Структура Государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 21.46 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса  Российской Федерации, это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и  принимается законодательным органом  – парламентом страны, региона  или муниципальным собранием. В  течение и по завершении финансового  года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению  расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением  называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными  социально – экономическими группами в стране. Это компромисс между  общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей.

Государственный бюджет – это экономические  отношения между государством и  субъектами всех форм собственности  и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда  денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и  функций.

Через государственный и местные  бюджеты распределяется около 70% национального  дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи  и налоги от предприятий. Сущность государственного бюджета любой страны определяется её социально – экономическим  строем, природой, задачами и функциями  государства.

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования – безвозмездного, безвозвратного отпуска средств  на конкретные сферы и мероприятия  и бюджетных вложений на коммерческой основе.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.

Бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие предусмотренных  расходов.

 

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально – политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, не смотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы  на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально – культурные мероприятия») вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным.

Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно – коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально – культурные мероприятия).

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением  расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов  над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает  или к печатанию денег (что  менее характерно для современных  условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой – в первом случае или более низкой – во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и в Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы  страны – ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства  на текущий год, имеющий силу закона.

Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В Российской Федерации это федеральное  собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

 

 

 

Бюджетная система России

В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

    • Федеральный бюджет;
    • Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
    • Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
    • Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  предназначены для исполнения расходных  обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации  имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда  предназначены для исполнения расходных  обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для  исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных  образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации реально предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

 

Основные  функции государственного бюджета

Федеральный бюджет служит орудием  претворения в жизнь намеченных правительством финансовых мероприятий.

Основные функции бюджета заключаются  в следующем:

    • Перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);
    • Государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • Контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно – технического потенциала; ускорение  социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы  и налоги государственный бюджет Российской Федерации выступает  важным инструментом регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций.

 Бюджетная система Российской  Федерации основана на принципах:

  • Единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • Самостоятельности бюджетов;
  • Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • Сбалансированности бюджета;
  • Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • Прозрачности (открытости);
  • Достоверности бюджета;
  • Адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • Подведомственности расходов бюджетов;
  • Единства кассы.

 

Состав  и структура расходов государственного бюджета

Надо сказать, что расходы федерального бюджета по своей роли в процессе воспроизводства связаны с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы.


Информация о работе Структура Государственного бюджета