Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:40, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение теоретических основ возникновения инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы возникновения инфляции;
2. рассмотреть формы и виды инфляции;
3. раскрыть причины и предпосылки возникновения инфляции;
4. исследовать причины инфляции и роста цен в;
5. раскрыть перспективные направления антиинфляционной политики в России.
Введение...................................................................................................................3
1. Сущность, причины и виды инфляции..............................................................5
1.1 Понятие и сущность инфляции..............................................................5
1.2 Причины инфляции.................................................................................6
1.3 Виды инфляции.....................................................................................10
2. Особенности инфляционных процессов и антиинфляционной политики в современной России..............................................................................................17
2.1 Современное состояние уровня инфляции в России.........................17
2.2 Особенности антиинфляционной политики в России.......................24
Заключение.............................................................................................................28
Список литературы................................................................................................30
Главной причиной инфляции в России является инфляция издержек, вызванная постоянным повышением тарифов на электро-, водо- и газоснабжение, а так же цен на другие виды топливно-энергетических ресурсов . Постоянный рост цен на топливно-энергетические ресурсы повышают стоимость практически любой продукции, так как производитель продукции перекладывает повышение цен на плечи потребителей данной продукции, способствуя тем самым росту уровня инфляции и возрастанию инфляционных ожиданий у населения. [13]
Учитывая динамику изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, не вызывает удивления достаточно высокий темп инфляции в РФ. Так, в январе - сентябре 2009 года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (в аналогичный период 2008 года - 7,5%), базовая инфляция - 10,1% (6,7%). Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продукты питания. За январь - сентябрь 2009 года темп удорожания продовольственных товаров в 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, традиционно отличающихся высокой волатильностью ценовой динамики, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товары непродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0% в сопоставимый период 2008 года). Платные услуги населению за девять месяцев стали дороже на 14,1%, что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного показателя 2008 года. Таким образом, рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг и составил по итогам 2009 года 13,3%.
Разразившийся в 2008 году мировой кризис породил в экономике РФ ряд факторов, противоположно действующих на инфляционные процессы. В среднесрочной перспективе на развитие инфляционных процессов будут влиять:
1. сокращение кредитных операций (прежде всего, в сфере кредитования населения);
2. повышение процентных ставок за пользование кредитами и по депозитным операциям, что, по мнению ЦБ РФ, должно воспрепятствовать оттоку капитала за рубеж;
3. усиление оттока капитала за
рубеж в связи с
4. снижение темпов роста доходов населения в условиях кризиса.
Перечисленные факторы будут влиять на сокращение объема денежной массы. Наряду с этим будут действовать в противоположном направлении такие факторы как:
1. выделение крупных сумм из
государственных фондов для
2. выделение государственных
3. расширение операций ЦБ РФ
по рефинансированию
4. увеличение уставного капитала коммерческих банков;
5. расширение операций по
6. понижение курса рубля;
7. повышение тарифов на услуги естественных монополий.
Намечается переориентировать некоторые кредитные организации, придав им целевую направленность на развитие реального сектора. В частности, предполагается дать коммерческим банкам, использующим различные формы государственной поддержки, рекомендации направлять в приоритетном порядке средства на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства. Будет способствовать оживлению экономики и развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). [5]
Особое внимание в среднесрочной перспективе будет уделено развитию сельскохозяйственных предприятий. В частности, предполагается изменить Меморандум о финансовой политике Банка развития и предусмотреть возможность кредитования крупных проектов в агропромышленном комплексе. Намечено поддерживать необходимый объем кредитования в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на 2010-2012 годы. Будет осуществляться субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями и предприятиями агропромышленного комплекса. [16]
Для оценки воздействия этих мер на инфляционные процессы важно оценить их эффективность, сопоставить затраты с результатами, с увеличением производства товаров, расширением их предложения. Государственное участие в организации, финансировании, контроле перечисленных мер позволяет предположить реальность их выполнения. Перечисленные меры будут способствовать расширению предложения отечественных товаров, что позволит снизить инфляционное напряжение на товарном рынке. Снижение цен на энергоносители, прекращение неоправданного в некоторых отраслях роста заработной платы создают основу для сокращения затрат на производство отечественных товаров и замедления роста цен.
Самое непредвиденное воздействие на инфляционные процессы может оказать порядок ценообразования. Можно выделить три группы товаров, способных повлиять на процесс ценообразования в экономике России в настоящее время:
1. снижение мировых цен на
энергоносители и сырье. Как отмечалось,
это непосредственно отразится
на затратах, создавая условия
для снижения цен на
2. ужесточение государственного
контроля за установлением цен
российскими производителями и
посредниками. Расширение практики
государственных закупок
Особо стоит проблема формирования цен на продовольствие. Активная поддержка российских сельхозпроизводителей в среднесрочной перспективе должна отразиться на увеличении объема производства и снижении цен на продовольственные товары. В то же время ООН негативно оценивает перспективы изменения цен на продукты питания. Леннарт Бейдж, глава Международного фонда сельскохозяйственного развития (ФФСР) при ООН считает, что в мире происходит структурный сдвиг в области цен на продукты питания. Этому способствовало использование пахотных земель для получения биотоплива, увеличение спроса на продовольствие в развивающихся странах, резкий приток спекулятивного капитала.
По данным ООН, мировые цены на продовольственные товары за последние пять лет выросли на 65%. Судя по индексу мировых цен на продовольствие, только в 2009 году молочные продукты подорожали на 80%, а зерно - на 42%. По мнению ООН, необходимо увеличивать объемы инвестиций в сельское хозяйство. В настоящее время международная помощь сельскому хозяйству составляет около 3%, в то время как в начале 80-х годов этот показатель составлял около 20%. Увеличение производства продовольствия в отдельных странах не решает проблемы его недостатка в целом, что сказывается на продолжающемся росте мировых цен. [16]
2.2 Особенности антиинфляционной политики в России
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007–2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.
Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. [6]
В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные меры воздействия на ценообразование – самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении. [1]
При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:
• проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;
• снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
• увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и не сырьевых отраслей;
• активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25% до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20%;
• сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
• дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
• повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
• восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, транзакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики. [16]
В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных людей. И масштабы подкупа и продажности чиновников не уменьшаются. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги. [15]
Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.
Премьер-министр Российской Федерации Виктор Зубков напомнил, что при кабинете министров создана специальная рабочая группа во главе с вице-премьером – главой Минфина Алексеем Кудриным, которая займется выработкой мер по снижению инфляции. Ей предстоит сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Зубков подчеркнул, что речь идет о решении проблемы разобщенности подходов министерств и ведомств к антиинфляционным мерам.
Кроме того, Зубков отметил, что для сдерживания инфляции в России необходимо вести постоянную оценку и контроль притока капитала и осуществления внешних заимствований: «Важно стимулировать инвестиционный капитал, а спекулятивный, для которого характерен быстрый отток, – регулировать». [16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.