Неоконсерватимзм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:54, реферат

Краткое описание

Цель работы показать основные процессы и тенденции политического движения, которое стремится к распрастроению в мире типичных ценностей западной цивилизации.
Формировалось течение неоконсерватизма философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В это

Вложенные файлы: 1 файл

Цель работы показать основные процессы и тенденции политического движения.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

 

Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М. Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса. Это сокращение «благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бернбаума "неоконсерватизм - это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода". Н. Бернбаума дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:

тема примата рынка, т. е. вера в  эффективность свободного рынка  и относительно не регулируемой формы  корпоративного капитализма, а также  в необходимость сохранение исключительно  сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;

критика "большого правительства", или центрального правительства, или  правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких популярных лозунгах - бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность  контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация;

закономерность распределения  общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;

защита традиционных ценностей - семейных, культурных, религиозных, технологических  и др.;

усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;

Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:

первая призвана обосновать мероприятия  по стимулированию экономического роста

вторая, меры борьбы с инфляцией.

Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.

Развитие теоретических постулатов "экономики предложения связано  с именами американских экономистов  Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, " успехи капитализма лежат на стороне предложения". Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем "чтобы наградить производителя и поощрить инвестора". Главным инструментом "поощрения" должна стать налоговая политика. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.

Стимулирующее воздействие налоговой  политики на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг. Реалии капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда.

Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и  бескомпромиссному внедрению либерализма  и демократии в странах с авторитарными  режимами. Это течение оправдывает  связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы  других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.

Одним из "духовных отцов" неоконсерватизма считается философ Лео Штраус\Leo Strauss, который бежал из нацистской Германии в США. Штраус обнаружил, что либеральное американское общество крайне напоминает Германию времен "Веймарской республики" - слабое в моральном плане и неспособное к самозащите. Штраус призывал к изменению подобных взглядов, поскольку, по его мнению, демократические режимы, неспособные применять силу, обречены на гибель - как это произошло в Германии, где абсолютно демократическим путем власть получил Гитлер. Штраус крайне негативно относился к тоталитарным и авторитарным режимам, считая, что они способны совершить любое преступление. Его нелюбовь к подобным государствам унаследовали современные неоконсерваторы. Исследователи наследия Штрауса ныне считают, что его взгляды в области политики и социологии были марксистскими, а в области экономики - либертарианскими (он выступал за минимализацию контроля государства над экономикой). Сам Штраус считал, что он возрождает практику "классического политического реализма".

· Сторонники

Основные положения философии  неоконсерватизма Штрауса, сформулированные политологом “Еш Гвуль” Е. В. Реинко:

1. Жизнь как основа бытия,  противостоящая смерти.

2. Сверх-задача человека, как личности, состоит в противопоставлении бездействию воли к жизни.

3. Отрицание одиночества человека  в своей борьбе с нарастающим  хаосом.

4. Необходимость создания единой  системы рациональных ценностей,  и её бережного сохранения - "консервирования". Таким образом "консерватизм" или если угодно "неоконсерватизм" -- это уловка жизни в её вечной борьбе со смертью.

Примечательно, что Е. В. Реинко считает главным предшественником неоконсерваторов Уинстона Черчилля.

Еще одним видным представителем в 1973 году Майкл Харрингтон предложил термин «неоконсерватизм» для описания идей либеральных интеллектуалов и политических философов, которые отказывались от принадлежности к доминирующему в тот период времени политическому направлению внутри Демократической партии в пользу новой формы консерватизма. По предположению Харрингтона, данный термин должен был иметь уничижительную окраску, но был, как ни странно, использован Кристолом, как удачное описание идей и политических курсов, предлагаемых в влиятельном американском журнале The Public Interest.

В отличие от либералов, неоконсерваторы отвергали идею больших социальных программ, реализованную Линдоном Джонсоном. В отличие от обычных консерваторов они поддерживали в ограниченной форме идеи государства всеобщего благосостояния, предложенные Ф. Рузвельтом.

В феврале 1979 года Кристол был опубликован на обложке журнала Esquire. В заголовке значилось: «основатель наиболее влиятельной политической силы в Америке -- Неоконсерватизма». Этот год также примечателен публикацией книги Неоконсерваторы: люди, которые изменили американскую политику (The Neoconservatives: The Men Who Are Changing America's Politics). Также как Харрингтон, автор книги Питер Стейнфелс был критиком неоконсерватизма, но был впечатлен их растущим политическим и интеллектуальным влиянием. Ответ Кристола вышел под заголовком «Правдивая признательная исповедь -- возможно единственная -- сторонника консерватизма» «Confessions of a True, Self-Confessed -- Perhaps the Only -- 'Neoconservative'».

