Понятие и уровни бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 07:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы РФ.
В результате поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:
- изучить устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования;
- раскрыть понятие бюджета, его экономическая роль;
- рассмотреть содержание принципов бюджетной системы Российской Федерации;
- изучить доходы и расходы бюджетов разного уровня;
- дать характеристику доходной части бюджета 2008-2010 гг.;
- рассмотреть расходную часть бюджета 2008-2010 гг.;
- раскрыть межбюджетные отношения и их реформирование;
- раскрыть межбюджетные трансферты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования 5
1.1. Понятие бюджета, его экономическая роль 5
1.2. Устройство бюджетной системы 7
1.3. Содержание принципов бюджетной системы Российской Федерации 10
Глава 2. Доходы и расходы бюджетов разного уровня 15
2.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг. 15
2.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг. 17
Глава 3. Межбюджетные отношения и их реформирование, трансферты 19
3.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 19
3.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая по Бюджетной.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая  роль бюджета выражается в том, что  он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет создает финансовую базу функционирования государства  в целом, его субъектов и муниципальных  образований, осуществления функций  органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной  системы РФ.

В результате поставленной цели, в работе предстоит решить следующие задачи:

- изучить устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования;

- раскрыть понятие бюджета, его экономическая роль;

- рассмотреть содержание принципов бюджетной системы Российской Федерации;

- изучить доходы и расходы бюджетов разного уровня;

- дать характеристику  доходной части бюджета 2008-2010 гг.;

- рассмотреть расходную часть бюджета 2008-2010 гг.;

- раскрыть межбюджетные отношения и их реформирование;

- раскрыть межбюджетные  трансферты.

Объектом исследования выступает бюджетная система  России.

Предмет – устройство и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации.

 

Глава 1. Устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования

1.1. Понятие бюджета, его экономическая роль

 

Центральное место в  любой финансовой системе занимает бюджет (от англ, budget — сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, и котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий.

В финансовой теории и  практике существуют различные подходы  к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным  финансам) под бюджетом традиционно  понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной).

Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления; показывает его роль в общественном воспроизводстве; создает понимание  бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет — это  роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей.

Координация осуществляется через взаимосвязь показателей  бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция, ФРГ).

Во многих странах  устанавливаются различные даты начала и окончания финансового  года:

- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября

- в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня 

- в Японии — 1 апреля  и 31 марта 

- в Турции — 1 марта  и 28 февраля 

- в России бюджетный  год совпадает с календарным  (сохранена старая традиция). Согласно  Бюджетному кодексу РФ финансовый  год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря1.

 

1.2 Устройство бюджетной системы

 

Каждое государство  имеет свою организацию бюджетной  системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство любой  страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Бюджетный Кодекс Российской Федерации не дает определения бюджетного устройства. Однако исходя из анализа разд. I Бюджетного Кодекса Российской Федерации, который называется Бюджетное устройство Российской Федерации, следует, что характеристика этого понятия складывается из трех элементов:

а) структуры бюджетной  системы (ст. 10, 11, 12, 14, 15, 16), включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

б) бюджетной классификации  Российской Федерации;

в) принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

В бюджетную систему  России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

  1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет,   а   местные

бюджеты не включаются в  региональные бюджеты2.

 Федеральный бюджет  является ведущим звеном в  бюджетной системе, денежные средства  которые используются для реализации  целей и задач, стоящих перед  государством.

Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидированный  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Большое значение для  развития социальной политики России имеют государственные внебюджетные фонды. К государственным внебюджетным фондам относятся денежные фонды, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральными законами, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 13 БК). К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

 

1.3 Содержание принципов  бюджетной системы Российской  Федерации

 

Принципы бюджетной  системы Российской Федерации –  это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы и  в целом бюджетных правоотношений.

Эти принципы имеют важное значение, так как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К основным (базовым) принципам  бюджета относятся следующие:

  1. законности;
  2. единство бюджетной системы Российской Федерации;
  3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  4. самостоятельность бюджетов;
  5. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  6. сбалансированность бюджетов;
  7. эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  8. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  9. гласность;
  10. достоверность;
  11. адресность и целевой характер бюджетных средств3.

Значение и содержание принципа законности заключается в  том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме – законом. Данный принцип закреплён в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) обеспечивается не только единством правовой базы, единой денежной системой, формами бюджетной документации, единством принципов бюджетного процесса, но также единой системой санкций за нарушение бюджетного законодательства, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета. Этот принцип дает возможность применять на всех уровнях бюджетной системы такие законодательные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также единую систему бюджетного учета и т.д.

Тесно связаны между  собой принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и принцип самостоятельности бюджетов4.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Этот принцип нашел отражение в ст. 49—64, 84—87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, установивших основы разграничения доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном Бюджетным Кодексом Российской Федерации, составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Информация о работе Понятие и уровни бюджетной системы РФ