Особенности межбюджетных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений 5
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
1.2 Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России1
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения 14
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России 20
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 20
2.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 26
Глава 3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Финансы.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и  перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит  не только социально-экономическое  развитие страны, но и взаимоотношения  между федеральным центром и  регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами  различных уровней в рамках единого  государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в  государстве.

Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:

1) проблема несоответствия  доходов региональных и местных  бюджетов расходным обязательствам  региональных и местных органов  власти;

2) недостаточно эффективная  нормативно-правовая основа, регулирующая  межбюджетные отношения;

3) чрезмерная межрегиональная  дифференциация регионов в плане  социально-экономического развития;

4) неэффективная система  распределения финансовой помощи  нуждающимся регионам и муниципалитетам  посредством межбюджетным трансфертов,  поощряющая иждивенческие настроения  и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

Основными направлениями  совершенствования межбюджетных отношений  в России должны стать:

1) укрепление финансовой  самостоятельности субъектов Федерации;

2) укрупнение регионов  на взаимовыгодной, экономически  целесообразной основе;

3) создание четкой нормативно-правовой  основы, объективно оценивающей  усилия нуждающихся регионов, направленные  на рост своей социально-экономической  базы;

4) введение эффективной  дифференцированной системы выделения  трансфертов нуждающимся регионам  в зависимости от результатов  их финансово-экономической деятельности;

5) обеспечение определенных  финансовые преимуществ для регионов-доноров,  за счет которых живут регионы,  получающие федеральную помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Тандем, 2011
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Тандем, 2011
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru
  4. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система [Текст]: учебник / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. М. П. Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 777 с.
  5. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 687 с.
  6. Виницина, В.В. Финансовый механизм межбюджетных отношений// Финансы и кредит, 2010. – 15с.
  7. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие/ А. М. Годин, И. В. Подпорина. – М.: “Дашков и Ко”, 2008.
  8. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации. [Текст]: учебник / А. М.Годин, В. П. Горегляд М.: ЮНИТИ, 2009. –348с.
  9. Гринкевич, Л. С. Концепции реформирования внутрирегиональных межбюджетных отношений на основе критериев обеспечения саморазвития и социально-бюджетной эффективности// Финансы и крелит, 2009.-32с.
  10. Ерофеева, Е. Б. Правовые и организационные основы формирования расходов бюджета // Финансы - 2008. - №4. – с. 17- 23.
  11. Суглобов, А.Е. Развитие межбюджетных отношений в Росийской Федерации// Финансы и кредит, 2009.-22с.

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Приложение 1

 

Распределение дотаций из Федерального Фонда Финансовой поддержки  на 2009-2010гг., предусмотренное в федеральном бюджете (млн.руб.)

название региона

2009г.

в % к итогу

2010г

в % к итогу

темп прироста в %

1

Республика Адыгея (Адыгея)

2880,8

1,1

3161,7

1,0

9,8

2

Республика Алтай

4152,4

1,6

4383,7

1,3

5,6

3

Республика Башкортостан

1295,1

0,5

2370,9

0,7

83,1

4

Республика Бурятия

8193,7

3,1

10437,5

3,2

27,4

5

Республика Дагестан

18624,0

7,2

23080,9

7,0

23,9

6

Республика Ингушетия

4380,1

1,7

5017,1

1,5

14,5

7

Кабардино-Балкарская Республика

4967,5

1,9

5665,2

1,7

14,0

8

Республика Калмыкия

1685,1

0,6

1891,0

0,6

12,2

9

Карачаево-Черкесская Республика

3088,8

1,2

3667,1

1,1

18,7

10

Республика Карелия

1269,4

0,5

1533,7

0,5

20,8

11

Республика Коми

   

314,6

0,1

 

12

Республика Марий Эл

3165,8

1,2

3165,8

1,0

0,0

13

Республика Мордовия

3348,9

1,3

3348,9

1,0

0,0

14

Республика Саха (Якутия)

14609,9

5,6

22768,1

6,9

55,8

15

Республика Северная Осетия - Алания

3700,0

1,4

3592,8

1,1

-2,9

16

Республика Тыва

5536,1

2,1

7301,9

2,2

31,9

17

Удмуртская Республика

371,6

0,1

1253,2

0,4

237,2

18

Республика Хакасия

770,2

0,3

1344,7

0,4

74,6

19

Чеченская Республика

10458,3

4,0

11979,2

3,6

14,5

20

Чувашская Республика - Чувашия

4870,7

1,9

4870,7

1,5

0,0

21

Алтайский край

12598,0

4,8

14995,1

4,6

19,0

22

Камчатка, в том числе

1120,6

0,4

1889,2

0,6

68,6

 

