Полукарова Евгения,
С1513гс(а)
Краткая характеристика
бюджетной системы Италии.
Финансовая система
Италии включает бюджет центрального
правительства, бюджеты местных
органов власти, специальные фонды,
а также финансы государственных
предприятий.
Консолидированный бюджет
центрального правительства, местных
органов власти и институтов
социального обеспечения образует
бюджет государственной администрации.
Доля расходов консолидированного
бюджета государственной администрации
в национальном доходе возросла
с 27,4% в 1951 до 50% в 1975 г.
Главным звеном финансовой
системы Италии является бюджет
центрального правительства, или
государственный бюджет. В 1975 г.
через государственный бюджет
перераспределялось около 40% национального
дохода страны по сравнению
с 18,8% в 1951 г.
Государственный бюджет
составляется по принципу нетто,
т. е. наряду с бюджетом центрального
правительства существуют бюджеты
автономных государственных предприятий,
деятельность которых отражается
в государственном бюджете лишь
своим положительным или отрицательным
сальдо.
Местные бюджеты, как
и бюджеты институтов социального
обеспечения, не входят в государственный
бюджет. Часть средств, аккумулируемых
государственным бюджетом, в различных
формах передается местным органам
власти, учреждениям социального
обеспечения и государственным
предприятиям.
До 1965 г. финансовый
год в Италии охватывал период
с 1 июля по 30 июня следующего
года. С 1965 г. финансовый год
совпадает с календарным. Льготный
срок, предоставляемый для закрытия финансовых
счетов, составляет один месяц. Таким образом,
счетный период равен 13 месяцам.
Государственный бюджет
Италии строится по системе
правовой компетенции в отличие
от кассовых бюджетов, составляемых
во многих странах. Система
правовой компетенции является
одной из главных причин возникновения
пассивных и активных остатков.
Пассивные остатки — это утвержденные
законом, но в действительности
не произведенные государством в течение
счетного периода расходы. Активные остатки
— это предусмотренные законом, но в действительности
не поступившие в кассу в течение этого
периода доходы. В последние годы пассивные
и активные бюджетные остатки достигли
большого объема.
Операции с ними
отражаются в специальном счете.
Проект бюджета составляется
министерством казначейства на
каждый календарный год. Работа
по его составлению начинается
за 11 месяцев до начала нового
бюджетного года.
В течение февраля
бюджетная инспекция Генеральной
государственной бухгалтерии, являющейся
одним из главных подразделений
казначейства, рассылает бухгалтериям
министерств проспекты, в которых перечислены
их проекты расходов на текущий год. В
соответствии с установкой руководства
министерств бухгалтерии вносят в проспекты
изменения и дополнения, и после одобрения
министрами заявки возвращаются в течение
апреля в бюджетную инспекцию. Генеральная
государственная бухгалтерия может внести
изменения в заявки министерств.
Проект государственного
бюджета v представляется министром
казначейства на рассмотрение
и одобрение правительства. Одобренный
кабинетом министров проект вместе
с отчетом об исполнении бюджета
за прошлый год после согласования
с министром бюджета и экономического
программирования направляется
в июле министром казначейства
в парламент.
Парламент может утвердить,
внести поправки или отклонить
представленный проект бюджета.
Если по каким-либо причинам проект не
утвержден до начала нового финансового
года, то в соответствии с конституцией
страны парламент специальным законом
предоставляет правительству право временно
исполнять новый бюджет максимум в течение
четырех месяцев, причем ежемесячная сумма
доходов и расходов по каждой статье не
должна превышать 1/12 их общего объема,
предусмотренного на год. Исполнение бюджета
организует казначейство. Сбор налогов
и пошлин осуществляет министерство финансов.
Функции кассира государства выполняет
Банк Италии.
Контроль за исполнением
бюджета возложен на казначейство. Высшим
контрольным органом Италии в области
государственных финансов является Счетная
палата. После заключения Счетной палаты
парламент утверждает закон об исполнении
бюджета.
Государственный бюджет
Италии состоит из двух частей:
счета текущих операций и счета
движения капиталов. Основными
доходами счета текущих операций
являются налоги. Среди них главную
роль играют косвенные налоги,
Относительно скромное место
в поступлениях счета текущих
операций занимают доходы от
капитала (проценты) и от государственных
предприятий и имущества. Расходы
счета текущих операций образуются
в основном из выплаты жалованья
и пенсий государственным служащим,
покупки товаров и услуг, трансфертов
государственным и частным предприятиям,
учреждениям и населению, а
также уплаты процентов по
государственному долгу. Превышение
доходов над расходами по счету
текущих операций зачисляется в доходную
часть счета движения капиталов, а дефицит
покрывается поступлениями на счет движения
капиталов.
Источником доходов
счета движения капиталов являются
облигационные займы и банковские
кредиты, а также перечисления
предприятий и учреждений, выручка
от продажи государственного
имущества. Расходы счета движения
капиталов включают прямые капиталовложения
государства, трансферты государственным
предприятиям и учреждениям, предоставление
кредитов, приобретение акций, погашение
государственного долга.
В последние годы
расходы по счету движения
капиталов составляют около четверти
всех расходов государственного
бюджета по сравнению с 14% в
1950/51 г. и 7% в 1938/39 г., что связано
с расширением государственного
вмешательства в экономику. Государственный
бюджет Италии характеризуется
хронической дефицитностью. С
1950/51 по 1975 г. его дефицит в текущих
ценах вырос в 35 раз. Для
покрытия бюджетного дефицита
государство широко использует
государственные займы, выпуск
которых влечет за собой рост
государственного долга и стимулирует
развитие инфляционного процесса.