Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:07, реферат
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 статьи 862 Гражданского Кодекса Российской Федерации [1, с.246].
При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру, он санкционирует законность проводимых операций. При отсутствии в штате предприятия должности главного бухгалтера право второй подписи может быть представлено бухгалтеру или другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и отчетности.
В централизованных бухгалтериях банковские документы (чек и платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и расчетно-платежные ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются руководителями учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати служит подтверждением полномочий конкретных должностных лиц предприятия на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счетах в банке.
Предоставление права подписи документов указанным лицам должно быть оформлено приказом предприятия. Если в предприятии вместо главного бухгалтера предусмотрена должность с иным наименованием (финансовый директор, начальник финансового отдела и т.д.), владелец счета должен сделать об этом отметку в карточке с образцами подписей и оттиском печати. Если в штате нет должности главного бухгалтера, то карточку подписывает только руководитель. При временном отсутствии печати у вновь создаваемой организации, а также в связи с реорганизацией, изменением наименования или утерей печати руководитель банка может предоставить владельцу счета необходимый срок для ее изготовления. В этот период банк принимает документы у владельца счета без оттиска печати. В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи предоставляется новая карточка с образцами подписей на всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
При временном предоставлении лицу права первой и второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных руководителем или главным бухгалтером, новая карточка не составляется, а дополнительно предоставляется карточка с образцами подписи лиц, временно исполняющих обязанности руководителя или главного бухгалтера, заверенная в установленном порядке.
После открытия расчетного счета клиент в соответствии с договором обязан иметь в течение операционного года средний остаток по счету не менее суммы, определенной договором.
Временно до изготовления печати во вновь создаваемой организации карточки могут быть приняты банком и без образца ее оттиска. Один экземпляр карточки с образцами подписей и печати хранятся у контролера банка для постоянного контроля подлинности предоставляемых денежных документов.
Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на расчетном счете.
При возникновении изменений в наименовании предприятия, не вызванных реорганизацией, подчиненности, изменения характера ее уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом. В указанную документацию вносятся необходимые изменения, а при реорганизации юридического лица (слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании) представляются новые документы.
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскивание штрафа [2, с.235]
Для учета денежных средств в валюте резидентам и нерезидентам открываются валютные счета. Открытие валютного счета возможно лишь в банке, имеющем лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте. На основании договора банковского счета для каждого вида валюты в уполномоченном банке открывается отдельный счет. Могут быть открыты и мультивалютные счета, предназначенные для производства операций в нескольких иностранных валютах.
Для открытия валютных счетов за пределами Российской Федерации следует получить разрешение Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, желающим открыть подобные счета необходимо ознакомится с требованиями банка того государства, в котором намерены открыть валютный счет.
Для открытия валютного счета организации в российском банке необходимо представить следующие документы:
- заявление об открытии валютного счета (резиденты и нерезиденты заполняют разные заявления);
- нотариально заверенные
копии учредительных
- копию регистрационного свидетельства организации, заверенную нотариально или в регистрационной палате;
- карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (два экземпляра, один из них должен быть заверен нотариально);
- справку о постановке
организации на учет в
- копию справки о присвоении
организации статистических
- справку о регистрации
организации в качестве
- если уже есть валютный счет в другом банке, то из этого банка предоставляю справку об остатках (если валютный счет открывается в том же банке, в котором открыт валютный счет, предоставление этой справки не требуется).
Для открытия валютного счета организации так же предоставляют в банк разрешение, в котором указывается право заниматься внешней экономической деятельностью (копия свидетельства о регистрации с приложенными копиями регистрационных карточек).
В соответствии со статьей 859 «Расторжение договора банковского счета» ГК РФ «договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время»[1, с.247].
По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут в следующих случаях:
- когда сумма денежных
средств, хранящихся на счете
клиента, окажется ниже минимального
размера, предусмотренного банковскими
правилами или договором, если
такая сумма не будет
- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором;
- если остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента;
- когда расторжение договора
банковского счета является
Право клиента на расторжение договора банковского счета в одностороннем порядке, безусловно, на основании общих условий прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 [1, с.125], в частности:
- ликвидация юридического лица – владельца банковского счета [1, с. 127];
- на основании акта государственного органа [1, с.126].
Согласно статье 860 правила о договорах банковского счета распространяются на все виды банковских счетов, следовательно, порядок закрытия счетов применим к расчетным, текущим, бюджетным и другим видам банковских счетов, если иное не предусмотрено законодательством[1, с.247].
