Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:31, курсовая работа
Перед собой мы поставили цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Введение…………………………………………………………………………...4
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ………………………………………..…7
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………..…7
1.2.Организационные основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления………………10
1.3.Принципы построения бюджетной системы………………………………15
1.4.Бюджетная классификация в РФ……………………………………………22
2.Характеристика бюджетной системы РФ……………………………………29
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………...….30
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ на примере Кировской области……………………………………………………………………………33
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………..…..37
2.4.Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………………41
3.Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения…………………………………………………………………………..49
3.1.Укрепление доходной базы реструктуризация расходов бюджетов разных уровней……………………………………………………………………….…55
3.2.Проблеммы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………...58
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в РФ………………………………………………………62
Заключение……………………………………………
• оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств фонда занятости в период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение одного года, предшествующего официальному признанию их безработными.
Фонд занятости в субъектах РФ, городах и районах формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, ассигнований из бюджетов субъектов РФ, городских и районных бюджетов соответственно, доходов от коммерческого использования временно свободных средств фонда, пожертвований юридических и физических лиц и других источников. Размеры отчислений в федеральную часть фонда из фондов, формируемых в субъектах РФ, устанавливаются Федеральным Собранием по представлению данных Правительством РФ. Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в вышестоящие фонды занятости устанавливаются законодательными актами представительных органов власти субъектов РФ по представлению соответствующих расчетов исполнительными органами власти субъектов РФ.
3. Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий.
На сегодняшний день государственная
политика в области расходов (на
поддержку экономики уже
Во избежание такого расхождения
между долгосрочными целями и
среднесрочной политикой нужна
коррекция долгосрочных целей налоговой
политики. Новой целью налоговой
политики должно стать не простое
снижение налоговой нагрузки, а ее
оптимизация и такое
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году.
Проведенные реформы позволят
существенно повысить размер пенсий
в России. Средний размер трудовых
пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в
месяц, увеличившись по сравнению с
2009 годом на 46%. Соотношение трудовой
пенсии к средней заработной плате
достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008
году). Повышение пенсий будет в
значительной степени обеспечено за
счет трансфертов из федерального бюджета.
Кроме того, будет увеличено финансовое
обеспечение государственных
Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший дефицит ликвидности
в сочетании с убытками на фондовом
рынке спровоцировал кризис доверия,
который грозил обернуться остановкой
платежной системы и массовыми
банкротствами. Правительство Российской
Федерации совместно с Банком
России оперативно отреагировали на
сложившуюся ситуацию и с помощью
ряда решительных мер предотвратили
системный банковский кризис. Основные
усилия были направлены на обеспечение
стабильной работы банковской системы
и включали снижение нормативов обязательных
резервов, расширение инструментов рефинансирования
и либерализацию доступа
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора. Основные задачи бюджетной политики отражены в бюджетном послании Президента РФ от 25 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010-2011годах», которое определяет основные задачи бюджетной политики, устанавливает основные направления налоговой политики и основные приоритеты бюджетных расходов, определяет политику в сфере межбюджетных отношений, предусматривает направления совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета. В частности, основными задачами бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу являются. (2)
Обеспечение исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.
Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
Определение оптимальных
форм поддержки реального сектора
экономики и финансовой системы,
исключающие иждивенчество и
создающие стимулы для
Обеспечение кардинального
повышения качества предоставления
гражданам государственных
Усовершенствование механизма
государственных закупок за счет
применения современных процедур размещения
заказов, консолидации заказчиков, а
также использования
Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.
Определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуры налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.
Одновременно требуется
принять меры по мобилизации дополнительных
бюджетных доходов, в том числе
за счет внедрения современных
Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.
Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.
Определение и реализация комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.(9)
3.1. Укрепление
доходной базы и
В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» от 9 марта 2007 г. отмечалось, что налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития.
Решение этой проблемы напрямую связано с укреплением доходной базы бюджетов всех уровней. Особое значение на сегодняшний день приобретает развитие финансовых основ экономики регионов и входящих в их состав муниципальных образований.
С января 2006 г. реализация Федерального
закона от 6 октября 2003 г. «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
в полном объеме осуществляется во
всех муниципальных районах, а также
городских и сельских поселениях,
за исключением вновь
Формирование двухзвенной системы муниципальных бюджетов обусловлено необходимостью определения соответствующей финансовой базы для выполнения ими своих расходных полномочий, формирование которой связано с существенным перераспределением доходов между субфедеральными и муниципальными бюджетами.
Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ с 1 января 2005 г. (в части местных налогов — с 1 января 2006 г.) согласно порядку, установленному Бюджетным кодексом РФ, осуществляется следующим образом:
Информация о работе Проблеммы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения