Интеллектуальная собственность: особенности, проблемы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов рынка интеллектуальной собственности, проблем и тенденций его развития. Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику института интеллектуальной собственности и его роли в развитии экономических отношений;
- оценить эффективность использования интеллектуального капитала;
- рассмотреть процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, отметить его преимущества и недостатки;
- выявить основные проблемы и тенденции в развитии рынка интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее особенности 5
1.1. Характеристика института интеллектуальной собственности 5
1.2. Место и роль интеллектуальной собственности
в развитии общества 9
2. Эффективность использования интеллектуального капитала 14
3. Коммерциализация интеллектуальной собственности:
плюсы и минусы 18
4. Проблемы и тенденции развития
института интеллектуальной собственности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

4. Глобальность заключается в отсутствии границ и барьеров для распространения продуктов. Многие продукты продаются через Интернет, где нет национальных границ.

5. Низкий порог входа. Любой программист или творческий человек могут создать продукт – книгу или программу и начать продавать её через сеть Интернет, издержки при этом будут только временные. Мало в каком ином бизнесе такое возможно.

6. Сложность оценки стоимости активов. Оценить интеллектуальные товары и компании, работающие на этом рынке, является крайне сложной задачей.

Рост спроса и предложения на изобретения, технические знания и опыт определяет насыщенность рынка интеллектуальных продуктов этими специфическими товарами. [14, с.141]

Изобретения и усовершенствования оказывают стимулирующее воздействие на научно-технический процесс. Производители революционизирует методы и технические процессы труда для получения большей прибыли и для получения новых методов и средств. Объекты лицензий и патентов могут вовлекаться в сферу обмена наравне с обычными товарами.

У научно-технических достижений есть два аспекта их функционирования на рынке. В сфере обмена проявляются конкретные индивидуальные свойства, по которым изобретения различаются и разделены на рынке. Это внешняя форма, состав, назначение, техническо-экономические характеристики товаров и т.д. И у интеллектуальных товаров есть общие, наиболее общие существенные свойства изобретений, которые характеризуются новизной. Они-то и составляют экономическую основу для объединения интеллектуальных товаров в отдельный сектор на рынке.

Торговые операции с интеллектуальными продуктами и товарами имеют ряд специфических черт, отличающих их от торговых операций с обычными товарами. При заключении сделок переход интеллектуального товара от продавца к покупателю производится не в натуральной, а в опосредованной сфере, и действует правовая охрана изобретения от использования его конкурентами.

Все лицензионные торговые сделки оформляются как соглашения о передаче прав или разрешения на использование изобретения. При торговле обычными товарами не оформляются соглашения, и происходит окончательная, безвозвратная передача товара от продавца к покупателю. Особенности лицензионной торговли состоят в том, что в результате торговой сделки в товарообмен вовлекаются новые особые товары, научно- технические достижения.

В результате происходит участие товаров в технологическом обмене. Связи, по которым производится технологический обмен, могут быть некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие формы товарообмена включают в себя научно-технические публикации, выставки, организация и проведение симпозиумов, ярмарок. Коммерческие формы технологического обмена предполагают передачу лицензионных соглашений права использования изобретений.

В настоящее время сформировался особый единый, обособленный рынок лицензий, а в его пределах - отраслевой рынок, на котором осуществляется продажа сопутствующих лицензий, имеющих зависимый, сопутствующий характер.

Помимо купли-продажи в сфере обмена могут осуществляться соглашения о передаче устаревшей технологий. Происходят данные процессы на специальном рынке технологий.

Рынки лицензий и технологий обладают всеми основными чертами товарных рынков. Во-первых, однородностью товаров, то есть, объектов лицензий. Рынки имеют свои правила и обычаи, которые определяют характер взаимоотношений продавцов и покупателей в сфере обращения. На данных видах рынка существуют свои формы рекламных обращений, есть свои правовые нормы.

Использование   интеллектуальной   собственности   дает существенные   выгоды предприятию, государству, обществу.

Выгоды предприятия можно распределить на конкурентные преимущества, финансовые выгоды.

Конкурентные преимущества вследствие монопольного права компании на результаты интеллектуальной деятельности включают контроль рынка и возможность завоевания новых рынков.

