Совершенствование бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса

Содержание

• Введение
• Глава 1. Теоретические аспекты бюджета государства
o 1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
o 1.2 Формирование и функции государственного бюджета
o 1.3 Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
• Глава 2. Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010-2012 года
o 2.1 Анализ доходов государственного бюджета
o 2.2 Анализ расходов государственного бюджета
• Глава 3. Совершенствование бюджета Кыргызской Республики
o 3.1 Проблемы государственного бюджета
o 3.2 Пути решения проблем государственного бюджета
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулированияэкономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4. Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность в государстве иного контроля, за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

1.3 Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

Ш государственное и муниципальное управление;

Ш международная деятельность государства

Ш национальная оборона;

Ш правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Ш функционирование федеральной судебной власти;

Ш проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

Ш развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

Ш предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Ш обеспечение обороноспособности страны;

Ш развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

Ш осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является  инструментом воздействия на  развитие экономики. С его помощью  государство осуществляет перераспределение  национального дохода и тем  самым изменяет структуру общественного  производства, влияет на социальные  преобразования. В условиях хозяйственных  реформ государственный бюджет  усиливает свои позиции в экономике  путем изменения методов бюджетного  воздействия на общественное  производство. Государство применяет  формы прямого и косвенного  влияния на экономику -- предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

2. Государственный бюджет играет  важную роль в решении социальных  проблем путем улучшения бюджетного  финансирования учреждений социальной  сферы -- просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

3. На современном этапе развития  экономики государственный бюджет  становится одним из основных  инструментов государства в проведении  экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и  расходы, государство концентрирует  в руках государства денежные  средства на проведение экономической  и социальной политики, преодоление  экономического кризиса.

4. Государственный бюджет играет  важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов, которое может осуществляться  на возвратной и безвозвратной  основе. На возвратной основе  бюджетные средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения. Эти средства играют  важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового  назначения - магазинов, предприятий  общественного питания, бытового  обслуживания, школ, больниц, жилья, театров  и других предприятий.

5. Основная роль бюджета состоит  в том, что он ежегодно мобилизует  и концентрирует денежные накопления  предприятий (организаций) и населения  в централизованном государственном  фонде для финансирования развития  экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности  страны, на содержание органов  государственной власти и образования  резервов.

6. Роль государственного бюджета  заключается в том, что он служит  важным рычагом воздействия на  развитие производительных сил  общества, ускорение научно-технического  прогресса при умелом использовании  его средств. Он играет важную  роль в реализации экономической  политики государства, направленной  на повышение жизненного уровня  населения страны.

7. Государственный бюджет играет  важную роль в финансировании  общегосударственных нужд и программ  социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной  государственной власти ежегодно  должна концентрироваться значительная  доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства создают возможность для маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.

 

 

Глава 2. Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики за 2011-2013 года

2.1 Анализ доходов государственного бюджета

Доходы бюджета - это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

Таблица 1

 

Состав и структура доходов государственного бюджета КР на 2011-2013 года

 

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год

 
 

Сумма,

тыс.сом

% к общей сумме

Сумма,

тыс.сом

% к общей сумме

Сумма,

тыс.сом

% к общей сумме

 

Доходы с официальными трансфертами

52100857,2

100,0

49873953,6

100,0

50848525,6

100,0

 

Налоговые доходы

34616127,6

66,4

36361638,5

72,9

39393898,7

77,5

 

Подоходный налог с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики

2456470,5

4,7

2577905,5

5,2

2889290,7

5,7

 

Налог на доходы физических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики

526818,9

1,0

578592,0

1,2

643809,0

1,3

 

Налог на прибыль

2084970,9

4,0

2335720,0

4,7

2611686,0

5,1

 

Налог на основе патента

386713,0

0,7

400000,0

0,8

411898,0

0,8

 

Налог на специальные средства бюджетных организаций

1 030 636,1

2,0

1 057 600,0

2,1

1 057 600,0

2,1

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

15 207 200,0

29,2

16 478 220,0

33,0

17 935 000,0

35,3

 

НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики

4 980 200,0

9,6

5 478 220,0

11,0

6 000 000,0

11,8

 

НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики

10 227 000,0

19,6

11 000 000,0

22,1

11 935 000,0

23,5

 

Налог с продаж

2 800 000,0

5,4

3 000 000,0

6,0

3 250 000,0

6,4

 

Акцизный налог на товары, производимые на территории КР

622 418,2

1,2

561 724,0

1,1

568 855,0

1,1

 

Акцизный налог на товары, ввозимые на территорию КР

1 434 000,0

2,8

1 340 000,0

2,7

1 473 800,0

2,9

 

Налоги за пользование недрами

3 113 000,0

6,0

2 500 000,0

5,0

2 500 000,0

4,9

 

Роялти

100 000,0

0,2

100 000,0

0,2

100 000,0

0,2

 

Налог на валовой доход от Кумтор

3 013 000,0

5,8

2 400 000,0

4,8

2 400 000,0

4,7

 

Налоги на международную торговлю и операции

4 953 900,0

9,5

5 531 877,0

11,1

6 051 960,0

11,9

 

Полученные официальные трансферты

7 509 321,2

14,4

4 038 874,4

8,1

1 975 670,4

3,9

 

Трансферты из-за границы

2 462 398,0

4,7

908 644,0

1,8

0,0

0,0

 

Гранты ПГИ

5 046 923,2

9,7

3 130 230,4

6,3

1 975 670,4

3,9

 

Неналоговые доходы

9 975 408,4

19,1

9 473 440,7

19,0

9 478 956,5

18,6

 

Проценты по депозитам

60 000,0

0,1

60 000,0

0,1

60 000,0

0,1

 

Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам

661 047,1

1,3

203 800,0

0,4

191 600,0

0,4

 

Дивиденды

140 000,0

0,3

70 000,0

0,1

60 000,0

0,1

 

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики

248 850,0

0,5

248 850,0

0,5

248 850,0

0,5

 

Плата за использование природных ресурсов

2 640 000,0

5,1

2 640 000,0

5,3

2 640 000,0

5,2

 

Плата за аренду помещений, зданий и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности

6 600,0

0,0

6 600,0

0,0

6 600,0

0,0

 

Сборы и платежи

419 689,0

0,8

440 329,0

0,9

461 999,0

0,9

 

Государственные пошлины

17 000,0

0,0

17 850,0

0,0

18 742,5

0,0

 

Плата за оказание платных услуг (без налога на специальные средства бюджетных учреждений)

5 634 057,3

10,8

5 632 938,2

11,3

5 632 938,2

11,1

 

Штрафы, санкции, конфискации

148 165,0

0,3

153 073,5

0,3

158 226,8

0,3

 
               

Информация о работе Совершенствование бюджета Кыргызской Республики