Закрытие расчетного счета производится при переходе юридического лица из одного банка в другой, в связи с реорганизацией и ликвидацией юридического лица, при отсутствии средств у банка, в котором состоит на обслуживании юридическое лицо, а также при наличии у такого банка дебетового сальдо по его корсчету в Банке России.
Юридическое лицо, желающее перейти на обслуживание в другой банк, должно предварительно согласовать такой переход с тем банком, в который оно намерено перевести свой счет. При согласовании банка открыть счет вышеуказанному юридическому лицу банк, в который переходит предприятие, направляет письмо в банк, в котором у предприятия открыт счет с сообщением о достигнутой договоренности об открытии для этого юридического лица соответствующего счета, и сообщает его зарегистрированный номер. При отсутствии претензий банка к предприятию, переходящему на обслуживание в другой банк, вытекающих из условий заключения с этим предприятием договора, банк, из которого предприятие уходит, передает по описи все документы по оформлению счета в тот банк, в который переходит предприятие.
При переходе предприятия из одного банка в другой в связи с отсутствием средств у банка, в котором они состоят на обслуживании, на корреспондентском счете в Банке России, а также при наличии у такого банка дебетового сальдо по его корреспондентскому счету в Банке России телеграммой от 5 декабря 1994 г.№209-94 Банк России установил, что до перехода предприятие должно согласовать переход с ГУ (национальным банком) Банка России и погасить задолженности по ссудам банку, из которого оно уходит.
В банке, из которого предприятие уходит, действующий счет предприятия закрывается, но остаются копии документов, находящиеся в его юридическом деле.
При закрытии расчетного счета предприятия в банке, из которого оно уходит, остатки средств в другой банк не передаются, а зачисляются на счет 904 (прочие дебиторы и кредиторы). Лицевые счета по счету 904, открываемые клиентам при закрытии счета, регистрируются в книге регистрации открытых лицевых счетов аналитического учета по форме 04078006. Банку, из которого уходит предприятие, запрещается проводить расходные операции с открытых клиентам лицевых счетов по счету 904.
При наличии картотеки неоплаченных расчетных документов (картотека № 2) к счету предприятия – клиента по платежам, предусмотренным действующим законодательством РФ, банк, в котором закрывается счет предприятия-клиента, передает по описи документы, хранящиеся в картотеке № 2, в банк по месту открытия нового счета.
В случае поступления в адрес предприятия – бывшего клиента, перешедшего на обслуживание в другой банк, инкассовых поручений, других документов на бесспорное списание средств указанные документы передаются банком, в котором закрывается счет клиента, по месту открытия нового счета с одновременным уведомлением адресата, выставившего указанный платежный документ.
В случае наличия у предприятия – клиента банка, из которого он уходит, задолженности по кредитам, предоставленным за счет централизованных ресурсов, рассматривается вопрос о переуступке долга банку, в который переходит клиент, с одновременным переоформлением кредитных договоров на централизованные ресурсы ГУ Банка России с банком по месту открытия нового счета и клиентом. Предприятия, закрывающие банковские счета, должны уведомлять за две недели налоговый орган, в котором они зарегистрированы налогоплательщиками, о закрытии расчетного счета недоимщика, определенного для уплаты задолженности по налогам и обязательным платежам, и определении другого расчетного счета в качестве счета недоимщика.
Реорганизация юридического лица осуществляется в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Реорганизация юридического лица осуществляется по решению учредителей юридического лица, по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда в случаях, установленных законом, внешним управляющим юридического лица.
При реорганизации юридического лица, произведенного в форме слияния, разделения, выделения, преобразования, оно считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица, произведенного в форме присоединения, присоединяемое лицо считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Решение о реорганизации юридических лиц представляется в банк в форме копии, которая должна быть заверена органом, принявшим такое решение, либо нотариально.
При переоформлении счета в связи с реорганизацией представляются те же документы, как и при создании юридического лица.
При изменении наименования, не вызванном реорганизацией, подчиненности, изменении характера деятельности владельца счета предоставляются копии нового устава или зарегистрированные внесенные изменения. Владелец счета в соответствии с требованиями законодательства ставит в известность о внесенных изменениях внебюджетные фонды, где он зарегистрирован как плательщик страховых взносов, и налоговую инспекцию.
Документы, связанные с внесением изменений в учредительные документы, должны быть предоставлены банку в течение месяца со дня их государственной регистрации. При изменении фирменного наименования предприятия также должны быть предоставлены новые карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению учредителей;
- по решению органа
юридического лица, уполномоченного
на то учредительными
- с признанием судом
недействительной регистрации
- по решению суда в
случае осуществления
Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.