Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:32, доклад
Возникновение первых государственных образований на территории Беларуси, безусловно, тесно связано со славянским расселением и колонизацией Европы. Начало его приходится на последнее Великое переселение народов, когда под ударами кочевых племен в IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на юг, запад и восток Европейского континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное освоение восточно-европейского региона славянами, которые впервые появились в Южной и Центральной Беларуси. Они большими группами двигались на север от р. Припять вдоль Днепра, Двины, Березины и Немана, заполняя всю территорию современной Беларуси, оттесняя и ассимилируя балтские племена.
Официальный политико-правовой статус термины «белорусы» и «Беларусь» обрели в конце XVIII — начале XIX в. В 1796 г. Екатерина II объединила Полоцкую и Могилевскую губернии в одну со столицей в Витебске. Эта губерния — единственная в России — имела национальную окраску, получив имя «Белорусская». К концу XIX — началу XX в. термин «Беларусь» закрепился за Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской, Виленской губерниями России, где в большинстве проживали белорусы. Когда термины «белорусы», «Беларусь» стали официальными, они прочно укоренились в сознании местного населения в качестве эндоэтнонимов.
Этноним «русский», «русич»
(«Русское» — в титуле Княжества)
употреблялся в двух смыслах. В первом
— власти ВКЛ именовали так
жителей той части государства
(Полотчины, Витебщины, Могилевщины), где
придерживались православия в предшествующий
(Полоцкий) период государственности
и управляла династией варягов-
Концепции государственности. Особое место в истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации — «золотой век» белорусской культуры. Особенностью белорусского Возрождения было то, что гуманизм и реформация развивались одновременно. В эту эпоху белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь — Франциска Скорину. Его влияние на общественно-политическую мысль и культуру ХVI в. столь велико, что это время называют эпохой Скорины.
Его идеи пронизаны патриотическими чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность за судьбу своей родины и должен работать на ее пользу. Скорина выступал сторонником справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство и считал, что главным фактором стабильности государства и общества является власть закона, культ права [8, с. 61]. Беззаконие ведет к анархии и правонарушениям. При разработке законодательных актов, отмечал мыслитель, необходимо руководствоваться как «естественным правом», так и местными обычаями, традициями. Главным условием исполнения закона является уровень правосознания граждан, выраженный в формуле «закон прыроженый ест в сердце каждого человека».
Политическим идеалом
Скорины была монархия во главе с
просвещенным правителем, осуществлявшим
власть в строгом соответствии с
законами. Скорина являлся сторонником
консолидации общества, идеи «вечного
социального мира», провозглашенной
такими выдающимися его
Современником Ф. Скорины
был выдающийся белорусский поэт,
гуманист и просветитель Николай
Гусовский. В его «Песне о зубре»
звучит призыв к единению разных по
вере и культуре европейских народов,
идея патриотизма и антивоенный
пафос. Гусовский первый в славянской
литературе увидел и отразил проявления
кризиса политической системы ВКЛ,
с возмущением писал о
Белорусский гуманист и мыслитель
XVI в. Михалон Литвин около 1550 г. написал
историко-политический трактат «О нравах
татар, литовцев и москвитян», в котором
провел сравнительный анализ правовых
систем, обычаев и законов, организации
управления и суда в соседних ВКЛ
государствах. М. Литвин считал, что
сильная государственная власть
должна базироваться на справедливых
и разумных законах, считаться с
общественной моралью, в своей деятельности
руководствоваться
Дальнейшее развитие идей
национальной государственности связано
с Реформацией. Видными представителями
и идеологами Реформации в ВКЛ
были Андрей Волан и Лев Сапега.
Волан активно участвовал в политической
жизни: неоднократно избирался послом
(депутатом) от шляхты Ошмянского повета
в общегосударственный сейм, был
королевским секретарем, выполнял различные
дипломатические поручения. Свои взгляды
он изложил в работах «О политической
и гражданской свободе» (1572), «Речь
к сенату» (1573), «О государе и его
добродетелях» (1608). Он был сторонником
теории «естественного права», выступал
за равенство всех сословий перед
законом, считал, что законы являются
гарантией свободы и
Гуманистические взгляды Сымона Будного были связаны с его реформационной деятельностью и борьбой за утверждение идеалов свободы личности. В трактате «О светской власти» (1583) он выступил с критикой политической системы, базировавшейся на господстве феодальной олигархии (магнатов), обосновал свой политиче¬ский идеал — монархию, ограниченную сословным представительством во главе с просвещенным монархом, требовал введения равенства всех сословий перед законом, отстаивал идеи справедливости [8, с. 63—65]. Его современник, и в ряде вопросов оппонент, выдающийся мыслитель и общественный деятель Василь Тяпинский осуждал произвол феодальной олигархии, выступал в защиту прав белорусского народа на образование, свободу совести, собственности, критиковал церковь за то, что она не заботится о развитии образования и национальной культуры [8, с. 60].
