Введение
Внебюджетные фонды- система
самостоятельных финансовых организаций,
которые финансируют вложения в мероприятия
общегосударственного или местного значения.
В число государственных внебюджетных
фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ, Федеральный
дорожный фонд РФ. На региональном уровне
образуются территориальные фонды обязательного
медицинского страхования и территориальные
дорожные фонды. Финансовые ресурсы внебюджетных
фондов образуются за счет распределения
в соответствующей пропорции единого
социального налога. Внебюджетные фонды
в финансовой системе России создаются
на основании Закона РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ,
а так же других нормативно-правовых актов,
в том числе законов о бюджете Росийской
Федерации на текущий год. При этом хотя
внебюджетные фонды и находятся с собственности
государства, но являются автономными
от федерального и местных бюджетов.
- Понятие внебюджетных фондов и медицинского
страхования
Медицинское страхование- форма
социальной защиты интересов населения
в
охране здоровья,
имеющее своей целью гарантировать гражданам
при
возникновении
страхового случая получение медицинской
помощи за счет
накопленных
средств и финансировать профилактические
мероприятия (Закон РФ от
28 июня 1991 г.
"О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации"). Источниками
внебюджетных фондов могут быть специальные
налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы.
Конкретный перечень источников определяется
задачами, для реализации которых создаются
фонды. По принадлежности фонды могут быть федеральными,
региональными, муниципальными (в соответствии
с уровнями государственного управления).
В зависимости от целей использования
они делятся на экономические и социальные. В российской практике с началом реформ
в бюджетной системе право создавать внебюджетные
фонды было предоставлено органам государственной
власти всех уровней управления. Только
на федеральном уровне было сформировано
более 20 целевых внебюджетных фондов,
в которых сосредотачивалось до 20% ВВП,
при этом на долю централизованных фондов
приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов.
Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную
структуру управления, что ограничивало
возможность контроля со стороны правительства
за движением денежных средств. С 1994 года централизованные
(федеральные) внебюджетные фонды, доходы
которых формировались за счет обязательных
платежей предприятий, были консолидированы
в федеральном бюджете. Таким образом,
на федеральном уровне, как самостоятельные,
существуют четыре социальных внебюджетных
фонда: Пенсионный фонд, Фонд государственного
социального страхования, Государственный
фонд занятости населения, Фонд обязательного
медицинского страхования. Данные фонды
имеют территориальные отделения. Как мы уже отметили,
внебюджетные фонды образуются вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенны для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном
Бюджетным кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на соответствующий
год. В зависимости от источников формирования,
назначения и масштабов использования
внебюджетные фонды подразделяются на
фонды экономического и социального назначения.
Внебюджетные
фонды создаются двумя путями. Один путь
- это выделение из бюджета и финансирование
определенных расходов, имеющих особо
важное значение, другой - формирование
внебюджетного фонда с собственными источниками
доходов для использования в определенных
целях.
Внебюджетные
фонды предназначены для целевого использования.
Обычно в названии фонда указана цель
расходования средств. Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода. Основные методы мобилизации национального
дохода в процессе его перераспределения
при формировании фондов - специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются
законодательной властью. Средства бюджетов
поступают в форме безвозмездных субсидий
или определенных отчислений от налоговых
доходов бюджета. Доходами внебюджетных
фондов могут выступать и заемные средства,
полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих
банков. Кроме того, к доходам внебюджетных
фондов относятся отчисления от прибыли
предприятий, учреждений, организаций
и прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом как юридическим
лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов
положительное сальдо может быть использовано
для приобретения ценных бумаг и получения
прибыли в форме дивидендов или процентов).
- Сущность,
задачи и виды внебюджетных фондов
Важным звеном
государственных и муниципальных финансов
являются внебюджетные фонды государства
- совокупность финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении органов власти и имеющих
целевое назначение. Порядок их образования
и использования регламентируется финансовым
правом. Первоначально внебюджетные фонды
появились в виде специальных фондов или
особых счетов задолго до возникновения
бюджета. Государственная власть с расширением
своей деятельности нуждалась во все новых
расходах, требовавших средств для их
покрытия. Эти средства концентрировались
в особых фондах, предназначенных для
специальных целей. Такие фонды носили,
как правило, временный характер. С выполнением
государством намеченных мероприятий
они заканчивали свое существование. В
связи с этим количество фондов постоянно
менялось.
С укреплением
централизованного государства начинается
период унификации специальных фондов.
На основе объединения различных фондов
и был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с государственным
бюджетом вновь повышается значение внебюджетных
фондов.Организационно-структурные изменения
в РФ, выразившиеся в создании в начале
90-х годов государственных социальных
внебюджетных фондов, неразрывно связаны
с дальнейшими преобразованиями в этой
области и, прежде всего, с созданием законодательства
об обязательном социальном страховании,
учитывающего произошедшие радикальные
преобразования в нашем обществе. Внебюджетные
фонды в финансовой системе России созданы
в соответствии с Законом РСФСР "Об
основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.).
