Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа
Основной целью написания данной работы является характеристика исполнения расходной части федерального бюджета через органы федерального казначейства. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует определить роль и значение органов федерального казначейства в системе финансово-бюджетных отношений. Эту задачу предстоит решить по следующим направлениям исследования:
•охарактеризовать экономическое содержание и назначение расходов бюджета;
•проследить за историей возникновения и развития Казначейства в России;
•в соответствии с нормативными документами определить систему органов федерального казначейства в бюджетном процессе.
Во-вторых, необходимо рассмотреть оперативную деятельность органов казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета по следующим направлениям:
•анализ исполнения расходов федерального бюджета в целом;
•анализисполнения федеральных целевых программ;
•анализ контрольной деятельности органов федерального казначейства.
Существуют бюджетные расходы, совместно финансируемые из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Это поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства; обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры и т. д.
Бюджетные расходы осуществляются в следующих формах:
В данном вопросе следует
рассмотреть расходы бюджетных
учреждений. Бюджетные учреждения расходуют
бюджетные ресурсы
1. оплату труда в
соответствии с заключенными
трудовыми договорами и
2. перечисление страховых
взносов в государственные
3. трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
4. командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
5. оплату товаров, работ
и услуг по заключенным
6. оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами.
Расходование бюджетных средств на иные цели не допускаются.
Сущность расходов, их роль и значение определены. Переходя к следующему вопросу, следует подчеркнуть, что финансовым категориям присуще выполнение функций, которые проявляют их сущность. Расходам в большей мере должна соответствовать контрольная функция.
Источником реализации контрольной функции выступает финансовая информация. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в области экономических отношений. Конкретным инструментом реализации могут выступать различные контролирующие органы. Одним из таких органов является казначейство.
1.2 История возникновения и
Казна, Казенный Приказ (Двор),
образованный в 1512 году, стали началом
создания новой системы
В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалось Соборным Уложением 1649 года. Недаром русская пословица гласит: «Крепко царство казной».
В результате преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская Контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.
В годы правления Екатерины II была проведена (в 1785 году) реформа Городского Управления. В уезде как орган уездного финансового управления стояли Уездные Казначейства – учреждения исключительно кассовые.
В Москве и Санкт-Петербурге
были открыты Государственные
На рубеже XVIII-XIX веков в период царствования Павла I были сделаны попытки реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность Государственного Казначея (в 1796 году).
В начале царствования Александра I (1801-1825 гг.), им был одобрен проект министерской реформы.
В 1802 году ведомству Государственного Казначея были учреждены Экспедиции, Казенные палаты и Уездные Казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. Ведомство Государственного Казначея было включено в состав Министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием Департамента Государственного Казначейства.
Основными предметами деятельности Департамента с 1821 года были:
На Главное Казначейство возлагался: прием; хранение; отпуск сумм на расходы, производимые по общему Государственному Управлению.
Казначейство России
исполняло государственный
Проводя линию на объединение всего смежного, расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю смежно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Кассовые функции Казначейства по постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка.
Исполнение бюджета в условиях существования государственного бюджета обеспечивалось финансовыми органами, находящимися одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а также Государственным банком.
В конце 1991 года произошли кардинальные изменения в бюджетном устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая их трех уровней: федеральный, региональный и местный. На месте Государственного банка возник Центральный банк Российской Федерации, исполнение федерального бюджета не входило в число его приоритетных задач.
В 1992 году задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения предварительного и текущего контроля при его исполнении, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь создаваемые органы федерального казначейства.
Казначейство, является структурной, в компетенцию которой входит оперативное прогнозирование своей деятельности, оно не может не учитывать основных макроэкономических пропорций и тенденций, складывающихся в экономике. Одновременно казначейская система исполнения федерального бюджета оказывает существенное влияние на основные макроэкономические показатели и их динамику.
Таким образом, на этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо находить новые формы управления финансовыми потоками. В стране создались предпосылки для образования новой структуры (или хорошо забытой старой), обеспечивающей исполнение федерального бюджета.
В условиях, когда через
федеральный уровень
Указом Президента Российской
Федерации от 08.12.92 года №1556 «О федеральном
казначействе» в целях
Данным Указом органам федерального казначейства предоставлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа является то, что он имеет силу закона, как принятый в 1992 году в обеспечение экономической реформы.
С тех пор выплаты средств федерального бюджета в Российской Федерации начали осуществляться через казначейство.
Сегодня, федеральная казначейская система активно способствует процессу управления экономического имущества страны, его развитию во всех областях. Государство осознает, что национальное богатство требует организации и контроля.
Развитие казначейской
системы характеризовалось
Рассматривая территориальный аспект развития казначейства в Российской Федерации, можно сказать, что к 1998 году практически во всех субъектах Российской Федерации была создана единая система исполнения федерального бюджета Российской Федерации. По состоянию на октябрь месяц 1998 года в 88 из 89 субъектов Российской Федерации были созданы территориальные органы, которые осуществляют исполнение федерального бюджета.
На данный момент времени во всех субъектах Российской Федерации созданы органы казначейства: последним субъектом Российской Федерации, охваченный казначейской системой, стала Республика Татарстан. Следует отметить, что Татарстан упорно не хотела организовывать у себя органы федерального казначейства. Министерство финансов Российской Федерации финансировало учреждения и организации федерального назначения через счета УФК на Чувашской Республике.
Органы федерального казначейства в Чеченской Республике в настоящее время не функционируют.
Процесс развития органов федерального казначейства нужно также рассматривать в ведомственном аспекте. В настоящее время процесс перехода практически завершен, и последними его осуществляют «силовые» министерства: Министерство обороны, МВД, ФПС и другие.
Органы федерального казначейства обслуживают более 80% общего количества учреждений, состоящих на федеральном бюджете (без учреждений и организаций Российской Федерации). Перевод на лицевые счета остальных бюджетополучателей задерживается из-за слабой технической оснащенности отдельных территориальных органов и из-за того, что эти расходы имеют гриф «секретно»; «совершенно секретно»; «секретность особой важности».
Эти проблемы решались и решаются сегодня. Министерство финансов по согласованию с Министерством обороны с февраля 1998 года приступило в порядке эксперимента к финансированию войсковых частей Приволжского военного округа и Балтийского флота через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
В феврале-апреле 1998 года опробован первый этап эксперимента – финансирование распорядителей финансово-экономических уровней (ФЭУ) военных округов - распорядителей второй степени транзитом через счета УФК по Самарской и Калининградской областям.
В апреле-мае 1998 года был отработан второй этап – финансирование распорядителей ФЭУ При ВО и БФ третьей степени.
С мая по июль 1998 года был реализован последний этап эксперимента – финансирование бюджетополучателей ФЭУ При ВО и БФ через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства на территории субъекта Российской Федерации. Через УФК Самарской области профинансировано 41 войсковое учреждение, расположенное на территории области, и 109 бюджетополучателей, расположенных в других регионах.
В целях обеспечения гарантии финансирования в случае сбоев в работе органов федерального казначейства, впредь до особых указаний, разрешено не закрывать текущие счета войск, входящих в При ВО и БФ.
В целях соблюдения режима секретности при финансировании воинских частей указанных воинских формирований и передачи информации между участниками проводимого эксперимента во всех регионах созданы специальные отделы, оформлены необходимые допуски для работы с секретными документами по соответствующим формам. В Полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации для органов федерального казначейства были открыты специальные счета.