Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:25, статья
Задекларированная ранее Кабинетом Министров и закрепленная законодательно,трехуровневая пенсионная система устраняет дискриминацию в пенсионном обеспечении населения, имеющего различный уровень дохода в трудовом периоде,исключает ограничение максимального размера пенсионных выплат.
Первый уровень представляет собой Пенсионный фонд Украины, который и в дальнейшем будет выполнять распределительную функцию, т.е. является солидарным. Государственная пенсия называется базовой. Расчет ее размера производится на основе шкалы необходимого стажа для различных уровней пенсии и на основе данных о з/п граждан за любые непрерывные 5 лет трудового периода.
Принятый Верховной Радой
I и II уровень - Закон Украины"Об общеобязательном
государственном пенсионном страховании".
III уровень - Закон Украины "О негосударственном
пенсионном обеспечении".
Характеристика уровней:
Уровень |
Тип |
Вид пенсии |
I |
Обязательный, солидарный |
Базовая пенсия |
II |
Обязательный, накопительный |
Трудовая пенсия |
III |
Добровольный, накопительный |
Трудовая пенсия |
Задекларированная ранее Кабинетом
Министров и закрепленная законодательно,трехуровневая
пенсионная система устраняет
Первый уровень представляет
собой Пенсионный фонд Украины, который
и в дальнейшем будет выполнять распределительную
функцию, т.е. является солидарным. Государственная
пенсия называется базовой. Расчет ее
размера производится на основе шкалы
необходимого стажа для различных уровней
пенсии и на основе данных о з/п граждан
за любые непрерывные 5 лет трудового периода.
Второй уровень является уже накопительным,
т.е. фондируемым. Главным его субъектом
будет Государственный накопительный
пенсионный фонд, куда планируется зачислять
часть обязательных пенсионных отчислений
(предполагается 7%). Размер этой части
пенсии будет уже определяться не уровнем
з/п, получаемой в том или ином периоде,
а фактической суммой, накопленной на
персональном счете и являющейся собственностью
его владельца.
Третий уровень также накопительный. Его
основное отличие состоит в полной добровольности
участия. Субъектами финансового рынка,
которым разрешено оказывать данную услугу
являются страховые компании, коммерческие
банки и негосударственные пенсионные
фонды.
Опыт стран с реформированной пенсионной
системой показывает, что самым эффективный
уровнем является негосударственное накопительное
пенсионное обеспечение.
Негосударственное накопительное пенсионное
обеспечение позволяет сформировать трудовую
часть будущей пенсии, конкурирующую по
размеру с базовой и зачастую превышающую
её. Наряду с тем, что добровольное пенсионное
обеспечение имеет ярко выраженное социальное
назначение, появляется возможность решить
несколько важных проблем за счет использования
одних и тех же финансовых средств. Одновременно
с решением социальных вопросов и укреплением
кадровой политики предприятий, созданиенегосударственных
пенсионных фондов позволит аккумулировать
значительные пенсионные активы с периодом
инвестиционной деятельности в 30-40 лет,
что представляется особенно актуальным
в условиях усиления роли отечественного
инвестора.
Концепция пенсионной реформы
предполагает:
первый этап, с 2004г.:
- изменение правил начисления базовой
пенсии, что приведет к её увеличению;
- развитие III уровня новой системы - накопительного
добровольного пенсионного обеспечения.
второй этап, с 2007г.:
- создание II уровня - государственного
накопительного фонда. При этом будет
систематизирован и использован уже практический
опыт работы негосударственны фондов.
Пенсионная реформа – в действии
С 1 января 2004 года вступили в силу Законы Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” и “О негосударственном пенсионном обеспечении”.
Также приняты соответствующие
законодательные акты, положившие начало
пенсионной реформе, направленной на постепенный
переход к трехуровневой
Какие изменения произошли в нынедействующей солидарной системе в результате реформирования?
В реформированной солидарной системе пенсионного обеспечения всем гражданам нужно обратить внимание на то, что понятие “трудовой стаж” меняется на “страховой”. Страховой стаж – это период, когда из заработной платы застрахованого лица перечисляются взносы в Пенсионный фонд Украины. Если средства за определенный месяц в Пенсионный фонд поступили – этот месяц и будет засчитан человеку в стаховой стаж (трудовой стаж декрет). Сейчас к исчислению страхового стажа именно такой подход. То есть добросовестно работать необходимо всю жизнь. Потому что при выходе на пенсию каждому предоставляется право, согласно законодательству, выбрать по своему желанию лучшие 60 месяцев страхового стажа. И обязательно к этому стажу будет добавляться весь период трудовой деятельности, начиная с 1 июля 2000 года и до дня достижения пенсионного возраста. Учитывая это, будет исчислена пенсия. Чем дольше человек будет работать, чем больший заработок будет получать и платить взносы в Пенсионный фонд, тем больше у него будет шансов заработать себе высокую пенсию.
О достойной пенсии необходимо
позаботится смолоду. Позаботься о
своем страховом стаже в
Для работающих лиц
важно получать заработную плату
официально, ведь не секрет – существует
и зарплата “в конвертах”, и утаивание
фактической прибыли
Каковы положительные стороны накопительной системы, ее приемущество в сравнении с солидарной системой?
Пенсионное реформирование
в части налаживания работы по
накоплению счетов предусматривает
аккумулирование части
При этом неизменным
останется общий уровень
Накопительная система
предусматривает, что размер взноса
из заработной платы украинцев через
некоторое время будет
Средствами с индивидуальных накопительных счетов граждане смогут воспользоваться не только по достижении пенсионного возраста, но и раньше этого срока, например, в случае наступления инвалидности.
Пенсионный фонд Украины возлагает большие надежды на введение новой системы, обеспечивающей рост размера пенсий. Средний размер пенсионных выплат из солидарной и накопительной систем ожидают в пределах 55-60% средней зарплаты в Украине, сейчас же такие выплаты составляют только около 35%. Можно ожидать также, что это будет стимулировать и работодателей, и работников добросовестно платить пенсионные взносы.
Предусматривается, что с 1 января 2009 г все работающие граждане, которым еще нет 40 лет, будут платить взносы в общеобязательную накопительную систему. Если в 2008 г взносы составляют 2% зарплаты, предполагается, что с 2010 года они будут ежегодно увеличиваться на 1% и к 2014 г достигнут 7%. Первые выплаты из накопительной системы граждане по достижении пенсионного возраста смогут получить в 2029 г.