Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:20, контрольная работа
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». условие существование социальный государство
Введение…………………………………………………………….……..3
Понятие социального государства………………………………….….4
Становление социального государства……………………………..…6
Признаки социального государства…………………………………..16
Функции социального государства…………………………………...18
Проблемы создания социального государства в России…………....23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
- экономическая свобода
человека, его право на свободный
выбор любого вида
- доверие к регулирующей
роли рынка и, при
- развитие и экономическая
эффективность социального
- социальная справедливость
и социальная солидарность
- гендерное равенство мужчин и женщин;
- участие всех граждан
в управлении государственными
и общественными делами, участие
работников в управлении
Система социального страхования
государства всеобщего
Развитие национальных моделей
государства всеобщего
Пониманию природы социального
государства способствовало и развитие
в этот же период иных его моделей,
не подпадающих под определение
"государство всеобщего
Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.
С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.
С точки зрения функций
государства, и принцип солидарности,
и принцип возмещения ущерба одинаково
реализуются через принятие государством
на себя определенной социальной ответственности.
Однако различная природа этой ответственности
и, соответственно, разные способы перераспределения
общественного богатства
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку9.
Принципы управляющей
системы социального
5.Проблемы создания
социального государства в
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Заключение
Подлинно социальное
государство возможно лишь в условиях
демократии, гражданского общества и
должно быть правовым в современном
значении этой характеристики. В настоящее
время правовое государство должно
быть социальным, а социальное государство
не может не быть правовым. Между
тем исторически, а также в
некоторых современных
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:
– охрана труда и здоровья людей;
– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
– развитие системы социальных служб;
– установление государственных пенсий, пособий;
– иные гарантии социальной защиты).
Список литературы
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 364 с.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 364 с.
3 Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.
4 Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Омега-Л, 2009. – 608 с.
5 Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2007 г., 370 с.
6Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2009 г.
7 Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года.
8Теория права и государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп – М.: Проспект, 2009. – 656 с.
9 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г., 264 с.