Важную роль в формировании
концепции национальной государственности
сы¬г¬рали приверженцы
Таким образом, в XVI — начале XVII в. в трудах наиболее видных представителей социально-политической мысли Беларуси были изложены базовые воззрения, на которых формировались элементы идеологии национальной государственности. К этим воззрениям можно отнести: идею утверждения в обществе социального равенства и социальной справедливости; идею движения общества к правовому государству; апологетику фундаментальной нормы, согласно которой институты государственной власти должны служить всему народу; необходимость развития самоуправляемых структур гражданского общества; необходимость и обязательность развития науки и образования как основы социального прогресса общества и государства.
Попытку практической реализации этих идей можно проследить на примере дея¬тельности наиболее видных представителей реформационного движения в ВКЛ. Среди них был Г. А. Ходкевич, благодаря которому получили кров, защиту и возможность продолжить издательскую деятельность Иван Федоров и Петр Мстиславец. Патриотами своего отечества были Лукаш и Кузьма Мамоничи, в Виленской ти¬пграфии которых были изданы «Трибунал» и «Статут ВКЛ» (1588). Значительная роль в распространении национальной идеологии отводилась печатному слову. Благодаря патриотическим усилиям князя Николая Радзивилла Черного были основаны Брест¬ская и Несвижская типографии, где печатались произведения У. Региуса, С. Зарембы, Г. Булингера, С. Зака, Б. Граицкого, Я. Казановского [9, с. 5—6].
Просветительская деятельность белорусских гуманистов усиливала влияние идеологии национальной государственности на общественное сознание. Это проявилось в том, что в XVII в., вошедшем в историю Беларуси как «кровавое столетие» — время тяжелых войн и глубокого экономического кризиса — национальная идеология продолжала жить. Широкий резонанс в обществе в XVII в. получили идеи Казимира Лыщинского, который в книге «О несуществовании бога» отстаивал идеи социальной свободы, защищал свободу совести, идею правового государства.
Другим ярким представителем социально-политической мысли Беларуси XVII в. был уроженец Витебщины, профессор Виленской Академии А. Олизаровский. Идеи его книги «О политической общности людей» (1651) были созвучны идеям Т. Гоббса и Д. Локка. А. Олизаровский освещал суть рационализма и либерализма в политике и социальном устройстве общества. Он был сторонником теории общественного договора. Согласно его учению, политическая суть государства, институтов власти в целом состоит в том, чтобы обеспечить реализацию интересов людей, их право на создание гражданских политических союзов-общностей. Идея государства есть идея «создания из множества поселений союза и объединения людей, связанных правом», где гражданами должны быть все жители, а не только представители правящего класса, считал А. Олизаровский. Тирания и произвол правителей всех уровней, несправедливость и неравенство — вот те факторы, которые ведут государство к гибели, указывал он. Чтобы не допустить окончательного разрушения государства у народа должно быть право на восстание против существующей власти. В учении мыслителя народ выступал фактически источником власти и государственности.
Итак, ВКЛ — это вторая
историческая форма государственности,
сложившаяся на территории Беларуси.
Она в равной степени была присуща
всем народам, входившим в состав
данного полиэтничного
Данное утверждение
Формирование
Белорусская нация начала складываться в ХIХ в. в период развития индустриальной цивилизации. Одновременно с ее формированием шел процесс становления нового литературного белорусского языка. Он содействовал процессу консолидации нации, способствовал формированию национального сознания, оказывал решающее влияние на развитие национальной культуры. Национальное движение вызревало и развивалось эволюционным путем в условиях борьбы с самодержавием.
После поражения восстания
1830—1831гг. начался революционно-
После отмены крепостного
права в ходе углубления специализации
и ускоренного развития экономики
укреплялись хозяйственные
Наиболее последовательным
борцом за воплощение идеи национальной
государственности был
Информация о работе Первые государственные образования и истоки государственности в IV—XII вв