Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:28, реферат
В 2010 году была разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее – Программа).
Основной целью программы являлось повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Королева Анастасия. ФК-09-1
Тема: Повышение эффективности осуществляемых бюджетных расходов.
В 2010 году была разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее – Программа).
Основной целью программы являлось повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.[4, с.3]
Базовым условием достижения цели программы являлось обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения цели программы необходимо было решить следующие основные задачи:
- четко определить сферы
и механизмы обеспечения
- обеспечить более тесную
увязку стратегического и
- оптимизировать объемы
и порядок предоставления
- повысить качество управления
в общественном секторе, в том
числе путем адаптации
- создать механизмы
- усилить прозрачность
и подотчетность деятельности
органов государственной
Для решения указанных задач в 2010-2012 годах предлагалось принять решения по следующим основным направлениям:
1) внедрение программно-целевых
принципов организации
2) восстановление трехлетнего бюджета;
3) переход к программному бюджету;
4) развитие новых форм
оказания государственных (
5) реформирование
6) совершенствование механизмов
государственных (
7) повышение эффективности
бюджетных расходов по
8) создание информационной
среды и технологий для
Ежегодно в рамках реализации данной Программы утверждаются планы мероприятий по её реализации.[1,2,3 – 3 плана за 2010, 2011, 2012 год]
Значение Программы не
ограничивается решением только бюджетных
вопросов. Фактически речь идет о переходе
к новой, программно-целевой
В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы (Табл. 1).
Содержание направлений государственных программ [5, с. 18]
Направление |
Государственные программы |
Новое качество жизни |
Развитие здравоохранения;
Развитие образования; Социальная поддержка
граждан; Доступная среда на 2011-2015
годы; Обеспечение качественным жильем
и услугами ЖКХ населения России;
Развитие пенсионной системы; Содействие
занятости населения; Обеспечение
общественного порядка и |
Инновационное развитие и модернизация экономики |
Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики. |
Обеспечение национальной безопасности |
Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной безопасности. |
Сбалансированное региональное развитие |
Региональная политика и федеративные отношения; Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. |
Эффективное государство |
Управление федеральным имуществом; Управление государственными финансами и государственным долгом; Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция. |
Структура перечня
программ построена, исходя из
основных направлений
Рисунок 1 – Ключевые блоки государственных программ [5, с.17]
Впервые аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных программ Российской Федерации было представлено в рамках проекта федерального бюджета на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета было распределено по программам, что позволило увидеть, сколько концентрируется расходов на каждом из направлений.
Распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам позволяет проанализировать средства всех министерств, в частности, увидеть, что не только Минздравсоцразвития России занимается здравоохранением, но и МЧС России, Минобороны России и другие субъекты бюджетного планирования, где развита ведомственная медицина.
Например, в реализации программы
«Развитие образования» участвует
35 федеральных органов
В целях окончательного закрепления
законодательных основ для
- интеграцию в бюджетный
процесс государственных (
- проведение ежегодной
оценки эффективности
- предоставление с 1 января
2014 года в Государственную Думу
сводного годового доклада о
ходе реализации и оценке
Подготовлена новая бюджетная классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности планирования и исполнения расходов разных типов.
Одновременно и в качестве
важнейшей составной части
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На федеральном уровне и в регионах были приняты необходимые подзаконные акты общего характера. В настоящее время центр тяжести в реализации этого важнейшего закона смещается на уровень конкретных органов исполнительной власти. Закон предоставляет широкие возможности для повышения эффективности организации оказания государственных услуг.
Значительные резервы
повышения эффективности
Программой повышения
эффективности бюджетных
В качестве первого этапа развития такой системы в январе текущего года Правительством одобрен План разработки проектов нормативных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в практику планов закупок, библиотеки типовых контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.
Все эти вопросы непосредственно связаны с бюджетным процессом и должны регулироваться в рамках или с учетом требований бюджетного законодательства.
Должны быть законодательно
урегулированы вопросы
Необходимо существенно
повысить прозрачность информации о
деятельности публично-правовых образований
в сфере управления общественными
финансами. Только так можно обеспечить
подотчетность и
Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить интегрированные в единую систему инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего контроля.
Эта задача будет решаться
в рамках создания интегрированной
информационной системы управления
общественными финансами «
Дальнейшая реализация Программы не может осуществляться без активного взаимодействия органов исполнительной власти. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.
На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2011 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.
Ключевым направлением Программы является переход к утверждению федерального бюджета в «программном» формате.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации.
Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется в ближайшее время.
Список литературы
Информация о работе Повышение эффективности осуществляемых бюджетных расходов