Финансовые выгоды: увеличение дохода предприятия от продажи прав на интеллектуальную собственность, передачи комплекса прав на нее другой лицу, монопольного использования этих прав. Увеличивается доход и предприятий, которые покупает эти права. Яркий пример - работа по франчайзингу, если одна компания покупает у другой право на использование ее торговой марки.

Выгоды для государства:

- во-первых, внедрение новейших технологических достижений, привлечение инвестиций в экономику за счет возрастания уставного капитала компаний приводят к увеличению темпов экономического развития, а также объема ВВП, часть которого остается в государстве для выполнения функций управления;

- во-вторых, чем ниже уровень правовой защиты рынка интеллектуальной собственности, тем выше объемы продажи контрафактной продукции, от чего страдают не только держатели интеллектуальной собственности, но и государство (недополучение налоговых платежей).

В-третьих, если государство не оказывает содействие развитию рынка интеллектуальной собственности, оно теряет такой источник дохода как поступления от таможенной пошлины, лицензионных и других платежей, которые осуществляют держатели прав при регистрации прав на интеллектуальную собственность.

Выгоды для общества заключаются в том, что потребители получают возможность покупать продукцию по более низким ценам - коммерциализация объектов интеллектуальной собственности оказывает содействие существенному снижению налогов.

 

2. Эффективность  использования интеллектуального  капитала

Интеллектуальный капитал, являясь одной из составляющих частей совокупного капитала организации, участвует в преобразованиях из одной формы в другую. В процессе функционирования компании происходит превращение капитала из денежной формы в интеллектуальные производительные элементы. Предприниматель нанимает («покупает») рабочую силу, представленную инженерно-техническими, научными работниками и управленцами, которые используют свой опыт, знания и навыки для разработки инновационного продукта и продвижения его на рынок. Также финансируются обучение и переподготовка специалистов, проведение бизнес-тренингов и мастер-классов для сотрудников предприятия с целью повышения их квалификации, расширения базы знаний, стимулирования творческой активности. В результате интеллектуальной деятельности персонала организации создаются новые идеи и различные объекты интеллектуальной собственности, ориентированные на повышение конкурентоспособности производимой продукции и получение дохода.

При производстве инновационного продукта интеллектуальный капитал можно рассматривать с двух различных позиций. С одной стороны, он выступает в качестве используемого ресурса, являясь как бы неотъемлемой частью материальных, общепроизводственных, управленческих и других видов издержек. Интеллектуальный капитал представлен в виде интеллектуальной составляющей готовой продукции, оказывает непосредственное влияние на качество товара, его конкурентоспособность на соответствующем рынке. С другой стороны, интеллектуальный капитал можно рассматривать как орудие интеллектуального труда. Другими словами, с помощью него происходит такое рациональное сочетание ресурсов и труда работающих, которое приводит к достижению запланированных инновационных результатов.

Интеллектуальный капитал приобретает вещественную форму в виде созданного продукта и, как следствие, формирует часть его себестоимости, увеличивает потребительскую ценность товара. Чем выше уровень достигнутого качества реализуемой продукции, тем больше величина прибавочной стоимости, которую создает интеллектуальный капитал.  При продаже инновационного товара интеллектуальный капитал превращается в деньги, которые при правильной организации бизнеса будут направлены на его приумножение.

Таким образом, модель превращений интеллектуального капитала можно представить в виде схемы (рис. 1).





 



 

 

Рис. 1. Модель превращений интеллектуального капитала

В процессе превращений интеллектуальный капитал выступает в материальной и нематериальной формах. В первом случае, когда он является одной из составляющих стоимости производимой продукции, его величину можно выразить в стоимостном выражении. Т.к. интеллектуальная составляющая инновационной продукции является характеристикой ее качества, значит, оценить можно и само качество, точнее его изменение относительно уже полученного ранее показателя.

Таким образом, стоимость единицы инновационной продукции на рынке будет формироваться следующим образом:

С = Сб + Си,

где Сб – базовая стоимость единицы продукции, т.е. стоимость продукции до внедрения инновационной идеи в процессе производства;

Си  - стоимость интеллектуальной составляющей единицы инновационного продукта. 

При этом Си равна среднему значению количественной оценки изменения потребительской ценности продукта, т.е. сколько готов заплатить потребитель за приобретение инновационного товара (более высокого качества, с наиболее предпочтительными свойствами).

Используя данную формулу, на примере какого-либо продукта можно проследить изменение его стоимости в зависимости от применения той или иной инновационной технологии при его производстве, а также сравнить несколько «новых» товаров между собой. Это позволит выявить более благоприятные для потребителей свойства изделий; узнать, реализация какого из предлагаемых на рынок продуктов является целесообразной и принесет максимальную прибыль из возможных.

Показатель эффективности использования интеллектуального капитала организации Эи можно определить  как:

Эи = Си/С = (С-Сб)/С.

Данный показатель позволяет судить о доле интеллектуальной составляющей во всей стоимости продукции. Коэффициент эффективности использования интеллектуального капитала компании является величиной, зависимой от стоимости единицы инновационной продукции и всех «неинтеллектуальных» затрат на ее производство и реализацию.

В настоящее время рынок объектов интеллектуальной собственности за рубежом развивается очень интенсивно, в то время как в нашей стране он только зарождается и лишь набирает свои обороты. Происходит «утечка умов» за границу, где условия для научной деятельности наиболее благоприятны. В нашей стране недостаточно развиты институты патентного, авторского прав. Несовершенно и законодательство в сфере интеллектуальной собственности.

Объем патентуемых в России отечественных изобретений очень невелик, и большинство технических идей наших инженеров и ученых коммерциализируются за рубежом и в итоге обогащают не российский бюджет, а казну тех стран, где они были внедрены.

Курс на проведение инновационной политики в России неразрывно связан с функционированием института интеллектуальной собственности. С целью реализации поставленной задачи необходимо рассматривать следующие основные принципы:

  1. обеспечение государственного регулирования деятельности организаций в сфере интеллектуальной собственности;
  2. создание предпосылок для наращения и развития интеллектуального потенциала организаций;
  3. государственная поддержка отечественных предпринимателей в применении «креативных» технологий при производстве инновационной продукции;
  4. предоставление льгот «интеллектуальным» организациям.

При реализации инновационной политики на предприятиях следует учитывать необходимую правовую базу, возможность поддержки государства и предоставление тех или иных льгот в данной стране. Не стоит экономить на финансировании обучения и повышения квалификации персонала, ведь накопленные работниками знания и имеющиеся навыки могут привести в будущем к созданию инновационного продукта, от реализации которого организация получит доходы. Интеллектуальная составляющая нового изделия является характеристикой ее качества, а значит, повышая ее, можно производить более конкурентоспособные товары.

 

3. Коммерциализация интеллектуальной собственности:

плюсы и минусы

Чтобы соответствовать новой инновационной модели развития мировой экономики, необходимо рационально использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы, детально и ответственно подходить к оценке их потенциала. К сожалению, в настоящее время не все субъекты предпринимательства осведомлены в области своих прав на объекты интеллектуальной собственности и зачастую не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. А ведь интеллектуальная собственность является одним из важных аспектов развития организации, составляет определенную долю в её совокупном капитале, играет немаловажную роль в деятельности фирмы, а также в процессе её интеграции в инновационную экономику.

На практике выделяют два основных направления реализации интеллектуальной собственности:

  1. в виде вклада в уставный капитал.
    • использование объектов интеллектуальной собственности наравне с другим имуществом предприятия, а также их употребление в качестве залога при получении банковских кредитов и инвестиций;
    • амортизация определенных видов объектов интеллектуальной собственности в уставном капитале и замещение их реальными денежными средствами (капитализация интеллектуальной собственности). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях остаются в распоряжении предприятия (формируя амортизационный фонд), включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль;
    • авторы и предприятия - владельцы интеллектуальной собственности получают возможность участвовать в роли учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.
  2. в хозяйственной деятельности предприятия в виде нематериальных активов.
    • документально подтвердить права собственности и поставить ее объекты на баланс в качестве имущества предприятия;
    • получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также обеспечить обоснованное регулирование расценок на продукцию инновационной деятельности предприятия в зависимости от объема передаваемых прав на ее использование.

Информация о работе Интеллектуальная собственность: особенности, проблемы, тенденции развития