Можно выделить следующие причины, обуславливающие
необходимость формирования внебюджетных
фондов:
Необходимостью
выделения специальных денежных ресурсов
с целью их более эффективного и строго
целевого использования;
Необходимостью
определения особых и одновременно устойчивых
финансовых источников для удовлетворения
специальных потребностей государства;
С переходом
России к рыночной экономике появлялась
необходимость в социальной защиты населения в условиях
спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга
Оперативного
решения социальных проблем, что в силах
сделать внебюджетные фонды, находящиеся
в распоряжении исполнительных органов
власти
Необходимостью изыскания дополнительных средств для
удовлетворения общественных потребностей,
которые не могут быть в полном объеме
профинансированы из бюджета, но которые
являются основой расширения сферы деятельности
правительства в области военных расходов,
научных исследований, социальных выплат
населению и т.п.
Немаловажным
фактором, обусловливающим целесообразность
образования внебюджетных фондов, выступает
и дефицит бюджета
Решение
об образовании внебюджетных фондов принимают
Федеральное Собрание РФ, а также государственные
представительные органы субъектов Федерации
и местного самоуправления. Расходы и
доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном
Бюджетным кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на соответствующий
год. Внебюджетные фонды решают две важнейшие
задачи: обеспечение дополнительными
средствами приоритетных сфер экономики
и расширение социальных услуг населению.
Государственные
целевые внебюджетные фонды имеют самостоятельные
источники их формирования. Так источниками
финансирования внебюджетных фондов являются:
взносы и отчисления носящий налоговый
характер, ассигнования из центрального
и местных (региональных) бюджетов, специальные
займы, добровольные поступления. Средства
могут поступать и за счет капитализации
части временно свободных средств внебюджетных
фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).
3. Особенности внебюджетных фондов:
- внебюджетные
фонды планируются органами власти
и управления и имеют строгую
целевую направленность;
- денежные
средства внебюджетных фондов
используются для финансирования
государственных расходов, не включенных
в бюджет;
- формируются,
в основном, за счет обязательных
отчислений юридических и физических
лиц;
- страховые
взносы во внебюджетные фонды
и взаимоотношения, возникающие
при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов,
а также других фондов и
не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные
законом;
- расходование
средств из фондов осуществляется
по распоряжению Правительства
РФ или специально уполномоченного
на то органа (правление фонда).В
зависимости от целевого назначения внебюджетные
фонды делятся как мы уже говорили ранее
на экономические и социальные, в соответствии
с уровнем управления — на государственные
(централизованные) и региональные (децентрализованные).
Рассмотрим подробнее данные направления
4. Социально-экономическая
сущность внебюджетных фондов
Финансовая система РФ включает
следующие звенья финансовых отношений:
государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды
страхования, финансы предприятий
различных форм собственности (рис.1).
В состав
централизованных (государственных) внебюджетных
фондов входят:
Пенсионный
фонд Российской Федерации;
Фонд социального
страхования Российской Федерации;
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования;
Эти же фонды относятся и к социальным
внебюджетным фондам. Аккумуляция средств
в социальных внебюджетных фондах, позволяет
накапливать источники финансирования
для выплат пенсий, пособий, стипендий
и т.п. По мнению одних экономистов, с формированием
внебюджетных фондов у государства появляются
дополнительные денежные средства как
для финансирования отдельных приоритетных
социальных направлений, так и вмешательства
в экономику, что особенно важно в условиях
ее нестабильности. Более того, более благополучное
состояние бюджетов внебюджетных фондов
помогает снизить дефицит сводного бюджета
(сводный бюджет = государственный бюджет
+ бюджеты внебюджетных фондов). А автономность внебюджетных
фондов от соответствующих бюджетов теоретически
должна способствовать обеспечению более
эффективного контроля над использованием
их средств.
По мнению других экономистов,
само вынесение каких-либо государственных
расходов за рамки государственного
бюджета ставит под сомнение прозрачность
их выполнения, а также создает возможности
для злоупотреблений.
Внебюджетные фонды могут создаваться
двумя способами:
1) выделением в бюджете определенных
расходов, имеющих особое значение;
2) вынесением за рамки бюджета
определенных расходов, имеющих
определенное значение, и закреплением
за ними определенных источников
доходов.
С помощью социальных
внебюджетных фондов государство и муниципальное
образование решают следующие задачи:
• социальную
защиту населения;
• повышение
жизненного уровня населения;
• сохранение
и улучшение здоровья населения;
• оказание
социальных услуг населению.
К экономическим внебюджетным
фондам относились Фонд Министерства
Российской Федерации по атомной энергии,
территориальные дорожные фонды, территориальные
фонды воспроизводства минерально-сырьевой
базы, территориальные экологические
фонды. Впоследствии они были консолидированы
в бюджет и на данный момент являются целевыми
бюджетными фондами.
Децентрализованные
внебюджетные фонды формируются для решения
территориальных, отраслевых, межотраслевых
и других задач. К ним относятся внебюджетные
фонды, создаваемые:
по решению
региональных и муниципальных органов
власти для решения региональных и местных
задач;
для решения
отраслевых задач (фонды научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок,
Фонд конверсии и др.)
На региональном
уровне образуются территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
и территориальные дорожные фонды.
Существуют
также внебюджетные фонды межотраслевого
и отраслевого назначения, целью которых
является финансовая поддержка конкретных
институтов, проектов, развитие и стимулирование
производства (например, Федеральный фонд
поддержки малого предпринимательства,
Фонд содействия научно-техническому
прогрессу и др.).
5. Обязательное медицинское
страхование
Обязательное медицинское страхование
в сокращенном виде носит аббревиатура
- ОМС – один из наиболее важных