Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность государственного бюджета.
Задачи работы:
– изучить теоретические основы государственного бюджета;
– провести анализ формирования и исполнения государственного бюджета РФ;
– изучить место государственного в финансовой системе.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета 5
1.1. Место государственного бюджета в финансовой системе 5
1.2. Сущность и функции государственного бюджета 12
2. Анализ формирования и исполнения государственного бюджета 17
2.1. Формирование государственного бюджета 17
2.2. Расходы государственного бюджета 24
3. Место государственного бюджета в финансовой системе 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Рис. 2.3. – Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (таблица 2.1):
Таблица 2.1.
Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
№ |
Отчет |
2009 год (76-ФЗ от 28.04.09) |
2009 год (ожидаемое) |
Прогноз | ||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ВВП |
21 625 |
26 903 |
33 111 |
41 668 |
40 420 |
38 461 |
42 372 |
46 783 |
52 123 | |
1. |
Доходы, всего |
5 127,2 |
6 278,8 |
7 781,1 |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
23,7 |
23,3 |
23,5 |
22,2 |
16,6 |
17,1 |
15,7 |
15,7 |
15,5 | |
в том числе: |
||||||||||
2. |
Нефтегазовые доходы |
2 162,1 |
2 943,5 |
2 897,4 |
4 389,4 |
2 057,2 |
2 545,8 |
2 955,0 |
3 245,2 |
3 520,8 |
%% к ВВП |
10,0 |
10,9 |
8,8 |
10,5 |
5,1 |
6,6 |
7,0 |
6,9 |
6,8 | |
3. |
Ненефтегазовые доходы |
2 965,1 |
3 335,3 |
4 883,7 |
4 886,5 |
4 656,6 |
4 015,5 |
3 681,2 |
4 101,7 |
4 576,6 |
%% к ВВП |
13,7 |
12,4 |
14,7 |
11,7 |
11,5 |
10,4 |
8,7 |
8,8 |
8,8 | |
в том числе: |
||||||||||
3.1 |
поступление ЕСН |
267,5 |
315,8 |
404,9 |
506,8 |
508,3 |
495,4 |
41,3 |
||
3.2 |
Временно свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ |
160,4 |
150,4 |
|||||||
3.3 |
Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ |
77,6 |
77,6 |
|||||||
3.4 |
Централизация счетов ФТС |
100,0 |
100,0 |
|||||||
3.5 |
Дивиденды по привилегированным акциям |
18,0 |
55,2 |
55,2 | ||||||
4. |
Ненефтегазовые доходы без учета ЕСН, средств госкорпораций и централизации счетов ФТС |
2 697,6 |
3 019,5 |
4 478,8 |
4 379,7 |
3 810,3 |
3 192,1 |
3 639,9 |
4 101,7 |
4 576,6 |
%% к ВВП |
12,5 |
11,2 |
13,5 |
10,5 |
9,4 |
8,3 |
8,6 |
8,8 |
8,8 | |
5. |
Справочно: Из них дополнительные доходы за счет изменения законодательства (слайд 8) |
227,2 |
279,0 |
284,4 | ||||||
%% к ВВП |
0.5 |
0.6 |
0.5 | |||||||
6 |
Доходы, всего в сопоставимых условиях, в % к ВВП |
14,9 |
15,6 |
15,7 |
15,6 |
Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 2.2:
Таблица 2.2
Структура доходов федерального бюджета
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП |
млрд. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6561,3 |
17,1 |
6636,2 |
15,7 |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
2545,8 |
6,6 |
2955,0 |
7,0 |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
882,8 |
2,3 |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1663,0 |
4,3 |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4015,5 |
10,4 |
3681,2 |
8,7 |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
1943,7 |
5,1 |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
172,8 |
0,4 |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
495,4 |
1,3 |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
105,8 |
0,3 |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,1 |
0,0 |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
506,6 |
1,3 |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |
С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, на наш взгляд, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов "иным" не представляется правильным. Тем более что в федеральном бюджете они составляют значительный удельный вес: доходы от ВЭД - 32,9%, платежи при пользовании природными ресурсами - 0,58 % совокупных доходов федерального бюджета РФ 2008 г. В этой связи нами предлагается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ добавить пунктами: "доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенные пошлины и сборы" и "платежи при пользовании природными ресурсами".
Что касается управления неналоговыми доходами в "классическом" понимании, т.е. доходами от собственности, то можно сделать вывод, что данный метод формирования бюджета задействован крайне слабо. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, в России - менее 1% ВВП*(2). В России данная составляющая бюджетных доходов на протяжении последних лет не превышает 8% совокупных доходов (рис. 2.5).
