Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с государственными расходами на социальные цели.
Работа состоит из трех частей. В первой части я рассматриваю понятие федеральный бюджет, его значение и состав расходов, во второй привожу подробную характеристику этих расходов. В третьей главе я рассматриваю современный взгляд на формирование расходов федерального бюджета и роль средств нижестоящих бюджетов. К работе прилагаются таблицы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства………………………………...5
Глава 2. Структура расходов федерального бюджета на социальные цели……………………………………………………..………..…………………..6
2.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды……………………....6
2.2 Расходы на образование………………………………………………….......9
2.3 Расходы на культуру, искусство, а также СМИ…………………………...14
2.4 Военные расходы государственного бюджета…………………………….16
2.5 Расходы на управление……………………………………………………...19
2.6 Расходы на здравоохранение и физическую культуру…………………....21
2.7 Расходы на социальную политику………………………………………….23
Глава 3. Современный взгляд на формирование расходов ………………......25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы………………
По данным за 2000год в России числилось 10704 больничных учреждений и 21254 амбулаторно-поликлинических единиц. На 10000 человек населения приходилось 47,2 врача.
2.7
Расходы на социальную
политику
Социальная политика направлена на выполнение конкретных социальных функции государства. Расходы государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов и т.д.
Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются.
Социальная помощь гражданам регулируется положениями Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995г. №122-ФЗ и целым рядом других законодательных актов.
Из федерального бюджета финансируется:
Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются:
Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятия для молодежи и др.
Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используется статистические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.
Расходы
на заработную плату работников социальных
учреждений рассчитываются по штатному
расписанию этих учреждений и ставкам
заработной платы, установленным для
бюджетных учреждений.
Глава3. Современный
взгляд на формирование
расходов федерального
бюджета и роль средств
нижестоящих бюджетов
Динамика бюджетных показателей
свидетельствует, что федеральный бюджет,
особенно в последние годы, был сильно
перегружен расходами, связанными с экономической
функцией государства, тогда как его социальная
функция не получила необходимого финансового
подкрепления для своей реализации. Уже
сейчас, с переходом на рыночные отношения,
намечается тенденция в смещении акцентов
в распределении бюджетных средств, во-первых,
в сторону усиления социальной функции
государства, во-вторых, изменения в содержании
и направленности экономической функции.
Как известно, расходы федерального бюджета
тесно взаимосвязаны с его доходами. Такого
рода взаимосвязь выражается в количественном
соответствии расходов доходам, а также
в их влиянии друг на друга. С одной стороны,
объем расходов бюджета лимитируется
жесткими рамками поступающих в бюджет
доходов, причем последние в свою очередь
определяются экономическими возможностями
государства. Но если посмотреть с другой
стороны, то расходы при надлежащем использовании
бюджетных средств могут оказывать обратное
влияние на доходы, содействуя росту производства,
развитию науки, совершенствованию кадрового
потенциала и т.д. В условиях инфляции
и спада производства обеспечение реальности
бюджетов является наиболее труднореализуемым
принципом бюджетного процесса. Недооценка
инфляции и расчетное занижение ее уровня
приводят к ощутимому сжатию бюджетных
расходов. Еще одной проблемой российского
бюджета, особенно его расходных статей,
являются всем известные его корректировки.
Но частым изменениям и корректировкам
подвергается не только федеральный закон
о бюджете. В продолжительном процессе
реформирования отечественной бюджетной
системы были внесены существенные изменения
в формирование и распределение доходов
бюджетов различного уровня, бюджетный
процесс и планирование и в другие сферы
этой деятельности. Вместе с тем вопросы
распределения расходов между бюджетами
были в меньшей степени подвержены изменениям.
Все эти проблемы касаются очень деликатного
для нашей страны вопроса - вопроса о бюджетном
федерализме, который представляет собой
взаимодействие экономических и политических
интересов властных уровней и структур
(органов) государства, направленных на
формирование, присвоение, распоряжение
и использование денежных ресурсов общества
посредством системы налогов, платежей,
сборов и системы бюджетных ассигнований
и расходов. При переходе к рыночным отношениям
и связанной с ним либерализацией цен,
приватизацией, структурной перестройкой
экономики произошло резкое возрастание
расходов федерального бюджета, увеличение
его дефицита, рост внутреннего и внешнего
государственного долга. Возникла необходимость
разгрузить федеральный бюджет, освободить
его от расходов, которые традиционно
осуществлялись из этого бюджета, но по
своему содержанию и целесообразности
направления средств должны были производиться
из бюджетов субъектов Федерации и местных
бюджетов. В результате из федеральных
расходов были выведены ценовые дотации
на потребительские товары и денежные
пособия социально незащищенным группам
населения, программы помощи пенсионерам,
различные пособия для семей, дотации
на детей и т.п. Как известно, бюджет субъекта
РФ это консолидированный бюджет, который
включает собственно региональный бюджет,
а также окружной. Состав расходов такого
бюджета отличается от федерального бюджета
тем, что в нем нет расходов на национальную
оборону, международную деятельность,
фундаментальные научные исследования,
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций, обслуживание государственного
внешнего долга, пополнение государственных
запасов и резервов. В остальном расходы
бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями
расходов федерального бюджета и финансируются
как за счет собственных источников дохода,
так и за счет федерального бюджета в виде
дотаций, субсидий и т.д. Механизм «помощи»
федерального бюджета нижестоящим бюджетам
прост: в федеральном бюджете могут формироваться
целевые фонды, либо эти расходы выделяются
в отдельную статью. В результате реформы
в ведение муниципальных органов власти
была передана ведомственная сеть социальных
учреждений. В бывшем Союзе расходы на
них финансировались из бюджетов отраслевых
министерств и ведомств и средств предприятий.
Спад производства, ухудшение финансового
состояния большинства предприятий и
организаций, приватизация, структурные
изменения вынудили предприятия освободиться
от выполнения непроизводственных функций
и передать социальные учреждения на баланс
муниципалитетов. Процесс передачи расходов
в региональные бюджеты продолжается
до сих пор. Итак, вследствие перемещения
расходов из федерального бюджета в бюджеты
низших уровней изменилось содержание
принципов распределения расходов между
бюджетами, которые сложились на территории
Российской Федерации за много лет. Действовавшие
ранее принципы: обеспечение общегосударственных
интересов, значимости, экономической
целесообразности, территориальной принадлежности,
не утратили своего значения, но произошла
их трансформация, и те расходы, которые
раньше финансировались из центрального
бюджета по принципу ведомственной принадлежности,
государственной значимости и т.д., были
переданы в территориальные бюджеты, но
уже в соответствии с принципом территориальной
принадлежности.
Все эти мероприятия привели к нарушению принципов распределения расходов между бюджетами. Появилась возможность перемещения бюджетных расходов сверху вниз, не подкрепленная структурными изменениями в государственном устройстве и не оформленная законодательно. В этих условиях важно было определить, какими принципами нужно руководствоваться при распределении расходов между бюджетами, уточнить содержание каждого принципа и на этой основе установить, какие расходы должны осуществляться из бюджетов разного уровня, какие принципы на том или ином уровне являются основополагающими. Дело в том, что принципы распределения расходов между бюджетами позволяют предельно ограничить сферу бюджетных отношений каждого уровня, препятствуют бессистемному перераспределению расходов между бюджетами, вот в чем заключается важность данного вопроса. Представляется, что в основу распределения расходов между бюджетами могут быть положены перечисленные выше принципы, много лет применявшиеся в бюджетной практике на территории Российской Федерации; они адаптированы к современным условиям и не нарушают основ построения расходной части бюджета. Что касается принципа ведомственной подчиненности, то он утратил свое былое значение в связи с самостоятельностью бюджетов, которая обусловила необходимость выполнения бюджетами различных уровней тех функций, которые отведены им в системе государственного устройства. Принимая во внимание тот факт, что каждый уровень управления выполняет свои административные функции, соответствующие его месту в системе государственного устройства, к уже названным принципам следует также отнести принцип соответствия функциям, выполняемым каждым уровнем управления в системе государственного устройства. Выделение этого принципа самостоятельно диктуется тем, что вопросы регулирования цен, структурной перестройки, перераспределения доходов населения и другие, связанные с осуществлением государством распределительной функции, традиционно оставались прерогативой государства и осуществлялись из центрального бюджета. Этим обеспечивалось проведение единой государственной политики на территории Российской Федерации. Основываясь на указанных выше принципах, из федерального бюджета должны финансироваться расходы, обеспечивающие общегосударственные интересы, имеющие общегосударственную значимость и целесообразность. К ним относятся:
1) расходы на национальную оборону;
2)на внешнеэкономическую международную деятельность;
3) обслуживание внешнего и основной части внутреннего государственного долга;
4) финансирование мероприятий по стабилизации экономики, ее структурной перестройке;
5) поддержке отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность государства;
6) финансирование объектов, являющихся национальным достоянием;
7)федеральные целевые программы и др.
Расходы
территориальных бюджетов должны определяться
теми функциями и задачами, которые выполняются
непосредственно на данной территории
это комплексное развитие экономики региона,
его благоустройство, обеспечение функционирования
отраслей экономики, транспорта, социальной
сферы, обслуживающих население данной
территории, экологическая деятельность,
развитие межрегиональных отношений и
др. При этом средства местных бюджетов
концентрируются главным образом на обеспечении
социальной сферы, жилищного коммунального
хозяйства и других отраслей, обслуживающих
население данной территории. Основополагающими
принципами при распределении расходов
между бюджетами являются: на федеральном
уровне обеспечение общегосударственных
интересов, государственная значимость
расходов; на региональном уровне соответствие
функциям, выполняемым данным уровнем
управления, территориальная принадлежность,
значимость для данной территории; на
местном уровне главными принципами становятся
экономическая целесообразность и территориальная
принадлежность. Таким образом, план реорганизации
расходов бюджета можно представить следующим
образом: из состава региональных бюджетов
следует вывести расходы на гражданскую
оборону, военкоматы, строительство жилья
для военнослужащих, содержание судебных,
правоохранительных органов (кроме муниципальной
милиции), которые по своему содержанию
должны осуществляться из федерального
бюджета. Осуществление финансирования
подготовки и переподготовки кадров для
регионов, начиная от профессионально-технического
образования до высшего, ведомственных
социальных объектов и жилья, переданных
в муниципальную собственность, региональных
телеканалов и других расходов, обеспечивающих
предоставление услуг населению данной
территории, которые раньше финансировались
из федерального бюджета, теперь необходимо
финансировать из регионального бюджета.
