Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:32, доклад
Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.
33. Роль бюджета в
Сферами применения финансов являются:
Через гос. финансы, в том числе через гос. бюджет перераспределяется до 50% ВВП (реально в России – до 35%).
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и ОМСУ (по БК РФ).
Функции бюджета:
ВСЕ ДРУГИЕ ФУНКЦИИ – ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ:
Бюджет
является центральным звеном финансовой
системы. Государственный бюджет представляет
собой центральный фонд денежных
ресурсов, которыми располагает правительство
страны для содержания государственного
аппарата, ВС., для выполнения необходимых
социально-экономических и
Бюджет
представляет собой сложный, многоплановый
документ, отражающий все многообразие
функций государства и
Специфика бюджетных отношений состоит в том, что они:
Бюджетные отношения носят объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля НД, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач и т.д.
Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Бюджет как самостоятельная экономическая категория имеет свои особенности:
Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях:
34.Организация и принципы
Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.
Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
35. Становление и развитие
Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные
отношения организуются в любом
государстве, имеющем административно-
Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы:
Бюджетный федерализм, или фискальный федерализм – это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.
К федеральным государствам, где в разной степени реализуются принципы бюджетного федерализма, относится:
Основная задача бюджетного федерализма заключается в выборе в конкретных экономических и политических условиях наиболее эффективной модели бюджетных отношений.
Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить за ними соответствующие источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи регионам.
Система межбюджетных отношений.
В итоге эффективность системы межбюджетных отношений определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, наличием или отсутствием регулирующих налогов, долями доходов (расходов) федерального правительства, объемом и способами передачи финансовой помощи, а четко сбалансированной системой, сформированной с учетом всех этих факторов и строго соответствующей особенностям данного федеративного государства. Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и больший объем перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран со значительной степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации.
В соответствии
со ст.5 Конституции Р.Ф. все субъекты
РФ равны между собой. Принцип
равенства прав здесь не исключает
различия в степени их соответствия
реально сложившимся
Формирование российской модели бюджетного федерализма прошло несколько качественно различных этапов:
В 1991-1993г. происходила стихийная децентрализация межбюджетных отношений. Бюджетное выравнивание проводилось с применением дифференцированных и крайне нестабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов. Размеры прямой финансовой помощи из федерального бюджета были велики, однако отсутствовали четкие критерии её предоставления, а сама процедура проходила в рамках индивидуальных согласований, нередко носящих субъективный характер.
Такая
система фактически воспроизводила
прежние командно-
С 1994г. стала осуществляться первая реформа межбюджетных отношений. Для подавляющего большинства субъектов РФ были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов, создан Фонд финансовой поддержки РФ, средства которого впервые стали распределяться на основе единой методики формализации критериев. Началось применение общепризнанных в международной теории и практике инструментов и принципов выравнивание бюджетной обеспеченности.
Региональным и местным органом власти было предоставлено право вводить дополнительные н6алоги для пополнения своих бюджетов. Такое, с первого взгляда демократическое, право породило на практике волну дискриминации налогоплательщиков со стороны региональных и местных властных структур.
В 1997г. перечень налогов «закрыли», только федеральный законодательный орган власти был вправе устанавливать налоги на территории РФ. Этот период можно н6азвать не более чем экспериментальным федерализмом, и к 1997г. стало ясно, что возможности его развития исчерпаны.
В 1997-1998г. обострился кризис межбюджетных отношений, регионы были недовольны проводимой политикой, появились попытки внедрения в сферу межбюджетных отношений одноканальной модели. Она предполагает, что регионы передают в центр фиксированную сумму платежей, а всё то, что будет собрано на территории сверх этой суммы, остается в их распоряжении. Однако одноканальная модель могла привести к дезинтеграции сначала налогово-бюджетного, а затем и экономического пространства, ухудшить инвестиционный и предпринимательский климат и, как результат, усилить сепаратистские тенденции.
Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании