Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:46, реферат
В 1999 году Администрация Ростовской области приняла решение о формировании консолидированного бюджета области на принципиально новой основе. Прежде всего, это касалось перехода на планирование бюджетов области на основе нормативных подходов к формированию расходов и финансового закрепления расходных наиболее значительных полномочий за различными уровнями бюджетов, отказа от необоснованного увеличения расходов бюджетов без адекватных мер по привлечению доходов, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений с нижестоящими бюджетами на основе законодательно утвержденных правил их регулирования, стабильности в закреплении доходной части и нормативного определения расходной части местных бюджетов.
Программно – целевые методы бюджетного планирования.
Бюджетирование ориентированное на результат.
Этапом, предшествующим переходу области к бюджетированию ориентированному на результат, было внедрение в процедуру формирования и исполнения бюджетов финансовых нормативов в сфере предоставления услуг отраслями социальной сферы и коммунального хозяйства.
В 1999 году Администрация Ростовской области приняла решение о формировании консолидированного бюджета области на принципиально новой основе. Прежде всего, это касалось перехода на планирование бюджетов области на основе нормативных подходов к формированию расходов и финансового закрепления расходных наиболее значительных полномочий за различными уровнями бюджетов, отказа от необоснованного увеличения расходов бюджетов без адекватных мер по привлечению доходов, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений с нижестоящими бюджетами на основе законодательно утвержденных правил их регулирования, стабильности в закреплении доходной части и нормативного определения расходной части местных бюджетов.
Расходы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области на 2000 год формировались с учетом двух основных принципов:
- жесткого нормативного подхода к расчетам потребности бюджетов в расходах на содержание бюджетной сферы и оказание финансовой помощи за счет средств бюджетов;
-финансового закрепления
полномочий бюджетов в части
обеспечения финансовыми
Переход от планирования объема расходов «прямым счетом» в зависимости от факта предыдущего года к планированию по утвержденным нормативам позволил провести работу по оптимизации сети бюджетных учреждений и перераспределению бюджетных ассигнований в сторону тех территорий области, которые отстают в обеспеченности бюджетной сетью от среднеобластных показателей.
При расчете нормативных расходов областного и бюджетов муниципальных образований использовались действующие в Российской Федерации и Ростовской области нормативно-правовые документы, определяющие объемы расходов бюджетов (натуральные и стоимостные) по видам затрат в соответствующих отраслях с учетом сложившейся в области сети бюджетных учреждений, приведенные к стоимостным показателям.
В нормативные затраты бюджетов на социальную сферу были включены расходы на заработную плату с начислениями, приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря на основании действующих натуральных ведомственных норм по типам учреждений, оплата коммунальных услуг на основании утвержденных лимитов. Были учтены затраты бюджетов на необходимый текущий ремонт оборудования и зданий.
При этом для каждой отрасли были учтены отличительные особенности и ведомственные нормативные документы. Так, в здравоохранении, при определении стоимости затрат на приобретение медикаментов применялись натуральные нормы, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, в образовании на основании приказов Министерства просвещения СССР и Министерства образования Российской Федерации - единые стоимостные нормы, в зависимости от типа учреждений, на приобретение моющих, дезинфекционных средств, хозяйственного инвентаря и средств личной гигиены, учебно-наглядных пособий для кабинетов начальной школы и по общеобразовательным предметам и так далее. Была учтена даже норма на приобретение игрушек в детских дошкольных учреждениях согласно письму Министерства финансов СССР от 26.08.66 года № 271.
В целях профилактики заболеваемости населения области, приобщения к массовой физической культуре и спорту были рассчитаны нормативные затраты на физическую культуру и спорт. При этом за условную единицу принимались расходы на одного занимающегося в территориях с учетом выполнения обязательного перечня видов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, включенных в календарные планы гор(рай)спорткомитетов. Данный норматив учел расходы на аренду спортсооружений, приобретение призов, оплату судейства и другие необходимые расходы.
В расчете на 1 жителя в год были определены нормативные расходы муниципальных бюджетов на содержание жилищного фонда, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализование. Разработаны и применялись коэффициенты износа жилищного фонда, его оборудованности, коэффициенты, учитывающие источники водоснабжения, а также коэффициенты, учитывающие наличие в городах и районах области различных теплоисточников.
В нормативы на жилищно-коммунальное хозяйство были включены нормативы на благоустройство, такие как содержание дорог, зеленых насаждений, сетей уличного освещения.
Финансовые нормативы в социальных отраслях и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также Методика определения расходов областного и местных бюджетов были закреплены Областным законом «Об областном бюджете на 2000 год» (Приложение 14), а в последствии легли в основу Областного закона от 23.09.2002 года № 272-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области».
Согласно законам руководители местного и областного уровня не имели права направлять бюджетные средства на другие цели в случае невыполнения нормативов бюджетной обеспеченности, что позволило повысить дисциплинированность руководителей бюджетной сферы и глав администраций, их ответственность за исполнение бюджета и обеспечить контроль за рациональным расходованием бюджетных средств и повышением эффективности бюджетных услуг.
