Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность определила цель работы: рассмотреть сущность и основные направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании работы решению подлежали следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое содержание и назначение межбюджетных отношений.
2. Проанализировать организацию межбюджетных отношений в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание

 Введение
 1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
 2. Организация межбюджетных отношений в РФ
 3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе
 Заключение
 Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


 

 

БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Контрольная работа по:

Теме 12. Проблемы  и  перспективы  развития  межбюджетных отношений  в  РФ

 

 

Содержание

                    Введение

                    1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы

                    2. Организация межбюджетных отношений в РФ

                    3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе

                    Заключение

                    Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование межбюджетных отношений является одной из основных составляющих проводимой в последнее десятилетие в России бюджетной реформы.

В России сложился неблагоприятный по сравнению со многими другими странами с переходной экономикой предпринимательский и инвестиционный климат, характеризующийся чрезмерно высокими издержками входа на рынки, сборами, налогами и различными поборами.

Таким образом, актуальность рассмотренных в контрольной работе вопросов объясняется важностью анализа пройденных и предстоящих этапов реформы межбюджетных отношений для повышения эффективности бюджетной реформы.

Актуальность определила цель работы: рассмотреть сущность и основные направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

При написании работы решению подлежали следующие задачи:

1. Охарактеризовать экономическое содержание и назначение межбюджетных отношений.

2. Проанализировать организацию межбюджетных отношений в Российской Федерации.

3. Охарактеризовать направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Вопросы реформирования межбюджетных отношений в силу своей актуальности в настоящее время широко освещаются различными источниками, предпочтение из которых при написании работы отдавалось периодической печати, а также нормативно-правовым актам.

 

 

 

 

1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы

Современные государства независимо от формального устройства в форме федерации, конфедерации или унитарного государства включают в себя субнациональные административно-территориальные единицы, являющиеся существенно неоднородными по различным характеристикам (по уровню экономического развития, потребностям в предоставлении общественных благ, стоимости предоставления общественных благ и т.д.).

Соответственно, наличие различных административно-территориальных образований в одном государстве приводит к существованию проблемы неравенства регионов и порождает необходимость решения такой проблемы.

Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения по своей природе относятся к особой фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов - бюджета.

Содержание этих отношений задано перераспределением финансовых средств с участием различных уровней государственного бюджета, адекватных способу организации государственной власти и управления.

В процессе такого перераспределения происходит приведение бюджетных средств среднего и нижнего - регионального и муниципального - уровней в соответствие с объективными потребностями финансового покрытия включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования).

Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа :

с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов (на основе твердого закрепления единых для всех субъектов нормативов отчислений налогов в бюджеты);

с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.

Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.

Анализ действующей системы межбюджетных отношений является составной частью бюджетного анализа.

Впервые перечень индикаторов, непосредственно характеризующих межбюджетные отношения, представлен в разработанной Министерством финансов Российской Федерации методике финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с методикой Минфина блок "Межбюджетные отношения" предусматривает расчет следующих индикаторов оценки межбюджетных отношений :

закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе;

установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам для всех муниципальных образований одного типа;

закрепление формулы распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе;

закрепление методологии предоставления бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на финансирование временных кассовых разрывов;

выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

финансирование государственных расходных полномочий за счет фактических расходов муниципальных образований на их реализацию.

Межбюджетные отношения характеризуются по определенным признакам (табл.1.1).



Таблица 1.1 - Признаки межбюджетных отношений

 

Признак

Характеристика

 

Инициатор (заинтересованное лицо)

Органы власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления;

отдельные ведомства органов власти;

сетевые структуры (гражданские или бизнес);

ученые-специалисты

 

Сфера анализа (объект)

Финансовые отношения субъектов бюджетных отношений разных уровней бюджетной системы

 

Предмет анализа

Отношения между органами власти разных уровней, распределение доходных источников и расходных полномочий

 

Субъект исследования

Финансовые органы, ученые-специалисты, сотрудники сетевых структур или привлеченные эксперты

 

Назначение (деятельность, подлежащая изменению)

Механизмы распределения доходных источников, расходных полномочий; инструменты регулирования бюджетной обеспеченности территорий; критерии оценки бюджетной обеспеченности

 

Возможности использования

Принятие документов, определяющих методики выравнивания бюджетной обеспеченности, характер, качество и порядок взаимоотношений между бюджетами разных уровней

 



 

 

 

2. Организация межбюджетных отношений в РФ

В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношении в рамках межбюджетных отношений :

"раздельные" налоги (федеральные, региональные и местные);

"сквозные" федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;межбюджетные трансферты;целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;

обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме :

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В табл.2.1 представлена динамика межбюджетных трансфертов, выделяемых федеральным бюджетом в 2006-2010 гг.

Согласно представленным данным, межбюджетные трансферты росли в среднем на 25,7 % в год, при этом доля в структуре расходов федерального бюджета выросла с 33,5% в 2006 г. до 42,1% в 2010 г.



Таблица 2.1 - Динамика межбюджетных трансфертов, выделяемых федеральным бюджетом в 2006-2010 гг. [2] [3] [4] [5] в млн. руб.

Расходы

2006

Доля в общей структуре расходов, %

2007

Доля в общей структуре расходов, %

2008

Доля в общей структуре расходов, %

2009

Доля в общей структуре расходов, %

2010

Доля в общей структуре расходов, %

Средний темп роста, %

Межбюджетные трансферты

1432

33,5

1842

33,7

2282

39,5

3456

39,7

3726

42,1

125,7

Всего расходов

4271

100

5464

100

5781

100

8710

100

8847

100,0

124,2



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