Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:32, доклад

Краткое описание

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад_бюджет.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)

33. Роль бюджета в макроэкономическом  регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение.

Сферами применения финансов являются:

  • государственные финансы;
  • финансы организаций (коммерческие, некоммерческие, общественные);
  • прочие финансы (финансы страхования); финансы домохозяйств.

Через гос. финансы, в том числе через гос. бюджет перераспределяется до 50% ВВП (реально в России – до 35%).

Бюджет  – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и ОМСУ (по БК РФ).

Функции бюджета:

  1. распределительная, перераспределительная - ее сущность проявляется в распределении и перераспределении ВВП по отраслям, территориям, между сферами.
  2. контрольная – обеспечение контроля за формированием, распределением, использованием гос. средств.

ВСЕ ДРУГИЕ ФУНКЦИИ –  ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ:

  1. регулирующая – государство влияет на хозяйственную жизнь страны с помощью налогов.
  2. стимулирующая – предоставление льгот, снижение налоговых ставок, применение регрессивных шкал по НДФЛ,; за счет расходов бюджета предоставление гос. гарантий, льгот и кредитов.
  3. фискальная – мобилизация доходов бюджета.
  4. обеспечивающая – обеспечение финансирования задач и функций государства.
  5. воспроизводственная – перераспределяет деньги, нацелена на расширенное воспроизводства, т.е. необходимо создавать условия, чтобы предприятия увеличивали свои финансовые ресурсы.

Бюджет  является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство  страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых  социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования  и воздействия на финансово-хозяйственную  конъюнктуру, а также осуществления  антикризисных мероприятий.

Бюджет  представляет собой сложный, многоплановый  документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Специфика бюджетных  отношений состоит в том, что  они:

  1. возникают в процессе распределения государственных финансовых ресурсов;
  2. связаны с формированием и использованием централизованного фонда государства.

Бюджетные отношения носят объективный  характер. Это обусловлено тем, что  в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля НД, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач и т.д.

Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет как самостоятельная  экономическая категория имеет  свои особенности:

  1. государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  2. с помощью бюджета происходит перераспределение НД или части национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  3. пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;
  4. область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, то обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность бюджета  как экономической категории  проявляется в его функциях:

    1. образование бюджетного фонда (доходы бюджета). Эту функцию выполняют налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от эмиссии бюджетных денег. Основным источником бюджетных доходов являются заработная плата работников, доходы лиц, работающих не по найму, предпринимательская прибыль, рента собственников земли, ссудный процент;
    2. распределительная функция. Ее содержание определяется процентами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью. За счет бюджетного фонда содержатся учреждения и организации непроизводственной сферы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между субъектами РФ. Различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяются от 30 – 40% НД;
    3. контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование централизованного фонда отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает, какие отрасли народного хозяйства прибыльны, а какие убыточны.

34.Организация и принципы построения  бюджетной системы РФ, их характеристика.

Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Она состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный  бюджет, который представляет собой  свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории. Например, консолидированный  бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена  на основе следующих принципов:

  1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
  4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
  5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
  6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
  7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
  8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
  9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
  10. Принцип единства кассы – деньги зачисляются на единый счет и расходуются с единого счета.

35. Становление и развитие межбюджетных  отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные  отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные  отношения организуются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных принципах.

Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы:

  1. Унитарным бюджетным системам соответствуют высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.
  2. Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм, или фискальный федерализм – это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

К федеральным государствам, где в разной степени реализуются  принципы бюджетного федерализма, относится:

  • Швейцария,
  • Германия,
  • США,
  • Канада,
  • Россия,
  • Австрия,
  • Бельгия,
  • Бразилия
  • и другие.

Основная  задача бюджетного федерализма заключается в выборе в конкретных экономических и политических условиях наиболее эффективной модели бюджетных отношений.

Для этого, прежде всего, необходимо четко  распределить расходные функции  между уровнями власти, закрепить  за ними соответствующие источники  финансирования, сформировать систему  оказания финансовой помощи регионам.

Система межбюджетных отношений.

В итоге эффективность системы межбюджетных отношений определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, наличием или отсутствием регулирующих налогов, долями доходов (расходов) федерального правительства, объемом и способами передачи финансовой помощи, а четко сбалансированной системой, сформированной с учетом всех этих факторов и строго соответствующей особенностям данного федеративного государства. Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и больший объем перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран со значительной степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации.

В соответствии со ст.5 Конституции Р.Ф. все субъекты РФ равны между собой. Принцип  равенства прав здесь не исключает  различия в степени их соответствия реально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическим условиям для функционирования и развития субъектов федерации. Асимметричность субъектов РФ не является отступлением от принципов федерализма.

Формирование российской модели бюджетного федерализма прошло несколько качественно  различных этапов:

В 1991-1993г. происходила стихийная децентрализация межбюджетных отношений. Бюджетное выравнивание проводилось с применением дифференцированных и крайне нестабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов. Размеры прямой финансовой помощи из федерального бюджета были велики, однако отсутствовали четкие критерии её предоставления, а сама процедура проходила в рамках индивидуальных согласований, нередко носящих субъективный характер.

Такая система фактически воспроизводила прежние командно-административные подходы к бюджетному выравниванию, что в условиях формирования рыночной экономики и политической децентрализации привело к острому бюджетному кризису.

С 1994г. стала осуществляться первая реформа межбюджетных отношений. Для подавляющего большинства субъектов РФ были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов, создан Фонд финансовой поддержки РФ, средства которого впервые стали распределяться на основе единой методики формализации критериев. Началось применение общепризнанных в международной теории и практике инструментов и принципов выравнивание бюджетной обеспеченности.

Региональным  и местным органом власти было предоставлено право вводить дополнительные н6алоги для пополнения своих бюджетов. Такое, с первого взгляда демократическое, право породило на практике волну дискриминации налогоплательщиков со стороны региональных и местных властных структур.

В 1997г. перечень налогов «закрыли», только федеральный законодательный орган власти был вправе устанавливать налоги на территории РФ. Этот период можно н6азвать не более чем экспериментальным федерализмом, и к 1997г. стало ясно, что возможности его развития исчерпаны.

В 1997-1998г. обострился кризис межбюджетных отношений, регионы были недовольны проводимой политикой, появились попытки внедрения в сферу межбюджетных отношений одноканальной модели. Она предполагает, что регионы передают в центр фиксированную сумму платежей, а всё то, что будет собрано на территории сверх этой суммы, остается в их распоряжении. Однако одноканальная модель могла привести к дезинтеграции сначала налогово-бюджетного, а затем и экономического пространства, ухудшить инвестиционный и предпринимательский климат и, как результат, усилить сепаратистские тенденции.

Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании