Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Введение ……………………………………………………………………………...3-5
Глава 1: Теоретические аспекты трансакционных издержек…………………………
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек……………………………6-9
1.2. Виды трансакционных издержек…………………………………………….9-12
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора………………………12-15
1.4 Трансакционные издержки как экономические потери общества……….15-18
Глава 2: Анализ трансакционных издержек в российской экономике
2.1. Динамика трансакционных издержек……………………………………..19-25
2.3. Совершенствование образования трансакционных издержек в России..25-28
Заключение ………………………………………………………………………29-30
Список использованной литературы…………………………………………...31-32
Поскольку наилучшие стимулы
к эффективному использованию ресурсов
создаются в условиях четко определенных
и надежно защищенных прав собственности,
те затраты ресурсов общества, которые
осуществляются для спецификации и
защиты подобных прав, представляют собой
необходимую часть общих
Непроизводительные
Поддержание деловых отношений
и применение санкций (согласование
принимаемых решений с
Особый вид трансакционных издержек ведения хозяйственной деятельности представляет собой явление, получившее в экономико-правовой литературе название "вымогательство ренты". Речь идет о создании властями различных угроз (в форме "информационных утечек") ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощению угрозы в реальность. Выплачиваемые при этом суммы тем значительнее, чем большую угрозу бизнесу несет намечаемое изменение правил. Корректность полученных количественных оценок подтверждается данными, приведенными в упомянутом исследовании В.В.Радаева: "В целом размер трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг представителей органов государственной власти, варьирует от "скромных" подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% размера выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта". Поскольку наши данные приведены в месячном измерении, их порядок близок к порядку, указанному в приведенной цитате.
Выдержки из многочисленных
интервью, содержащих оценки, совпадающие
по порядку величин с
Непроизводительные трансакционные
издержки в торговле и промышленности,
оцененные в расчете на одно рабочее место
в течение месяца, умножаются на число
соответствующих рабочих мест. К ним должны
быть приплюсованы также и другие издержки
преодоления административных барьеров,
если для них имеются оценки той же размерности.
"Внесистемные" оценки, которые
не представляется возможным выразить
в указанном измерении (руб. на рабочее
место в месяц), исключаются из совокупной
оценки.
ГЛАВА 2 Анализ трансакционных издержек в российской экономике
2.1. Динамика трансакционных издержек
С появлением корпоративного
законодательства во второй половине
90-х гг. можно говорить о некоторой
стабилизации в сфере прав собственности
– борьба переместилась уже в
правовое поле. Хотя фактор коррумпированности
судов и государственных
Наиболее значимые корпоративные конфликты 2000 года были связаны с реорганизацией компанией или с процессами экспансии крупных предприятий или промышленных групп. В целом наблюдается смещение от внутрикорпоративных противостояний к враждебным внешним захватам.
В крупнейших компаниях России процесс реорганизации стал объективной необходимостью для дальнейшего долгосрочного развития. Тем не менее, по оценке Института корпоративного права и управления, эти процессы происходят при различном уровне прозрачности (с точки зрения интересов мелких акционеров). Можно выделить три типа реорганизации: консолидация РАО «Норильский никель» и НК «Сургутнефтегаз» (мелкие акционеры поставлены перед фактом), реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» (мелкие акционеры проинформированы, но не привлечены изначально к подготовке программы), предприятия связи (информирование и привлечение мелких акционеров к разработке программы).
Необходимо отметить, что
многие проблемы реструктуризации крупнейших
холдингов связаны с
В 2000 году крупнейшие российские компании продемонстрировали позитивные изменения практически по всем показателям. Суммарные объемы выручки и нераспределенной прибыли 50 крупнейших компаний увеличились в среднем на 15%, а рост собственного капитала составил более 6%. Предприятия нефтегазовой отрасли по-прежнему получают основную долю всей выручки и прибыли, что отражает отраслевую структуру доходов экономики страны. Объем продаж нефтяных компаний достиг 71,5% от совокупной выручки вместо 64,4% по итогам предыдущего года. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находятся крупнейшие предприятия металлургии (их доля в совокупном объеме выручки выросла с 12,7% до 15,2%).
Совокупный размер прибыли 50-ти крупнейших предприятий за период с 01.10.99 по 30.09.00 составил 12,9 млрд долл. по сравнению с 11 млрд долл. по итогам предыдущих четырех кварталов. Рентабельность этих компаний увеличилась с 20,8% до 21,6%, что свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В то же время темпы роста рентабельности продаж замедлились. Совокупный размер собственного капитала 50 крупнейших компаний составил 67,2 млрд долл. или около 65,4% от активов. В данном соотношении существенных изменений не произошло (по итогам предыдущего периода доля в собственного капитала активах составляла 65%, при размере первого 63,3 млрд долл.). Капитализация крупнейших 50 компаний составила 50 млрд долл., причем нефтегазовая отрасль увеличила свой вес с 68% до 89%, электроэнергетика – с 16% до 18%, капитализация предприятий связи осталась на прежнем уровне (8%).
В 2000 г. около 15 крупных российских
корпораций заявили о своем намерении
выпустить депозитарные расписки. Показательно
также, что большинство российских
корпоративных заемщиков на рынке
еврооблигаций стремились в срок
выполнять свои обязательства по
текущим платежам. Для 1999-2000 гг. стало
характерно также возрождение интереса
к рынку корпоративных
Если до и в ходе кризиса 1998 года “бегство капиталов” из России носило тотальный характер, то в 1999-2000 гг. отмечен определенный рост реинвестирования капиталов. В основе этого процесса – рост рентабельности и эффективность вложений в российские предприятия после девальвации рубля, когда в некоторых отраслях норма прибыли имела значения, недостижимые в настоящее время за рубежом. Это не означает, тем не менее, что утрачивает свою актуальность проблема “бегства капиталов” – речь идет лишь о возросшем притоке ранее вывезенных средств в виде псевдоиностранных кредитов и в иных формах.
Имеющиеся данные за 2000 год
свидетельствуют и о
В сентябре 2000 г. правительство
внесло в Госдуму очередной проект
программы приватизации на 2001 год, в
котором наибольшие вопросы традиционно
вызывает список объектов. В списке
фигурировали и крупнейшие предприятия
(холдинги), приватизация пакетов акций
которых уже несколько раз
переносилась. Это свидетельствует,
в частности, о сложившемся формальном
подходе правительства к
Тем не менее доходы от приватизации в бюджете 2000 года существенно превысили первоначально предполагавшуюся правительством сумму в 22 млрд рублей (табл. 2). В первом полугодии в федеральный бюджет поступило в результате приватизации 11,16 млрд рублей (в т.ч. 4,2 млрд от продажи собственности и 6,98 млрд – от управления федеральным имуществом).
В целом по предварительным данным в 2000 году доходы от использования и продажи государственного имущества составили 50,6 млрд рублей, в том числе от продажи – 31,4 млрд, 9,8 млрд – доход от деятельности СП «Вьетсовпетро», 5,6 млрд – дивиденды по акциям (1020 АО), 3,4 млрд – аренда федерального имущества, 0,44 млрд - от использования федеральной собственности за рубежом.
Основные доходы от продажи имущества получены за счет реализации акций нефтяной компании «ОНАКО» (85% акций, 1,08 млрд долл.), пакетов акций НК «ЛУКойл» (спецаукцион, 0,5%, 1,4 млрд рублей), Междуреченской и Красноярской угольных компаний, фабрики «Большевичка». Летом 2000 года на спецаукционе в 30 регионах выставлялись последние остававшиеся у государства 0,25% акций РАО «Норильский никель». Довольно нелепо выглядит продажа на отдельном аукционе оставшихся после спецаукциона 7 (семи) акций РАО. Это соответствует формальным требованиям законодательства, однако затраты государства в данном случае существенно превышают доход. Использование силовых структур для решения корпоративных конфликтов стало обыденной реальностью. В 2000 году самыми известными примерами стали московские ОАО «Кристалл» и ГУП «Мосхимфармпрепараты», кондитерский концерн «Бабаевский», Качканарский ГОК, АО «Уралхиммаш», Камышловский завод строительных материалов (Свердловская область) и другие. В целях оказания дополнительного давления очень часто создается напряженная обстановка в “трудовом коллективе” (вплоть до организации демонстраций, пикетов и вооруженных столкновений). Экзотическим, но вполне действенным методом противодействия допуску «посторонних» акционеров к участию в общем собрании стал прием, примененный в ОАО «Варьеганнефть»: представителям владельца 17% акций, приехавшим на собрание акционеров, было сообщено, что рядом проводятся взрывные работы и доступ на собрание невозможен.
Важным прецедентом является принятое в декабре 2000 года решение Высшего арбитражного суда (ВАС) о законности погашения долгов предприятия его акциями. В явном виде эта практика впервые применялась в 1999 году кредиторами Ленинградского металлического завода, которые посредством закрытой дополнительной эмиссии передали контрольный пакет акций завода группе «Интеррос» в счет погашения долга. Для всей последующей хозяйственной практики существенно, что ВАС санкционировал такое право кредиторов, несмотря на поддержанный Федеральной службой по финансовому оздоровлению протест одного из крупных акционеров завода. Позиция ВАС основана на том, что при осуществлении процедуры банкротства обычные органы управления АО не действуют.
Необходимо отметить также
внесение в Государственную думу
в 2000 году поправок в закон «О несостоятельности
(банкротстве)», предоставляющих внешнему
управляющему право принимать решения
о дополнительной эмиссии акций.
Если собрание кредиторов при реализации
процедуры банкротства еще
В целом же институт банкротства на протяжении 90-х гг. использовался либо как способ перераспределения (захвата, удержания, приватизации) собственности, либо как высокоселективный способ политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (так как не находится желающих захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики). Необходимо, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, но, с другой стороны, оградить предприятие-должника от упрощенных схем недобросовестного перехвата контроля над ним (частью его активов) посредством процедур банкротства.
Фактически возбуждение
процедуры банкротства стало