Корякский автономный округ

1120,6

0,4

1889,2

0,6

68,6

23

Краснодарский край

5903,5

2,3

6387,5

1,9

8,2

24

Красноярский край

3122,6

1,2

3502,5

1,1

12,2


25

Пермский край, в том  числе:

1763,6

0,7

2178,0

0,7

23,5

 

 Коми-Пермяцкий округ

1763,6

0,7

2178,0

0,7

23,5

26

Приморский край

6253,0

2,4

7320,4

2,2

17,1

27

Ставропольский край

8174,1

3,1

9354,4

2,8

14,4

28

Хабаровский край

4013,5

1,5

4733,8

1,4

17,9

29

Амурская область

4436,2

1,7

5855,8

1,8

32,0

30

Архангельская область

2544,8

1,0

4705,7

1,4

84,9

31

Белгородская область

825,4

0,3

927,3

0,3

12,4

32

Брянская область

6310,2

2,4

825,4

0,3

-86,9

33

Владимирская область

2809,1

1,1

6310,2

1,9

124,6

34

Волгоградская область

2213,4

0,8

4048,3

1,2

82,9

35

Воронежская область

4729,8

1,8

3094,5

0,9

-34,6

36

Ивановская область

4996,4

1,9

6822,6

2,1

36,6

37

Иркутская область

3656,4

1,4

5590,5

1,7

52,9

38

Калининградская область

938,1

0,4

6737,7

2,1

618,2

39

Калужская область

1622,4

0,6

1075,0

0,3

-33,7

40

Камчатская область

6410,5

2,5

1460,2

0,4

-77,2

41

Кемеровская область

1394,9

0,5

1394,9

0,4

0,0

42

Кировская область

4737,7

1,8

5211,4

1,6

10,0

43

Костромская область

1891,9

0,7

2195,9

0,7

16,1

44

Курганская область

4960,9

1,9

5764,8

1,8

16,2

45

Курская область

1673,2

0,6

1660,9

0,5

-0,7

46

Магаданская область

2711,5

1,0

5663,5

1,7

108,9

47

Московская область

4268,6

1,6

4268,6

1,3

0,0

48

Мурманская область

898,5

0,3

1229,9

0,4

36,9

49

Нижегородская область

1702,6

0,7

2433,1

0,7

42,9

50

Новгородская область

847,2

0,3

847,2

0,3

0,0

51

Новосибирская область

2719,8

1,0

3880,5

1,2

42,7

52

Омская область

2667,2

1,0

2400,5

0,7

-10,0

53

Оренбургская область

 

 

 

 

1560,8

0,5

 

 

54

Орловская область

1122,0

0,4

2043,6

0,6

82,1

55

Пензенская область

5504,7

2,1

5926,8

1,8

7,7

56

Псковская область

2810,4

1,1

3540,5

1,1

26,0

57

Ростовская область

9854,4

3,8

13865,1

4,2

40,7

58

Рязанская область

1350,9

0,5

1811,4

0,6

34,1

59

Саратовская область

3141,8

1,2

6247,6

1,9

98,9

60

Сахалинская область

1297,4

0,5

3171,3

1,0

144,4

61

Смоленская область

1149,4

0,4

1884,0

0,6

63,9

62

Тамбовская область

3558,7

1,4

5081,5

1,5

42,8

63

Тверская область

2705,8

1,0

2897,8

0,9

7,1

64

Томская область

 

 

 

 

1314,5

0,4

 

 

65

Тульская область

1786,2

0,7

1922,6

0,6

7,6

66

Ульяновская область

2535,0

1,0

3746,7

1,1

47,8

67

Челябинская область

 

 

 

 

610,7

0,2

 

 

68

Читинская область

5820,2

2,2

6291,1

1,9

8,1

69

Ярославская область

 

 

 

 

613,2

0,2

 

 

70

Еврейская автономная область

1588,1

0,6

1733,4

0,5

9,1

71

Усть-Ордынский Бурятский  автономный округ

1874,8

0,7

609,0

0,2

-67,5

72

Чукотский автономный округ

2034,4

0,8

1729,2

0,5

-15,0

 

 

Итого

260418,3

100

328647,6

100,0

26,2


 

Приложение 2

 

Структура доходов федерального бюджета за 2006-2009 гг. (в % к общей сумме доходов)

название региона

2006

2007

2008

2009

1

Налог на прибыль

7.0

7.1

6.5

6,0

2

НДС

31.2

35.0

26.9

29,0

3

НДПИ

12.4

14.4

18.3

18,0

4

Акцизы

6.0

2.6

1.8

2,2

5

Таможенные пошлины

23.2

25.3

35.7

33,8

6

Неналоговые доходы

5.0

2.9

2.9

3.1

7

ЕСН

14.1

5.2

4.7

4,4

8

Прочие доходы

0.8

7.2

2.9

6,6

9

ИТОГО

100

100

100

100





Информация о работе Особенности межбюджетных отношений в России