Также из региональных бюджетов может
осуществляться поддержка федеральных
целевых программ, которые не имеют адресной
региональной принадлежности, но их выполнение
положительно влияет на развитие региона.
Разграничение расходов между бюджетами
в соответствии с предложенными принципами
выдвигает проблему финансового обеспечения
этих расходов, которая может быть решена
путем изменения системы распределения
доходов между бюджетами. Эти процессы
должны быть тесно взаимосвязаны, причем
распределение доходов должно осуществляться
не до, а после разграничения расходов
между бюджетами. Причиной создавшегося
положения является отсутствие законодательного
закрепления расходов за бюджетами. В
старом законодательстве было расписано,
какие бюджеты в составе бюджетной системы
осуществляют те или иные расходы. В бюджетном
законодательстве РФ ни в одном из действующих
законов этого нет. Для ликвидации этого
пробела необходимо при разработке Бюджетного
кодекса отразить основы построения бюджетной
системы, принципы разграничения доходов
и расходов между бюджетами различных
уровней; указать, из каких расходов и
доходов формируются бюджеты различных
уровней, дать характеристики отдельных
видов доходов и расходов. Но от перемещения
бюджетных средств с одного уровня бюджетной
системы на другой их совокупная величина
не возрастает, следовательно, для обеспечения
бюджетных расходов средствами необходимо
проводить работу по совершенствованию
состава и структуры расходов бюджета,
привлечению дополнительных источников
финансирования расходов, особенно в социальную
сферу. Совершенствование состава и структуры
расходной части бюджета требует правильного
определения приоритетных направлений
расходов. Именно этим направлениям в
первую очередь должна оказываться государственная
поддержка. В сложившихся условиях приоритетными
должны быть социальные расходы, так как
именно государство обязано обеспечить
социальную поддержку незащищенных слоев
населения, а также расходы, определяющие
жизнеспособность государства на данном
этапе и в перспективе. Помимо социальных
приоритетными должны стать расходы на
поддержку жизнеобеспечивающих отраслей
экономики, а также ее структурную перестройку.
Поскольку ресурсы бюджета ограничены,
предпочтение этим отраслям может быть
оказано за счет сужения других расходов,
выведения из состава расходов бюджета
тех направлений, которые должны осуществляться
за счет собственных источников и привлеченных
средств, и корректировки состава расходов
внутри основных направлений в целях их
рационализации. Таким образом, в связи
со сказанным следует сделать акцент на
том, что поддержка приоритетных отраслей
экономики не должна быть обезличенной,
пассивной. В сложившейся в настоящее
время ситуации необходимо учитывать
тот факт, что с развитием различных форм
собственности должна происходить децентрализация
инвестиционных процессов, целесообразно
ориентироваться на финансирование капитальных
вложений за счет бюджетных средств только
объектов социального назначения. При
долевом участии, которое считается наиболее
перспективным, финансирование инвестиций
в объекты производственного назначения
следует осуществлять только на возвратной
и платной основе. Поддержка должна оказываться
в основном тем инвестиционным проектам,
которые дают заказы отечественной промышленности,
формируют спрос на ее продукцию. Использование
бюджетных средств на приобретение импортной
продукции возможно только в том случае,
если это обеспечивает повышение качества
отечественной продукции, расширяет возможности
ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке.
Заключение
Федеральный бюджет, являясь
центральным звеном системы государственных
финансов, придает финансам всеобщий характер.
С помощью такого инструмента, как федеральный
бюджет, государство образует и использует
общегосударственный централизованный
фонд денежных средств, и именно через
бюджет государство организует перераспределение
общественного продукта, следовательно,
такой централизованный фонд в лице бюджета
необходим государству для осуществления
своих основных функций. Важнейшими из
функций государства в современной экономике
принято считать обеспечение расширенного
воспроизводства, удовлетворение социально-культурных
потребностей населения, обеспечение
национальной обороны, покрытие общих
издержек управления.
Как уже было сказано, федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику. Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в России вызывает множество нареканий. Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых труднорешаемых проблем при переходе к рынку. Исследуя динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция не получила необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и все возрастающих расходов на поддержку регионов. «Разгрузка» федерального бюджета началась с реформирования межбюджетных отношений, доставшихся России от СССР. Федеральный бюджет освободили от ценовых дотаций, пособий незащищенным группам населения, капиталовложений местного значения, а в результате проведенной реорганизации на региональный уровень была возложена ответственность за осуществление крупных инвестиционных проектов. Именно этим направлениям в первую очередь должна оказываться государственная поддержка. В сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе.
Информация о работе Современный взгляд на формирование расходов