В целом можно отметить положительную динамику изменения неналоговых доходов, так, если в 2003 г. доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,91%, в 2004 г. - 6,03%, то в 2005 г. - 7,99%, в 2008 г. эта доля составляет 7,37%.
Таблица 2.3
Расходы федерального бюджета РФ (2008-2011гг.) согласно функциональной классификации
Наименование расходов |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. 2011 г. | |||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к Млрд. % к итогу руб. итогу | |
Расходы, всего |
1014,2 |
100 |
1193,5 |
100 |
1947,3 |
100 2345,6 100 |
Государственное и местное самоуправление |
26,8 |
2,7 |
40,7 |
3,4 |
56,7 |
2,9 66,5 2,83 |
Федеральная судебная система |
8,4 |
0,8 |
11,3 |
1,0 |
19,1 |
1,0 25,5 1,08 |
Международная деятельность |
39,5 |
3,9 |
22,2 |
1,9 |
42,8 |
2,2 44,4 1,89 |
Национальная оборона |
209,4 |
20,6 |
214,7 |
18,0 |
284,2 |
14,6 344,5 14,64 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва |
111,5 |
11,0 |
131,6 |
11,0 |
173,8 |
8,9 244,8 10,40 |
Фундаментальные исследования |
15,9 |
1,6 |
22,0 |
1,9 |
30,3 |
1,5 40,2 1,71 |
Промышленность, энергетика и строительство |
38,1 |
3,8 |
44,6 |
3,7 |
57,7 |
3,0 63,4 2,69 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
15,4 |
1,.5 |
20,8 |
1,8 |
26,8 |
1,4 31,2 1,32 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1,9 |
0,2 |
30,6 |
2,3 |
7,0 |
0,4 78,9 3,36 |
Социальная политика |
132,9 |
13,1 |
107,8 |
9,0 |
430,3 |
22,0 150,7 6,4 |
Обслуживание гос. Долга |
188,7 |
18,6 |
239,8 |
20,1 |
285,0 |
14,6 277,5 11,79 |
Охрана окр. Среды |
3,7 |
0,4 |
4,7 |
0,4 |
9,8 |
0,5 10,8 0,46 |
Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
9,0 |
0,9 |
6,3 |
0,5 |
8,7 |
0.5 21,2 0,9 |
Образование |
32,1 |
3,2 |
48,8 |
4,1 |
80,0 |
4,1 97,7 4,15 |
Культура, искусство и кинематография |
4,6 |
0,5 |
6,4 |
0,6 |
10,3 |
0,5 14,1 0,6 |
Средства массовой информации |
5,7 |
0,6 |
6,2 |
0,5 |
10,3 |
0,5 12 0,5 |
Здравоохранение и физ. культура |
15,9 |
1,6 |
22,2 |
1,8 |
31,9 |
1,6 39,4 1,67 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
69,1 |
6,8 |
186,6 |
15,6 |
265,4 |
13,6 714,6 30,37 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных
договоров |
2,.1 |
0,2 |
6,0 |
0,5 |
10,3 |
0,5 10,8 0,46 |
Исследование и использование космоса |
3,4 |
0,3 |
4,6 |
0,4 |
9,7 |
0,5 7,7 0,33 |
Военная реформа |
--- |
---- |
----- |
---- |
16,5 |
0,8 15,8 0,67 |
Прочие расходы |
19,5 |
1,9 |
1,7 |
0,2 |
60,6 |
3,0 72 3,2 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
60,6 |
5,9 |
13,9 |
1,2 |
13,9 |
0,7 14,1 0,6 |
Пенсионный фонд. Возврат ЕСН |
---- |
----- |
----- |
---- |
281,2 |
Расходная часть бюджета РФ на 2010 год была утверждена в сумме 1 947 386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.
Расходная часть бюджета на 2011 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2011 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.
Объем расходов федерального бюджета на 2011 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2011 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2010 году предусматривался в размере 56670,6 млн. рублей. В 2011 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 66506,9 млн. рублей.
Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2011 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2010-2010 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2010-2011 годы, продолжена линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2010 года на 6624 млн. рублей.
Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2011 году планируется в объеме 44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус".
Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн. рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2011 году будет оказывать техническое содействие по строительству, расширению и модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия.
Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2011 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей.
Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб.
Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей.
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена,
с одной стороны, на выход экономики из
кризиса и решение важнейших социальных
задач, а с другой - на восстановление макроэкономической
и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики
в 2010-2012 годах являются:
1) Использование бюджета в
В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4%
в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним
прогнозам международных организаций,
в 2009 году падение мировой экономики может
составить до 3% на фоне значительного
сокращения международной торговли.
Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета