Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений 5
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
1.2 Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России1
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения 14
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России 20
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 20
2.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 26
Глава 3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 36
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный федерализм определяет
взаимоотношения между
Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются:
1) проблема несоответствия
доходов региональных и
2) недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения;
3) чрезмерная межрегиональная
дифференциация регионов в
4) неэффективная система
распределения финансовой
Основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
1) укрепление финансовой
самостоятельности субъектов
2) укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
3) создание четкой нормативно-
4) введение эффективной
дифференцированной системы
5) обеспечение определенных
финансовые преимуществ для
Распределение дотаций из Федерального Фонда Финансовой поддержки на 2009-2010гг., предусмотренное в федеральном бюджете (млн.руб.)
№ |
название региона |
2009г. |
в % к итогу |
2010г |
в % к итогу |
темп прироста в % |
1 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
2880,8 |
1,1 |
3161,7 |
1,0 |
9,8 |
2 |
Республика Алтай |
4152,4 |
1,6 |
4383,7 |
1,3 |
5,6 |
3 |
Республика Башкортостан |
1295,1 |
0,5 |
2370,9 |
0,7 |
83,1 |
4 |
Республика Бурятия |
8193,7 |
3,1 |
10437,5 |
3,2 |
27,4 |
5 |
Республика Дагестан |
18624,0 |
7,2 |
23080,9 |
7,0 |
23,9 |
6 |
Республика Ингушетия |
4380,1 |
1,7 |
5017,1 |
1,5 |
14,5 |
7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
4967,5 |
1,9 |
5665,2 |
1,7 |
14,0 |
8 |
Республика Калмыкия |
1685,1 |
0,6 |
1891,0 |
0,6 |
12,2 |
9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3088,8 |
1,2 |
3667,1 |
1,1 |
18,7 |
10 |
Республика Карелия |
1269,4 |
0,5 |
1533,7 |
0,5 |
20,8 |
11 |
Республика Коми |
314,6 |
0,1 |
|||
12 |
Республика Марий Эл |
3165,8 |
1,2 |
3165,8 |
1,0 |
0,0 |
13 |
Республика Мордовия |
3348,9 |
1,3 |
3348,9 |
1,0 |
0,0 |
14 |
Республика Саха (Якутия) |
14609,9 |
5,6 |
22768,1 |
6,9 |
55,8 |
15 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3700,0 |
1,4 |
3592,8 |
1,1 |
-2,9 |
16 |
Республика Тыва |
5536,1 |
2,1 |
7301,9 |
2,2 |
31,9 |
17 |
Удмуртская Республика |
371,6 |
0,1 |
1253,2 |
0,4 |
237,2 |
18 |
Республика Хакасия |
770,2 |
0,3 |
1344,7 |
0,4 |
74,6 |
19 |
Чеченская Республика |
10458,3 |
4,0 |
11979,2 |
3,6 |
14,5 |
20 |
Чувашская Республика - Чувашия |
4870,7 |
1,9 |
4870,7 |
1,5 |
0,0 |
21 |
Алтайский край |
12598,0 |
4,8 |
14995,1 |
4,6 |
19,0 |
22 |
Камчатка, в том числе |
1120,6 |
0,4 |
1889,2 |
0,6 |
68,6 |
Корякский автономный округ |
1120,6 |
0,4 |
1889,2 |
0,6 |
68,6 | |
23 |
Краснодарский край |
5903,5 |
2,3 |
6387,5 |
1,9 |
8,2 |
24 |
Красноярский край |
3122,6 |
1,2 |
3502,5 |
1,1 |
12,2 |
25 |
Пермский край, в том числе: |
1763,6 |
0,7 |
2178,0 |
0,7 |
23,5 |
Коми-Пермяцкий округ |
1763,6 |
0,7 |
2178,0 |
0,7 |
23,5 | |
26 |
Приморский край |
6253,0 |
2,4 |
7320,4 |
2,2 |
17,1 |
27 |
Ставропольский край |
8174,1 |
3,1 |
9354,4 |
2,8 |
14,4 |
28 |
Хабаровский край |
4013,5 |
1,5 |
4733,8 |
1,4 |
17,9 |
29 |
Амурская область |
4436,2 |
1,7 |
5855,8 |
1,8 |
32,0 |
30 |
Архангельская область |
2544,8 |
1,0 |
4705,7 |
1,4 |
84,9 |
31 |
Белгородская область |
825,4 |
0,3 |
927,3 |
0,3 |
12,4 |
32 |
Брянская область |
6310,2 |
2,4 |
825,4 |
0,3 |
-86,9 |
33 |
Владимирская область |
2809,1 |
1,1 |
6310,2 |
1,9 |
124,6 |
34 |
Волгоградская область |
2213,4 |
0,8 |
4048,3 |
1,2 |
82,9 |
35 |
Воронежская область |
4729,8 |
1,8 |
3094,5 |
0,9 |
-34,6 |
36 |
Ивановская область |
4996,4 |
1,9 |
6822,6 |
2,1 |
36,6 |
37 |
Иркутская область |
3656,4 |
1,4 |
5590,5 |
1,7 |
52,9 |
38 |
Калининградская область |
938,1 |
0,4 |
6737,7 |
2,1 |
618,2 |
39 |
Калужская область |
1622,4 |
0,6 |
1075,0 |
0,3 |
-33,7 |
40 |
Камчатская область |
6410,5 |
2,5 |
1460,2 |
0,4 |
-77,2 |
41 |
Кемеровская область |
1394,9 |
0,5 |
1394,9 |
0,4 |
0,0 |
42 |
Кировская область |
4737,7 |
1,8 |
5211,4 |
1,6 |
10,0 |
43 |
Костромская область |
1891,9 |
0,7 |
2195,9 |
0,7 |
16,1 |
44 |
Курганская область |
4960,9 |
1,9 |
5764,8 |
1,8 |
16,2 |
45 |
Курская область |
1673,2 |
0,6 |
1660,9 |
0,5 |
-0,7 |
46 |
Магаданская область |
2711,5 |
1,0 |
5663,5 |
1,7 |
108,9 |
47 |
Московская область |
4268,6 |
1,6 |
4268,6 |
1,3 |
0,0 |
48 |
Мурманская область |
898,5 |
0,3 |
1229,9 |
0,4 |
36,9 |
49 |
Нижегородская область |
1702,6 |
0,7 |
2433,1 |
0,7 |
42,9 |
50 |
Новгородская область |
847,2 |
0,3 |
847,2 |
0,3 |
0,0 |
51 |
Новосибирская область |
2719,8 |
1,0 |
3880,5 |
1,2 |
42,7 |
52 |
Омская область |
2667,2 |
1,0 |
2400,5 |
0,7 |
-10,0 |
53 |
Оренбургская область |
|
|
1560,8 |
0,5 |
|
54 |
Орловская область |
1122,0 |
0,4 |
2043,6 |
0,6 |
82,1 |
55 |
Пензенская область |
5504,7 |
2,1 |
5926,8 |
1,8 |
7,7 |
56 |
Псковская область |
2810,4 |
1,1 |
3540,5 |
1,1 |
26,0 |
57 |
Ростовская область |
9854,4 |
3,8 |
13865,1 |
4,2 |
40,7 |
58 |
Рязанская область |
1350,9 |
0,5 |
1811,4 |
0,6 |
34,1 |
59 |
Саратовская область |
3141,8 |
1,2 |
6247,6 |
1,9 |
98,9 |
60 |
Сахалинская область |
1297,4 |
0,5 |
3171,3 |
1,0 |
144,4 |
61 |
Смоленская область |
1149,4 |
0,4 |
1884,0 |
0,6 |
63,9 |
62 |
Тамбовская область |
3558,7 |
1,4 |
5081,5 |
1,5 |
42,8 |
63 |
Тверская область |
2705,8 |
1,0 |
2897,8 |
0,9 |
7,1 |
64 |
Томская область |
|
|
1314,5 |
0,4 |
|
65 |
Тульская область |
1786,2 |
0,7 |
1922,6 |
0,6 |
7,6 |
66 |
Ульяновская область |
2535,0 |
1,0 |
3746,7 |
1,1 |
47,8 |
67 |
Челябинская область |
|
|
610,7 |
0,2 |
|
68 |
Читинская область |
5820,2 |
2,2 |
6291,1 |
1,9 |
8,1 |
69 |
Ярославская область |
|
|
613,2 |
0,2 |
|
70 |
Еврейская автономная область |
1588,1 |
0,6 |
1733,4 |
0,5 |
9,1 |
71 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
1874,8 |
0,7 |
609,0 |
0,2 |
-67,5 |
72 |
Чукотский автономный округ |
2034,4 |
0,8 |
1729,2 |
0,5 |
-15,0 |
|
Итого |
260418,3 |
100 |
328647,6 |
100,0 |
26,2 |
Приложение 2
Структура доходов федерального бюджета за 2006-2009 гг. (в % к общей сумме доходов)
№ |
название региона |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 |
Налог на прибыль |
7.0 |
7.1 |
6.5 |
6,0 |
2 |
НДС |
31.2 |
35.0 |
26.9 |
29,0 |
3 |
НДПИ |
12.4 |
14.4 |
18.3 |
18,0 |
4 |
Акцизы |
6.0 |
2.6 |
1.8 |
2,2 |
5 |
Таможенные пошлины |
23.2 |
25.3 |
35.7 |
33,8 |
6 |
Неналоговые доходы |
5.0 |
2.9 |
2.9 |
3.1 |
7 |
ЕСН |
14.1 |
5.2 |
4.7 |
4,4 |
8 |
Прочие доходы |
0.8 |
7.2 |
2.9 |
6,6 |
9 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
Информация о работе Особенности межбюджетных отношений в России