  «работай  эффективно  или  погибнешь».[9] 
          Примечательно, что именно Япония и Венгрия, страны в значительной степени лишенные собственных ресурсов, показывали примеры хорошей и эффективной работы, изобретательности. Тут есть над чем подумать - у нас в избытке природных ресурсов, территории, и именно это подталкивает часто к экстенсивным и малоэффективным решениям, не говоря уже об объективной возможности крупномасштабных хищений и растрат, о которых нам постоянно и сообщают. При этом еще у нас часто раздаются голоса, что нам чего-то не хватает в природе, что для остального мира выглядит просто либо комичным,  либо  заведомо  ложным.[5] 
           Сокращение трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений, безлюдных роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще - всемерных вложений в человеческий капитал, повышение его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного  высокотехнологичного  роста. 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение 
 
           Подводя итоги анализа японского опыта в области планирования и прогнозирования, следует выделить ряд ключевых моментов. 
          Для достижения положительных результатов в социально-экономической сфере требуется значительное внимание уделять планированию и прогнозированию. В Японии есть специальные органы планирования и прогнозирования, наделенные обширными полномочиями и имеющие достаточные финансовые ресурсы. В современных условиях представляется целесообразным использование этого опыта для формирования новой организационной структуры органов планирования и прогнозирования в России. Несомненными атрибутами современной системы органов планировании и прогнозирования как на региональном уровне, так и на федеральном должны стать: строгая организационная структура; широкий круг полномочий соответствующих органов; четкое законодательное определение прав, обязанностей и ответственности, а также надлежащие финансирование.  
          Практически все зарубежные страны, в которых существенное внимание уделяется планированию социально-экономического развития, активно привлекают различные научные организации, университеты и частный сектор. Все взаимоотношения между государством и подобными организациями выстраиваются на экономической основе. Данное обстоятельство приносит два положительных момента. 
          Во-первых, государству нет необходимости содержать большой штат прогнозистов. Тендеры и конкурсы, проводимые государством между организациями, занимающимися построением прогнозов, позволяет существенно  экономить  финансовые  ресурсы. 
          Во-вторых, государство стимулирует развитие такой отрасли, как прогнозирование. А конкуренция является лучшим инструментом для этого. В итоге государство выигрывает не только в экономическом плане, но и получает  высококачественные  прогнозы.  
          Все прогнозы социально-экономического развития носят либо индикативный, либо рекомендательный характер. При этом создаются такие условия, чтобы частный сектор был заинтересован в достижении параметров, обозначенных в прогнозах. Скользящий характер прогнозов социально-экономического развития присущ и современной России, однако в Японии реализован механизм общественного обсуждения прогнозов. Данный аспект существенно повышает качество итоговых результатов. 
          Ни один прогноз, ни один план не может быть построен без наличия необходимой, достоверной статистической информации. Одним из направлений реформирования сложившейся системы планирования и прогнозирования должно стать совершенствование деятельности органов государственной статистики, повышение их статуса, расширение полномочий. Хорошим примером  служит опыт  Японии. 

                               

 

 

 

 

 

 

 

                          Списки использованной литературы

 

1. Бенранов П.И. Социальное  прогнозирование / под ред. П.И. Бенранова // − М.:Финансы и статистика, 2001. 
2. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие / под. ред. В.И. Борисевич // – М.: Интерпрессервис, 2001. 
3. Смирнов С.Н. Социальное прогнозирование / С.Н. Смирнов // – М.: ИНФРА, 2003. 
4. Шевченко Г.В. Соц. прогнозы в РФ / Г.В. Шевченко //– М.: Человек и труд, 2002. 
5. Юрьева Т.В. Социальное прогнозирование и футурология / Т.В. Юрьева // − М.: Русская Деловая Литература, 2002.

6. Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии// Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.62-74.

7. Сенаторов А. Япония: курс на структурные реформы // Проблемы Дальнего Востока.- 1998.- №2.- С.37-49.

8. Сенаторов А. Я. Японская модель самоуправления // Знакомьтесь - Япония. 1996. 11.

9. "Япония: смена модели экономического роста" Под. ред. И. П. Лебедевой, А. И. Кравцевича, М., 1991 г.

10. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии//Мировая экономика и международные отношения – 2000, - №8. – С.18-25.

11. В.И. Кушлин, Н.А. Волгин. Государственное  регулирование рыночной экономики. Москва, "Экономика", 2000

12. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Общий  и специальный менеджмент. Москва, РАГС, 2000

13. Г.Н. Сорвина. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОССПЭН, 2000

14. В.Н. Иванов. Основы современного  социального управления. Теория  и методология. Москва, 2000

15. М.Н. Петрова. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000

16.  В.Г. Ерохин В.Н., Харисов. Нейропакет  в корпоративной системе поддержки  принятия решений. Computer Weekly, ¦ 43, 1998

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индикативное планирование в Японии