Организация социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обеспечение, социальная защита всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Они непосредственно зависят от развития экономики и теснейшим образом связаны с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, социальной защиты, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 стр

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России
1.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.)
1.2 Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.) 7 стр
1.3 Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. – настоящее время) 9 стр
Глава 2. Современные аспекты развития системы социального страхования.
2.1 Законодательные основы социального страхования 12 стр
Глава 3. Анализ структуры расчетов с государственным фондом социального страхования на примере НСММЗ. 18 стр
3.1 Положение об оплате труда работников предприятия по конечному результату. 18 стр
3.2 Расчеты динамики ФОТ и ЕСН. 18 стр
Заключение 19 стр

Список литературы 20 стр

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Бюджетной система.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию. 
Министерство образования Свердловской области 
Негосударственное образовательное учреждение средне-профессионального образования 
УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
Ревдинский филиал.

 

 

 

 

Бюджетная система РФ

Курсовая работа

«Организация  социального страхования в России»

 

 

 

 

Исполнитель: Кузнецова  Ольга Анатольевна,

          группа 12/08,2 курс,

 

080106 – «Финансы  и бухгалтерский учет»,

 

Руководитель: Заонегена Ольга Анатольевна.

 

 

 

 

 

 

Ревда ,2009г

 

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ                                   3 стр

                                    

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России   

1.1  Возникновение  социального страхования в России (1903-1933 гг.)  

1.2 Социальное страхование  и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.)                  7 стр                                        

1.3 Социальное  страхование в условиях перехода  к рыночным отношениям, проблемы  реформирования (1991 г. – настоящее время)                           9 стр                              

 

Глава 2. Современные  аспекты развития системы социального страхования.                                                                                                                                                

2.1  Законодательные  основы социального страхования                     12 стр

 

Глава 3. Анализ структуры расчетов с государственным  фондом социального страхования  на примере НСММЗ.                                       18 стр

3.1 Положение  об оплате труда работников  предприятия по конечному результату.                                                                                                    18 стр

3.2 Расчеты динамики  ФОТ и ЕСН. 18 стр

 

Заключение     19 стр

                                   

Список литературы                                  20 стр

 

   Приложение  21 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Социальное  обеспечение, социальная защита всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.    

Они непосредственно  зависят от развития экономики и  теснейшим образом связаны с  политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. 
    Содержание понятия социального обеспечения, социальной защиты, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. 
    Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества. Такое государство не может произвольно устанавливать тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей. 
Политика социального государства направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.  
    Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из четырех государственных внебюджетных фондов, в число которых входят также Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.  
Средства Фонда социального страхования формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) всех форм собственности, а также гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. 
     Задачей Фонда социального страхования является обеспечение выплаты гарантированных государством различного рода социальных пособий и санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, что является актуальным для значительной часть граждан нашей страны. 
     Социальное страхование в советские времена было незыблемым понятием. Работник был уверен, что ему оплатят больничный лист, он сможет отправить ребенка в пионерский лагерь за небольшой процент от стоимости путевки, женщина, уходя в декретный отпуск, знала, что сможет вернуться на свое рабочее место. На сегодняшний момент не все так безоблачно. Незнание законодательства работником, а также частое несоблюдение этого же законодательства работодателем в наше жесткое время рыночных отношений приводит к тому, что люди не уверены в том, что им оплатят больничный или очередной отпуск, многие частные предприятия не хотят брать на работу женщину с детьми, которые часто болеют, предпочитая сотрудников, у которых нет малолетних детей, не берут на работу и людей предпенсионного возраста, что является нарушением законодательства и т.п.

Объявленная в  нашей стране в конце 80-х годов перестройка и последующий развал СССР вызвали изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы можно отнести упразднение централизованного союзного Фонда социального страхования колхозников и образования Фонда социального страхования СССР.

    Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту. Средства массовой информации затрагивают проблему реформ в социальной сфере весьма поверхностно, «выхватывая» лишь некоторые наиболее острые вопросы, и основная масса населения просто не имеет общего представления по данному вопросу.

 

Объект исследования: застрахованные лица, страхователи, страховщики.

 

Предмет исследования: система социального страхования.

 

Основная гипотеза: система социального страхования  в России еще несовершенна и требует серьезного укрепления законодательной базы.

 

Цель исследования: Сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.

 

Задачи исследования: 
1. Изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России. 
2. Проанализировать реформы, в том числе налоговую, современного российского законодательства в сфере социального страхования.

3. Проанализировать  структуру расчетов с государственным  фондом социального страхования. 
 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические аспекты системы социального страхования в России.

1.1 Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.)

Обязательное  социальное страхование наемных  работников в России появилось несколько  позже, чем в западных странах. Впервые оно возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала распространяться по всему миру.

В России страхование  от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании  были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного  социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование  осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - страховые присутствия.

Октябрьская революция  внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской  революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после Правительственного сообщения  нормативные акты о страховании  на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального  обеспечения, финансируемая, главным  образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда  с переходом к новой экономической  политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету  СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным  трудом» материальное обеспечение  трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия  по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в  размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет  социального страхования обладал  довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих  законоположений, касающихся страхования  отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

1.2.Социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 г.г.)

Заметной вехой  в истории социального страхования  России является передача этого института  в управление профсоюзам на основании  постановления СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Информация о работе Организация социального страхования в России