Налоговое планирование на уровне предприятия
- это выбор между разными вариантами
осуществления финансово-хозяйственной
деятельности и размещения активов
с целью достижения максимально
низкого уровня налоговых обязательств,
которые при этом возникают.
Налоговое планирование при его
правильной организации дает возможность
предприятию:
- придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
- свести к минимуму налоговые обязательства;
- максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
- эффективно руководить денежными потоками;
- избегать штрафных санкций.
Налоговое планирование целесообразное
всегда: и когда предприятие процветает,
и когда оно балансирует на
гране рентабельности или, что худшее,
на гране банкротства. При грамотном
подходе улучшение финансового
состояния предприятия не будет
связано с налоговыми нарушениями.
Классификация видов налогового планирования
Налоговое планирование могут осуществлять
как граждане - субъекты предпринимательской
деятельности, так и юридические
лица. В последнем случае особенности
оптимизации налогообложения будут
зависеть от того, к какой сфере
деятельности принадлежит предприятие
(так называемая отраслевая оптимизация
имеет свои конкретные инструменты
и методы, присущие конкретному виду
деятельности, - производственное предприятие,
торговое, посредническое, финансово-кредитное
и т.п.), а также от размеров самого
предприятия (маленькое, среднее, большое).
В зависимости от организационной
структуры субъекта предпринимательства
налоговое планирование бывает индивидуальное
и корпоративное. Особенностью корпоративного
налогового планирования является возможность
использования гибкой структуры
корпорации для перераспределения
прибыли между соответствующими
структурными единицами, которые входят
в состав корпорации. Индивидуальное
налоговое планирование реализуется
субъектами предпринимательства, которые
не имеют корпоративной структуры,
и субъектами предпринимательства,
которые осуществляют деятельность
без создания юридического лица.
1.2 Классификация налогового планирования
В зависимости от характера управленческих
решений налоговое планирование
разделяют на:
- текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
- контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений
- среднестатистических показателей предприятия;
- текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
- стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.
В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:
- использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
- использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
- использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.
И, наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса
относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.
Организация налогового планирования
Существует мнение, что налоговое планирование и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.
Едва ли можно согласиться с такими утверждениями по нескольким причинам.
Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.
Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно.
Это касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.
В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:
- финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
- бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
- юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
- руководитель предприятия принимает решение относительно
- целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
- юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
- бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
-
специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды налогового планирования
1.3 Уровни налогового планирования
Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:
- уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только
- перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;
- уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
-
уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Уровни налогового планирования
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.
2 Налоговое планирования на предприятии ООО «КАВЗ»
2.1 Организационная характеристика предприятия
Предприятие ОАО «КАВЗ» входит в объединение ООО «РусПромАвто», находящиеся в г. Москве. Все финансовые операции проходят по согласованию с руководством «РусПромАвто». На ООО «КАВЗ» применяется функциональная система управления. Имеется большое количество структурных подразделений. Наиболее крупными и ведущими по роли в непосредственном производстве являются следующие структурные подразделения:
- прессово-сварочный цех. Здесь из металлов и металлопроката производятся заготовки кузовов, дверей, остова сидений, замки, кронштейны, крепежи, люки и другое огромное количество мелких деталей, применяющихся далее на других участках производства, заготовки кузовов дополняют дверями, на пол накладывают листы пола, проводят термоизоляция, кузов обшивают;
- цех механической обработки. Здесь производят большое количество деталей и комплектующих с помощью парка механических станков;
- окрасочный цех. В этом цехе происходит окончательная окраска кузова, перед навеской его на шасси, и окраска мелких деталей;
- сборочный цех. На данном участке кузов дополняют шасси, стеклами, сиденьями, дополнительными агрегатами, устраняют имеющиеся дефекты.
Качество продукции контролируется службой качества, отделом технического контроля (ОТК), ЗЛ (контроль окраски, нанесения металлического и неметаллического покрытия), метрологическим отделом (МО), функцией которого является обслуживание средств измерения.
Подготовкой производства занимаются такие отделы как СПП и ОН - служба подготовки производства и обеспечения инструментом (обеспечение инструментом, оснасткой), технический отдел - технологическое сопровождение производства, конструкторские разработки, нормоконтроль.
Для инженерного обеспечения производства функционируют такие отделы как СГМ, СГЭ, ведущие капитальное строительство и снабжение завода строительными материалами, осуществляющие надзор за техническим состоянием, снабжением электроэнергией, газом, теплом, отвечающие за отведение стоков.