Неоконсерватизм, по мнению Кристола, был не идеологией, а системой взглядов, способом рассуждений о политике, а не совокупностью принципов и аксиом. Один из острых критиков Кристола определял неоконсерваторов, как «либералов, которые были ограблены на улице».

Такая реальность, по Кристолу, была совокупностью единиц. В то время как истины «экономики предложения» (supply-side economics)[8], как основы экономического роста было 'sine qua non' (непререкаемое условие) для сохранения современной демократии. Он настаивал, что любая экономическая философия нуждается в расширении «политической философией, моральной философией и даже религиозной мыслью», в которых даже более значимы для современной демократии.

В одной из ранних книг, «Две благодарности  капитализму» (Two Cheers for Capitalism), он заявляет, что капитализм (или более строго -- буржуазный капитализм) заслуживает двух благодарностей. Во-первых, за то, что «он работает, в достоточно простом, вполне материальном смысле этого слова». Во-вторых, за то, что он «близок к оценке личной свободы». Эти, не такие маленькие достижения, как он полагал, только в рамках капитализма и возможно развивать. Но это также и возлагает большой «духовный груз» на индицидуальный и социальный порядок. Поскольку это не позволяет индивидуальным встречающимся в реальности человеческим потребностям, это создает духовное недомогание, что ставит под угрозу легитимацию социального порядка. Более чем что-либо ещё это заставлет воздерживаться от третьего достижения неоконсерватизма.

В целом неоконсерватизм в тех  или иных пропорциях интегрировал отдельные  элементы остальных вариантов консерватизма  и сводятся к следующему: вера в  естественный закон, не зависящий от воли людей, убеждение в том, что  человеческое общество представляет собой  своего рода “духовную корпорацию”, такую как церковь. Порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень  длительного периода человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности “общества-корпорации”  первостепенное значение имеет сохранение “беспрерывной преемственности  и связи жизненной артерии”. Изменения  в обществе не должны производиться  каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем. Консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее  и прошлое - будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый “эфемерный”  вопрос на основе личных мнений и личного  разума. “Индивид глуп, а род мудр”. Неоконсерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются  самые разнообразные, порой конфликтующие  между собой идеи, концепции, установки  и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями. В наиболее отчетливой форме высвечивается  противоречивость позиций консерваторов  в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством. Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликатны и их невозможно объяснить с помощью простых и однозначных формул, доводов и аргументов. Особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последствиями

 

Und wir sind ganz allein gegen den Rest.(нем)

we still remain against the other...(анг)

Мы всё равно останемся против остальных…

 Заключение.

 

Попытаюсь выделить основные процессы и тенденции  из всего ранее изложенного. На мой  взгляд, история цивилизации не знала  таких быстрых структурных перемен, свидетелем которых стал современный  мир. Эти переменны, стали новым  этапом развития. Связанные с ним  перемены широко трактуются как решительный  переход к всесторонней интенсификации производства. При этом она качественно  отличается от ее прежних форм. Изменилось положение с обеспечением производства основными ресурсами, особенно невосполнимыми. Находят применения качественно  новые технологии и технические  средства. Изменились роли некоторых  сфер экономики элементов хозяйственных  комплексов. Естественно, что с развитием  производительных сил усложняются  и социальные процессы. Буржуазная социально-экономическая мысль, для которой в крупных переменах чудится угроза жизнеспособности капитализма как общественной системы, прилагает усилия в построении концепции обоснования курса на выживание. Для этого оправдываются социальные «издержки», якобы неизбежные для модернизации национальной экономики и развертывания внешнеэкономической экспансии. Основные идеи приспосабливаются к изменившимся условиям, хотя истоки таких концепций отнюдь не новы. Волну «неотеорий» нельзя недооценивать. Для их популяризации используются возросшие возможности технических средств информации, изощренные методы привлечения внимания населения к тенденциозно отбираемым фактам и самое беззастенчивое искажение их смысла. Быстро расширившаяся сеть производственной инфраструктуры позволила повысить мобильность и оперативность административно-хозяйственных решений, а в критических ситуациях открыла возможности маневрирования.

 

 

 

 

 

Информация о работе Неоконсерватимзм