Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:29, реферат

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 17.85 Кб (Скачать файл)

Понятие бюджетной системы и  бюджетного устройства Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательный акт, согласно которому функционирует  бюджет и который упоминается  в предыдущих двух абзацах - Бюджетный  кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года.

Таким образом, бюджет - не просто план доходов и  расходов, он является экономической  категорией. Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Организационная структура Российского бюджета

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную  систему:

♦ первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

♦ второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

♦ третий уровень - местные бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  включает:

♦ федеральный  бюджет РФ;

♦ 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ;

♦ 55 краевых  и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;

♦ 1 бюджет автономной области;

♦ 4 бюджета 4 автономных округов;

♦ 29 тысяч  местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Бюджетное построение определяется формой государственного устройства страны, действующими в  ней законодательными актами и ролью  бюджета в общественном производстве.

В унитарном  государстве бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов - государственного бюджета и местных  бюджетов, находящихся в ведении  органов местного самоуправления.

Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Наконец, в  федеративном государстве административно-территориальные  образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочий. Для федеративного государства характерно бюджетное устройство, состоящее из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.

Очевидно, что  в трехуровневой бюджетной системе  центральным, стратегическим звеном является федеральный бюджет. Рассмотрим функции, задачи, направления использования  федерального бюджета РФ.

Федеральный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании  основного централизованного фонда  денежных средств государства. Для  их прогнозирования разрабатывается  основной финансовый план, который  выполняется в процессе аккумуляции  части национального дохода, его  перераспределения на общегосударственные  нужды.

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной  системы Российской Федерации, в  котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым документом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его  утверждения Федеральным Собранием  Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и  использования централизованного  фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое  воздействие федерального бюджета  на эффективность производства, ускорение  научно-технического прогресса. Федеральный  бюджет, финансируя образование и  науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

Российская  Федерация имеет право на самостоятельный  федеральный бюджет. Это право  закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации  находится федеральный бюджет (ст.71). Бюджетный кодекс Российской Федерации  детально регламентирует порядок его  формирования и исполнения.

Законодательно  дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, относится совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в стране избирается Федеральное  Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных  функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства  и др.).

Для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий в Российской Федерации  формируется централизованный финансовый (денежный) фонд - федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции  Российской Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д. Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.


Информация о работе Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации