Планирование и прогнозирование доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ проблем, связанных с планированием дохода бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику доходов бюджетов России;
Осуществить анализ планирования и прогнозирования доходной части бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов…5
1.2 Доходы федерального бюджета…………………………………………….10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1 Этапы планирования доходов бюджета. Исходные данные, используемые при планировании доходов…………………………………………………….19
2.2 Краткосрочное и перспективное планирование доходов бюджета……...21
2.3 Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части бюджета………………………………………………………..23
3. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное планирование и прогнозирование.docx

— 279.17 Кб (Скачать файл)

Для этих целей налоговые органы должны информировать местные администрации муниципальных образований:

Об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов и сборов;

О суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов.

Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В этой связи особое значение имеет его планирование и прогнозирование.

Основой для формирования налоговой базы для начисления земельного налога является кадастровая стоимость объекта.

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. И это лишь одна из причин, по которой бюджет не дополучает платежи по земельному налогу. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Очень часто сведения, которыми располагают такие учетные ведомства, как Главное управление Федеральной регистрационной службы и Управление Роснедвижимости не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.

Кроме того, согласно п.12 статьи 396 НК РФ, органы муниципальных образований также обязаны передавать сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. При этом каждая из вышеперечисленных служб тратит бюджетные средства на разработку программ, которые часто не совместимы между собой. Необходимо выработать единое задание на разработку программ по учету земель. Отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета.

Для решения этой проблемы Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления.

Большой проблемой, по-прежнему, остается нецелевое использование земельных участков (размещение на участках под индивидуальное жилищное строительство моек автотранспорта, станций технического обслуживания, магазинов, многоквартирных жилых домов и офисных зданий). В федеральном законодательстве четко не сформулировано содержание понятия «использование земли не по целевому назначению». Кроме того, не совсем точно указаны основания для выявления целевого или нецелевого использования земли, досконально не разработаны процедуры осмотра земельных участков на предмет их использования по назначению или не по назначению. Отсутствует информационный обмен между заинтересованными государственными органами для своевременного налогообложения земельных участков в соответствии с фактическим их использованием. В случае выявления нецелевого использования земельного участка не ясно, причислять ли «использование земли не по целевому назначению» к административным правонарушениям или к нарушениям законодательства о налогах и сборах.

В налоговом и земельном законодательстве необходимо четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков.

Последним новшеством в налоговой сфере, как и во множестве других отраслей, является автоматизация. Прежде всего, это напрямую связано с концепцией системы электронного бюджета. Появление компьютеров и иной техники автоматизации значительно упрощает работу налогового инспектора, но при этом возникают проблемы у налогоплательщика. Плательщик налогов и сборов зачастую сталкивается со сложностью восприятия налогового законодательства и если ранее он мог воспользоваться консультацией налоговых органов и «человеческим фактором», то теперь при наличии, хотя бы одной ошибки или помарки компьютер может не засчитать проделанную работу (сдача и заполнение декларации, оплата налогов, сборов, штрафов и т.д.). Данная проблема особенно остро встает перед представителями более старших поколений.

В последнее время остро стоит проблема неуточненных платежей. Эти платежи возникают при внесении денежных средств налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации и, к примеру, отсутствии какого-либо реквизита в декларации, наличия орфографической ошибки и т. д., то есть при зачислении денежных средств Казначейство РФ сталкивается с проблемой соотнесения платежа к конкретному физическому или юридическому лицу.

Не последнее место занимает вопрос об уклонении от налогообложения как физических, так и юридических лиц. Основным фактором, влияющим на данную проблему, прежде всего, является менталитет нашей страны. Существование правового воспитания дает значительный результат на экономические показатели и этому свидетельствует, например зарубежный опыт. Налоговое законодательство для данной цели должно более конструктивно относиться к налогоплательщикам: обеспечивать конфиденциальность полученной информации и давать полную защиту своим источникам. Также эту проблему можно рассматривать и со стороны государства. Ни для кого не секрет, что налоговое законодательство Российской Федерации является несовершенным. Предпосылками данного явления выражаются и в молодости налоговой системы в целом, и в невозможности глобальных изменений в связи с зависимостью всех сфер государства и т. д., но факт того, что данная проблема должна быть решена, не опровергается.

Таким образом, выходом из сложившейся ситуации может стать снижение налоговых ставок. Однако следует повысить при этом штрафные санкции за уклонение или неуплату налогов. Сделать это нужно таким образом, чтобы платить налоги стало выгоднее, чем уклониться от налога и заплатить санкции которые в два или три раза выше налогов. Понизив ставки налогов, необходимо отменить некоторые льготы, что позволит увеличить доходы. Создав такие условия, доходы государства будут гораздо выше, чем на сегодняшний день, и это положительно скажется на доходной части бюджета.

Итак, нужно отметить, что в настоящее время существует достаточно много проблем формирования налоговых доходов бюджетов разных уровней Бюджетной системы Российской Федерации. Это пробелы в налоговом законодательстве, низкая обеспеченность и высокая дотационность местных бюджетов, уклонение от налогообложения юридических и физических лиц, наличие просроченных платежей и т. д. И для решения этих проблем необходимо совершенствовать налоговую систему Российской Федерации, усилить контроль за поступлением налоговых доходов в бюджеты и за их эффективным использованием, а также осуществлять поиск действенных мер по взысканию просроченных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны, он составляет основу финансовых средств государства.

Государственный бюджет -- это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

Бюджетная система РФ включает:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

Бюджеты субъектов РФ (областной или региональный бюджет) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов

Бюджеты городских и сельских поселений

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Планирование доходов объединяет три этапа.

Первый этап включает:

Анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета;

Формирование прогнозов развития территории на перспективу.

На втором этапе осуществляются:

Обоснование и корректировка основных направлений налоговой политики соответствующей территории;

Разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней в соответствии с действующим законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

Расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Планирование доходов в бюджетов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей.

Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

Основное бремя обеспечения жизни населения Российской Федерации несет на себе федеральный бюджет. На сегодняшний день ведутся различные дискуссии, а также вносятся значительные изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, что отражается и на самих поступлениях в бюджет. Неизменным остается лишь то, что налоговые доходы являются основой формирования федерального бюджета Российской Федерации.

Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает их, но не в достаточном количестве. В связи с чем были предложены пути устранения проблем планирования доходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N145-ФЗ (ред. от 30.09.2010).

2.Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. --М.: Дашков и К°, 2007. -- 486 с.

3.Балдина, С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации: учебник для вузов /С.В.Балдина. - М.: МЦФЭР, 2009. - 815 с.

4.Бюджетная система России: Учебник для вузов по экон. спец. / Под ред. Г.Б. Полякова. - М.: ЮНИТИ, 2008.-326с.

5.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов эконом. спец. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.-267с.

6.Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М., 2008. - 402с.

7.Годин, А.М.Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2007, - 325 с.

8.Грязнова А.Г. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 364 с.

9.Даутова А. Г. Некоторые проблемы формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации / Даутова А. Г., Гиленко А. С. // ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты- Мансийск.

10.Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. -- М: ИНФРА-М, 2007. - 360.

11.Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2008. - 440 с.

12.Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление: учебно-практическое пособие / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, - 2009. - 143 с.

13.Романовский, М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-издат, - 2010. - 314 с.

14.Арсентьева И. М. Взаимодействие органов Казначейства России с администраторами доходов бюджетов по учету поступлений в бюджеты // Финансы. - 2012. - №1. - с. 30-35.

15.Жуков А. И. Одна из проблем формирования местных бюджетов // Финансы и кредит. - 2005. - №6. - С.27.

16.Макашина О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат// Проблемы современной экономики, 2008. - №7

17.Сорокина Е. Л. Налоговая система России /Е. Л. Сорокина // ЭКО. - №3. - 2008. - С.78

18.Официальный сайт Службы Государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru

19.Актуальные проблемы формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Журнал ВАК. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-48-122012/item/1894-2012-12-26-10-46-27

20.Беспамятных Е. А. Проблемы формирования доходной части бюджета за счет налоговых поступлений / Е. А. Беспамятных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/263/1126

21.Буневич К.Г. Бюджетная система РФ. Учебный курс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html?go=part-012*page.htm

22.Кузнецов С. П. О некоторых проблемах формирования налоговых доходов муниципальных образований в Российской Федерации / С. П. Кузнецов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vgmu.hse.ru/data/2012/06/27/1255852751/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%2063-71.pdf

23.Министерство финансов РФ. Официальный сайт. Информационно-аналитический раздел. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info.minfin.ru/

24.Смольянинова Е.Н. Бюджетная система РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/budget_sist_rf/default.asp

25.Федеральный бюджет России. Проблемы его формирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://referat.yabotanik.ru/jekonomika/federalnyj-bjudzhet-rossii-problemy-egoformirovaniya/78691/74238/page2.html

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура доходов консолидированного бюджета по состоянию на 01.01.2013

Виды доходов

Консолидированный бюджет рф и бюджет гвбф рф, млрд. Руб.

Федеральный бюджет, млрд. Руб.

Конс. Бюджеты субъектов рф, млрд. Руб.

Бюджеты гвбф, млрд. Руб.

Бюджеты терр. Гвбф, млрд. Руб.

 

Всего доходов

23 435,10

12 855,54

8 064,52

7 487,69

1 042,16

 

Налог на прибыль организаций

2 355,70

375,82

1 979,89

     

Налог на доходы физических лиц

2 261,48

 

2 261,48

     

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

4 103,73

   

4 379,15

0,01

 

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

1 886,45

1 886,14

0,31

     

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории российской федерации

783,64

341,87

441,78

     

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию российской федерации

1 659,69

1 659,66

0,03

     

Налоги на совокупный доход

271,29

 

271,75

     

Налоги на имущество

785,49

 

785,49

     

Налог на добычу полезных ископаемых

2 459,40

2 420,51

38,88

     

Таможенные пошлины

4 099,78

4 099,78

       

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы российской федерации

 

30,99

1 624,35

3 069,62

1 006,11

 

Прочие

2 768,50

2 040,77

660,57

39,20

36,22

 
             

Информация о работе Планирование и прогнозирование доходной части бюджета