Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 11:20, контрольная работа
Актуальность определила цель работы: рассмотреть сущность и основные направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании работы решению подлежали следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое содержание и назначение межбюджетных отношений.
2. Проанализировать организацию межбюджетных отношений в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Введение
1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
2. Организация межбюджетных отношений в РФ
3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе
Заключение
Список использованных источников
Контрольная работа по:
Теме 12. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ
Содержание
Введение
1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
2. Организация межбюджетных отношений в РФ
3. Совершенствование системы межбюджетных отношений в РФ в среднесрочной перспективе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Реформирование межбюджетных отношений является одной из основных составляющих проводимой в последнее десятилетие в России бюджетной реформы.
В России сложился неблагоприятный по сравнению со многими другими странами с переходной экономикой предпринимательский и инвестиционный климат, характеризующийся чрезмерно высокими издержками входа на рынки, сборами, налогами и различными поборами.
Таким образом, актуальность рассмотренных в контрольной работе вопросов объясняется важностью анализа пройденных и предстоящих этапов реформы межбюджетных отношений для повышения эффективности бюджетной реформы.
Актуальность определила цель работы: рассмотреть сущность и основные направления реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании работы решению подлежали следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое содержание и назначение межбюджетных отношений.
2. Проанализировать организацию межбюджетных отношений в Российской Федерации.
3. Охарактеризовать направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Вопросы реформирования межбюджетных отношений в силу своей актуальности в настоящее время широко освещаются различными источниками, предпочтение из которых при написании работы отдавалось периодической печати, а также нормативно-правовым актам.
1. Межбюджетные отношения: теоретические подходы
Современные государства независимо от формального устройства в форме федерации, конфедерации или унитарного государства включают в себя субнациональные административно-
Соответственно, наличие различных административно-
Эта проблема решается в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения по своей природе относятся к особой фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов - бюджета.
Содержание этих отношений задано перераспределением финансовых средств с участием различных уровней государственного бюджета, адекватных способу организации государственной власти и управления.
В процессе такого перераспределения происходит приведение бюджетных средств среднего и нижнего - регионального и муниципального - уровней в соответствие с объективными потребностями финансового покрытия включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования).
Согласно ст.6 БК РФ, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действуют два принципа :
с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов (на основе твердого закрепления единых для всех субъектов нормативов отчислений налогов в бюджеты);
с другой стороны - дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета.
Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.
Анализ действующей системы межбюджетных отношений является составной частью бюджетного анализа.
Впервые перечень индикаторов, непосредственно характеризующих межбюджетные отношения, представлен в разработанной Министерством финансов Российской Федерации методике финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с методикой Минфина блок "Межбюджетные отношения" предусматривает расчет следующих индикаторов оценки межбюджетных отношений :
закрепление нормативов отчислений по регулирующим доходам на долгосрочной основе;
установление одинаковых нормативов отчислений по регулирующим налогам для всех муниципальных образований одного типа;
закрепление формулы распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе;
закрепление методологии предоставления бюджетных ссуд (бюджетных кредитов) на финансирование временных кассовых разрывов;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
финансирование государственных расходных полномочий за счет фактических расходов муниципальных образований на их реализацию.
Межбюджетные отношения характеризуются по определенным признакам (табл.1.1).
Таблица 1.1 - Признаки межбюджетных отношений
| ||
Признак | Характеристика |
|
Инициатор (заинтересованное лицо) | Органы власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления; отдельные ведомства органов власти; сетевые структуры (гражданские или бизнес); ученые-специалисты |
|
Сфера анализа (объект) | Финансовые отношения субъектов бюджетных отношений разных уровней бюджетной системы |
|
Предмет анализа | Отношения между органами власти разных уровней, распределение доходных источников и расходных полномочий |
|
Субъект исследования | Финансовые органы, ученые-специалисты, сотрудники сетевых структур или привлеченные эксперты |
|
Назначение (деятельность, подлежащая изменению) | Механизмы распределения доходных источников, расходных полномочий; инструменты регулирования бюджетной обеспеченности территорий; критерии оценки бюджетной обеспеченности |
|
Возможности использования | Принятие документов, определяющих методики выравнивания бюджетной обеспеченности, характер, качество и порядок взаимоотношений между бюджетами разных уровней |
|
|
|
|
2. Организация межбюджетных отношений в РФ
В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношении в рамках межбюджетных отношений :
"раздельные" налоги (федеральные, региональные и местные);
"сквозные" федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;межбюджетные трансферты;целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;
обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.
Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Согласно ст.129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме :
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В табл.2.1 представлена динамика межбюджетных трансфертов, выделяемых федеральным бюджетом в 2006-2010 гг.
Согласно представленным данным, межбюджетные трансферты росли в среднем на 25,7 % в год, при этом доля в структуре расходов федерального бюджета выросла с 33,5% в 2006 г. до 42,1% в 2010 г.
Таблица 2.1 - Динамика межбюджетных трансфертов, выделяемых федеральным бюджетом в 2006-2010 гг. [2] [3] [4] [5] в млн. руб.
Расходы | 2006 | Доля в общей структуре расходов, % | 2007 | Доля в общей структуре расходов, % | 2008 | Доля в общей структуре расходов, % | 2009 | Доля в общей структуре расходов, % | 2010 | Доля в общей структуре расходов, % | Средний темп роста, % |
Межбюджетные трансферты | 1432 | 33,5 | 1842 | 33,7 | 2282 | 39,5 | 3456 | 39,7 | 3726 | 42,1 | 125,7 |
Всего расходов | 4271 | 100 | 5464 | 100 | 5781 | 100 | 8710 | 100 | 8847 | 100,0 | 124,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:
1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в РФ