Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:57, реферат
Предметом исследования в данной курсовой работе является бюджетное регулирование в Республики Беларусь, его формы и методы.
Целью работы является рассмотрение роли и особенностей бюджета Республики Беларусь при переходе к рыночной экономике.
Поэтому задачами работы является:
1. рассмотрение видов и методов бюджетного регулирования воспроизводственных процессов;
2. характеристика особенностей доходов и расходов бюджета в условиях становления рынка;
3. характеристика роли бюджета в развитии социальной сферы в условиях рыночной экономики.
Введение
1.Государственное регулирование рыночной экономики. Виды и методы бюджетного регулирования воспроизводственных процессов.
2. Особенности структуры доходов и расходов бюджета в условиях становления рынка
3.Роль бюджета в развитии социальной сферы при переходе к рыночным отношениям
Заключение
Список использованных источников
для предупреждения и ликвидации
последствий нежелательных
регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.
Таким образом, практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.
При этом бюджетная политика
позволяет реализовать основные
функции государственной
2. ОСОБЕННОСТИ
СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ
По данным Министерства Финансов в январе- июне 2004 года в консолидированный бюджет поступило 9985 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 7568,8 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 50,9%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость - 23,1%.[20]
Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 9686,7 млрд. рублей, без учета ФСЗН - на 7380,7 млрд. рублей. В реальном выражении это на 12,6% больше, чем за первое полугодие 2003 года при реальном росте доходов на 16,1%.[20]
Профицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-июнь 2004 года 188,1 млрд. рублей, или 0,9% к ВВП (за январь-июнь 2003 года дефицит - 0,2% к ВВП), профицит ФСЗН - 110,1 млрд. рублей, или 0,5% ВВП. [20]
Доходы и расходы
Рис. 1. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов консолидированного бюджета без ФСЗН в 2003 г. - июне 2004 г., % (январь 2003 - 2004 гг. = 100%)
На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2003 - июнь 2004 гг., наблюдается ситуация, когда темпы роста номинальных доходов в 2004 году практически совпадали с темпами роста доходов в 2003 году, а в мае-июне 2004 года даже снизились. Так, в июне 2004 года темпы роста номинальных доходов ниже по сравнению с июнем 2003 года на 12 п.п. Темпы роста расходов в июне 2004 года также снизились по сравнению с июнем прошлого года на 8 п.п., обозначив дефицит номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов в июне 2004 года 42,5 п.п. [20]
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП * (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в первом полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла с 36,3 до 37,3%, или на 1 п.п., причем удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 35,1 до 35,9% в сравниваемых периодах (на 0,8 п.п.), а недоимка - с 1,2 до 1,4% (рост - на 0,2 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) увеличился с 3,4% на 1.07.2003 до 3,8% на 1.07.2004 и составил 285 млрд. рублей. Следует отметить и тот факт, что по сравнению с январем-маем 2004 г. в январе-июне 2004 г. централизация сократилась с 39,5 до 37,3%.
Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку (другими словами, централизацию с учетом недоимки) в январе-июне 2004 года (без учета ФСЗН) с аналогичными периодами 2001-2003 годов, то видно, что она имеет определенную сезонность: в начале года - выше, к концу года падает. И если во втором квартале 2004 года централизация с учетом недоимки превышала уровень 2001-2003 гг., то к середине 2004 года она сравнялась с показателями прошлых лет, рис. 2.[20]
Рис. 2. Динамика общей совокупной налоговой нагрузки в % ВВП за 2001-2004 гг.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) по пяти основным налогам за первое полугодие последних пяти лет, табл. 1. Как видно из таблицы, в январе-июне 2004 года только доля прямых налогов на доходы и прибыль увеличилась на 2,9 п.п. по сравнению с январем-июнем прошлого года, а удельные веса НДС, акцизов, подоходного налога и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций в структуре суммарно уменьшились на 4 п.п. [20]
Таблица 1. Динамика
структуры доходов
Показатели |
янв.-июнь |
янв.-июнь |
янв.-июнь |
янв.-июнь |
янв.-июнь |
|
НДС |
31,5 |
29,2 |
32,9 |
28,8 |
27,9 |
|
Налоги на доходы и прибыль |
17,1 |
18,2 |
14,1 |
13,1 |
16,0 |
|
Подоходный налог |
10,7 |
10,9 |
10,8 |
10,0 |
9,6 |
|
Акцизы |
9,1 |
9,8 |
9,3 |
8,2 |
8,1 |
|
Доходы от внешней торговли |
5,6 |
6,3 |
7,6 |
10,8 |
8,2 |
|
Прочие поступления в бюджет |
25,9 |
25,5 |
25,2 |
29,1 |
30,2 |
|
Итого доходов (без доходов гос. внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Дальнейшее реформирование системы налогообложения будет проходить по следующим направлениям:
1. снижение совокупного
уровня налогообложения
2. обложение доходов, величина
которых скорректирована на
3. установление такого
уровня налоговых ставок, которые
предотвращают переложение
4. исключение множественного обложения с одних и тех же доходов;
5. унификация налогообложения
республики с налоговыми
6. реформирование основных видов налогов.
Расходы консолидированного бюджета за январь-июнь 2004 года профинансированы в сумме 7380,7 млрд. рублей без ФСЗН, расходы Фонда социальной защиты населения составили 2 306 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным
периодом 2003 года в разрезе функциональной
классификации отдельные
Ниже уровня прошлого года за январь-июнь профинансированы расходы на капитальные вложения - 91,9% от объема первых шести месяцев 2003 года в реальном выражении.
Все это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. За январь-июнь 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003 года наиболее значительно выросла доля прямых расходов бюджета на реальный сектор экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) - с 5,7% до 7,2% и расходов государственных целевых бюджетных фондов - с 15,7% до 16,3%, рис. 3.
Рис. 3. Функциональная структура расходов бюджета (без ФСЗН), в процентах к итогу
Наиболее значительно сократился удельный вес расходов бюджета на образование - с 20,3% до 19,7% (при реальном росте на 7,7%), капитальные вложения - с 5% до 4,1% в расходах консолидированного бюджета (без ФСЗН).
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за январь-июнь 2004 г. составили 4 016,4 млрд. руб., или 119,2% в сопоставимых ценах от соответствующего уровня прошлого года. Расходы республиканского бюджета за этот период профинансированы в сумме 4 069,2 млрд. руб., что реально составляет 117,4% от уровня аналогичного периода прошлого года.
Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2002-2004 гг. по экономической классификации свидетельствует о наиболее динамичном росте субсидий за эти три года и отсутствии значительных колебаний по другим статьям расходов, рис. 4.
Рис. 4. Структура расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2002-2004 (без ФСЗН) гг., в процентах к итогу
За январь-июнь последних
трех лет в структуре
За I полугодие 2004 года превышение доходов республиканского бюджета над расходами составило 57,3 млрд. рублей, или 0,3% к ВВП. [20]
На основании проведенного анализа доходной и расходной частей бюджета, можно сделать вывод, что социальная направленность бюджета сохранилась, при этом происходит постепенный процесс снижения налоговой нагрузки при ужесточении требований и усиление ответственности по соблюдению налогового законодательства и использований бюджетных средств.
3. РОЛЬ БЮДЖЕТА
В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНЫМ
Бюджет Республики Беларусь,
как и большинства стран с
переходной экономикой, имеет четко
очерченную социальную направленность
и ориентирован на поэтапное достижение
важнейших параметров, определенных
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001-2005
годы. При этом социальная направленность
бюджета Республики Беларусь не препятствует
динамичному росту ВВП - важнейшему
показателю налогооблагаемой базы. Однако
в стране продолжает использоваться
затратная, неадекватная рыночной трансформации,
модель социальной политики, которая
имела место в административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая реализация
бюджетной политики требует применения
соответствующего инструментария. Существует
целый ряд инструментов и методов,
с помощью которых
Классифицирует формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:
формы и методы бюджетного
регулирования, действующие в сфере
бюджетных отношений, связанных
с формированием доходов
формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
При этом бюджетная политика
позволяет реализовать основные
функции государственной
На основании проведенного анализа доходной и расходной частей бюджета Республики Беларусь, можно сделать вывод, что социальная направленность бюджета сохранилась, при этом происходит постепенный процесс снижения налоговой нагрузки при ужесточении требований и усилении ответственности по соблюдению налогового законодательства и использованию бюджетных средств.
При этом социальная направленность
бюджета Республики Беларусь не препятствует
динамичному росту ВВП - важнейшему
показателю налогооблагаемой базы. Однако
в стране продолжает использоваться
затратная, неадекватная рыночной трансформации,
модель социальной политики, которая
имела место в административно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РБ «О бюджетной
классификации Республики
2. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. - 1999. - №1
3. Закон РБ «О местном
самоуправлении и местном
4. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера». - Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.
5. Астапов К.Л. Новые
тенденции в бюджетной и
6. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт,1999. - 544с.
7. Государственное регулирование
экономики: Курс лекций /Н.Б. Антонова,
А.Г. Завьялков, Г.А.
8. Государственный бюджет:
учебное пособие /Под ред. М.И.
9. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. / Н.Е. Заяц. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 220с.
10. Корбут Н.П. Реализация
бюджетной политики
11. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. - 256с.
12. Налоговая система Республики Беларусь // Все для бухгалтера. - 2001. - №17 (май) - С.3-31.
13. Основные направления
социально-экономического
Информация о работе Роль бюджета в развитии социальной сферы при переходе к рыночным отношениям