Наряду с этим, законом
были введены ряд стимулирующих
коэффициентов. Например, в связи
с проводимыми в области
За время применения финансовых нормативов в образовании с 2000 по 2005 годы число малокомплектных школ сократилось с 557 до 459.
Вводя
нормативный метод
Изменения в бюджетном законодательстве, осуществление в стране муниципальной реформы потребовали изменения межбюджетных отношений, перехода от методики учета нормативных расходов муниципальных образований к определению нормативов бюджетной обеспеченности с учетом индекса бюджетных расходов. Индекс бюджетных расходов рассчитывается по единым для всех муниципальных образований формуле и правилам. При этом в его расчете учитывается процентное соотношение расходов, рассчитываемых в предыдущие годы нормативным методом.
В рамках федеральной реформы бюджетного процесса, начиная с 2004 года в области предпринимаются меры по окончательному внедрению программно – целевых методов бюджетного планирования. За основу в этой работе были взяты стратегические установки ежегодных Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
Этот шаг стал возможным и по состоянию на тот момент финансовой системы области, что стало результатом многолетней предварительной работы по полной ликвидации накопленных с середины 90-х годов просроченных бюджетных обязательств, снижению долговой нагрузки, росту налогового потенциала.
Постановлением Администрации области от 26.08.2004 №353 в качестве основных направлений бюджетной политики на 2005 год и среднесрочную перспективу, направленных на повышение качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления государственными (муниципальными) финансами, переориентации деятельности главных распорядителей бюджетных средств на достижение конечных и измеримых результатов, определены:
- формирование бюджета будет производится в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов;
- расширение сферы применения и повышения качества программно-целевых методов бюджетного планирования будет обеспечено за счет ежегодного представления субъектами бюджетного планирования докладов о результатах своей деятельности, совершенствования методологии разработки и реализации целевых программ, использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ (мероприятий) с переносом в их состав части бюджетных расходов, осуществляемых ранее по сметному принципу;
- повышение степени прогнозируемости всей системы бюджетирования, определение долгосрочных приоритетов финансирования с учетом разработки и ведения реестра расходных обязательств области.
Одним из инструментов построения бюджетной политики в Ростовской области является использование институтов гражданского общества. Согласно постановлению Администрации области от 23.09.2003 при разработке бюджета учитываются результаты социологических исследований и опросов населения, его обеспокоенность конкретными социально-бытовыми проблемами, решение которых находится в ведении региона. Регулярные социологические опросы проводятся с 2003 года, анализ их результатов, основных вопросов и проблем, беспокоящих население области, направляются для учета и принятия мер Главой Администрации (Губернатором) области министерствам и ведомствам – главным распорядителям бюджетных средств.
В рамках реализации реформы бюджетного процесса, менее чем через три месяца после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», принято соответствующее постановление Администрации области от 19.08.2004 №342. Оно ввело в практику бюджетного планирования, начиная с формирования бюджета 2005 года, представление областными министерствами, управлениями и департаментами Администрации области докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета.
Впервые представленные при формировании проекта областного бюджета на 2005 год доклады главных распорядителей средств о результатах и основных направлениях их деятельности позволили систематизировать цели и задачи органов исполнительной власти и получить практический опыт привязки отчетных и планируемых расходов к конечным измеримым результатам.
Общий объем заявленных по докладам на 2005 год ассигнований превышал на 6 млрд. рублей возможности бюджета. Рассмотрение руководством области целей и задач деятельности главных распорядителей бюджетных средств, их готовности к использованию средств, а минфином области – расчетов и обоснований позволили существенно сократить потребность в запрошенных ресурсах. Вместе с тем, в условиях ограниченности бюджетных средств, ряд необходимых проектов и мероприятий были отложены.
На основании практического опыта по определению областными органами власти целей и задач с учетом мнения институтов гражданского общества и имеющихся ресурсов, решением коллегии Администрации области от 07.02.2005 утверждены основные показатели результативности деятельности областных органов исполнительной власти - главных распорядителей бюджетных средств на 2005-2007годы по приоритетам государственной политики области: повышение качества жизни, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития. Информация о выполнении принятых на 2005 год показателей представлена в Законодательное Собрание области и общественности в составе материалов по отчету об исполнении бюджета за 2005 год.
Аналогичная работа проведена при формировании бюджета 2006 года. Доклады рассмотрены коллегией Администрации области и согласованы как основа формирования бюджета 2006 года (решение коллегии Администрации области от 24.10.2005 №109).
Информация о конкретных примерах программно-целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат прилагается, в том числе:
- информация по укреплению материально-технического и кадрового обеспечения системы здравоохранения области;
- реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;
- обеспечение доступного качественного общего и дошкольного образования и организация свободного времени подростков и молодежи.
Информация
по укреплению материально-технического и кадрового обеспечения
системы здравоохранения области
В целях реализации своих полномочий по охране здоровья населения Администрация области в течении последних трех лет объем средств в эту отрасль увеличила в 1,6 раза с 6,7 млрд. рублей в 2003 году до 10,7 млрд.рублей в 2005 году. На 2006 год предусмотрено 11,8 млрд.рублей.
Из большого числа программ и
мероприятий, финансируемых в
В 2006 году в рамках реализации мероприятий
приоритетного национального