Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:54, контрольная работа
1. Понятие бюджетной системы и характеристика её звеньев.
2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами.
3. Проблемы реформирования бюджетной системы в современных условиях.
1. Понятие бюджетной системы и характеристика её звеньев……………3
2. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами ……………………………………………………………………13
3. Проблемы реформирования бюджетной системы в современных условиях………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………29
В бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, то есть взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.
Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое и косвенное социально-экономическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.
Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом.
2. Анализ Федерального бюджета на 2009 - 2011 г.г.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Согласно Федеральному закону № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
Исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 43 187 млрд рублей и уровня инфляции не превышающего 10 %.
Принятый Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2010
2011
2012
В 2011 году, исходя из Федерального закона о бюджете № 308-ФЗ идёт увеличение доходов бюджета до 7 455,7 млрд руб., расходы же снижаются — до 9 389,8 млрд руб. (при ожидаемом увеличении ВВП до 48 072 млрд руб и инфляции не более 8 %).
В 2012 году доходы должны снова возрасти — до 8 069,6 млрд руб., расходы возрастут по сравнению с 2011, но не достигнут уровня 2010 — 9 681 млрд руб. (при очередном ожидаемом увеличении ВВП до 53 712 млрд руб и инфляции не более 7 %).
Таким образом образуется дефицит, за 2009 год он составляет 3 140,4 млрд руб., за 2010 год установлен на уровне 2 936,9 млрд. руб., и за 2011 год составляет 1 934,1 млрд руб.
Основными источниками покрытия дефицита бюджета являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г. – 17,5 млрд. дол., в 2012 г. – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимость занимать чужие деньги необоснованна.
Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%, в 2011 году – 44% в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ3.
Федеральный бюджет в 2010 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель, такая же ситуация была и в 2009 году. Однако в 2009 году получилось так, что Минфин "существенно завысил свои ожидания по цене на нефть". Так, планировались расходы при цене на нефть $95 за баррель, в то время как по факту она была на уровне $61 за баррель. В связи с этим пришлось использовать Резервный фонд. История повторилась и в 2010 году цена на баррель нефти по факту была $80, вследствие чего опять пришлось задействовать резервный фонд. Ситуация на 2011 год обнадеживает, в результате определённых событий в мире цена на нефть установилась около $110 за баррель, на начало 2012 года она составила $105. Но не стоит расслабляться, так как при падений цены на нефть до $70 за баррель дефицит будет на уровне 4% ВВП, но если цена упадёт до $50 тогда дефицит составит 8% а это уже рискованная величина.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на период 2009-2011 года. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на период 2009-2011 года.
Расходы федерального бюджета |
2009г |
2010г |
2011г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
959,3 |
9,7 |
1 186,7 |
12 |
1 105,4 |
11,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1 205,9 |
12,2 |
1 253,2 |
12,7 |
806,9 |
8,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 005,3 |
10,1 |
1 062,4 |
10,7 |
888,7 |
9,4 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
1 824,7 |
18,6 |
1 347,1 |
13,6 |
1 371,4 |
14,6 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
141,9 |
1,4 |
137,7 |
1,4 |
79,38 |
0,8 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
13,3 |
0,1 |
12,2 |
0,1 |
15,05 |
0,1 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
412,1 |
4,1 |
398,7 |
4 |
465,4 |
4,9 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
113,7 |
1,1 |
108,2 |
1,1 |
114,3 |
1,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
348,2 |
3,5 |
332,6 |
3,4 |
367,5 |
3,9 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
331,3 |
3,3 |
338,7 |
3,3 |
307,8 |
3,2 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
3 494,4 |
34,3 |
3 719,4 |
37,6 |
3 872,4 |
41,7 |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ |
- |
0,00 |
258,00 |
2,04 |
407,9 |
4,09 |
ВСЕГО |
9 845 2 |
100,00 |
9 886 9 |
100,00 |
9 389 8 |
100,00 |
Максимальный удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году на долю расходов этих средств приходится 34,3%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем 2010 году он увеличивается на 3,3%. В денежном эквиваленте увеличивается на 225 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 872,4 млрд. рублей, что составляет на 378 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.
Вторым разделом, доля которого составляет 18,6% от общей суммы расходов, являются национальная экономика. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Ориентировочно в 2011 году сумма расходов составит 1 371,4 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 453,7 млрд. руб. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Общегосударственные вопросы занимают третье место в распределении бюджетных средств. Отслеживая динамику этого показателя видно незначительное увеличение. Разница от 2009 по 2011 составляет 146,1 млрд., руб, что свидетельствует об увеличений на 2%.
К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная оборона, а на 5 месте национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Оба эти раздела колеблются по количеству расходов. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2010 год, но в 2011 году происходит значительное снижение на 399 млрд., руб по сравнению с расходами 2009 года. Прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность имеет сходство с расходами на национальную оборону. Происходит незначительное увеличение в 2010 году на 57,1 млрд. руб, а в 2011 году сокращение на 173,7 млрд. руб.
Следующим разделом, удельный вес которого колеблется в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,1%. В динамике этот показатель падает, к 2010 году на 0,1%, а к 2011 году возрастает на 0,8%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела, увеличивается способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Из таблицы следует что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 348,2 млрд. руб (3,5%) а в 2011 году увеличится до 367,5 млрд. руб., (3,9%).
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Поступления из федерального бюджета в 2009 году равны 331,3 млрд. руб. (3,3%), к 2011 году эта сумма уменьшится на 23,5 млрд. руб, и составит 307,8 млрд. руб. (3,2%).
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.
3. Проблемы реформирования бюджетной системы в современных
условиях.
Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.
Информация о работе Понятие бюджетной системы и ее характеристики