Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:54, контрольная работа
Актуальность темы работы состоит в том, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и эффективное использования средств бюджета. Бюджетные учреждения одна из самых многочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.
В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов создаваемых в стране. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных учреждений в экономике страны.
Введение……………………………………………………………….2
Особенности финансового планирования в бюджетных организациях………………………………………………………….3
Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций…………………………….14
Заключение……………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………….20
В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.
В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.
Все же, попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.
Отличие первое. Пункт 1 ст.48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо обязательно имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица [1]. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности государственных образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. "Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях" (ст.43, п.1, Закон РФ "Об образовании") [4]. Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. "Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету" [2]. Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.
Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:
- нормативного бюджетного финансирования;
- доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- доходов от аренды площадей и ресурсов государственных образовательных учреждений.
Отличие третье. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:
- расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;
- расходов на оплату коммунальных услуг;
- расходов по текущему и капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и прочее;
- выбора и финансирования приоритетных направлений развития государственных образовательных учреждений.
Отличие четвертое. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли - не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.
Отличие пятое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ "О некоммерческих организациях", создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.
Отличие шестое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
- предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческими организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
- предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом [6];
- размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Отличие седьмое. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны
Таким образом, финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.
Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.
Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств.
Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.
Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана.
2. Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций
Уставная деятельность некоммерческой организации, осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и так далее) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях по этому вопросу.
Согласно п.1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях бюджетная организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п.1 ст.48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено [5].
В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).
Кроме того, в ст.29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления бюджетной организаций утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений.
Бюджетная организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.
Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления.
В смете отражаются, объемы и источники средств некоммерческих организаций, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании.
В зависимости от продолжительности действия и назначения, сметы могут составляться:
по всей деятельности организации в целом на определенный период:
1) несколько лет;
2) на год;
3) квартал, месяц;
на отдельное направление деятельности (программу, проект);
на конкретное мероприятие;
на отдельную статью расходов:
1) командировочные расходы;
2) представительские расходы;
3) административные расходы.
Обычно в смета делится на две части, то есть доходную и расходную.
Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще.
Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года.
Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.
Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.
Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ - отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год.
Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.
Таким образом, главным отличием коммерческих организаций от некоммерческих является их цели, основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение прибыли. Некоммерческие же организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Полученные доходы (прибыль) коммерческие организации распределяют между участниками. Некоммерческие организации не распределяют прибыль между участниками, за исключением потребительских кооперативов.
Важным отличием коммерческих и некоммерческих организаций является то, что в коммерческих организациях создается амортизационный фонд как источник простого воспроизводства. Для некоммерческих организаций не предусмотрено начисление амортизации по основным фондам.
Финансовое планирование это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений. Как известно, финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Доходная часть финансового плана это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.
Информация о работе Особенности финансового планирования в бюджетных организациях