Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бюджет".
1. Содержание
и значение государственного
бюджета: понятия, функции, Бюджет-форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного бюджета. Функции бюджета -перераспредерение ВВП: государственное регулирование и стимулирование экономики: финансовое обеспечение отраслей бюджетной сферы и осуществление бюджетной политики государства: контроль за образованием и исполнением государственных фондов денежных средств. Сбалансированность бюджета является основным принципом бюджетной системы РФ. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета – это бюджетный профицит. Если зап. расходы бюджета превышают доходы - это бюджетный дефицит. Когда уровень дифицита бюджета превышает установленный при утверждении показатель или происходит значительное снижение доходов бюджета то Дума принимает решение о введении механизма уменьшении расходов. Такое урезание секвестр Секвестр-сокращ. по незащищенным статьям. |
3. Основы бюджетного устройства в РФ: структура бюджетной системы, принципы её функционирования. Осн Бюдж Устр определяются конституцией РФ. Структура Бюджета необход для формир иерархии бюджетообразующих статей: -распределение ответственности между структурными подразделениями, бюджетообразующие статьи уточ-тся; -формирование совокупных доходов и расходов; -формирование бюджета
денежных средств. Бюджеты Принципы функционирования бюджетной системы: -принцип единства(единство правовой базы); -принцип полноты(отражение в бюджете всех доходов и расходов); -принцип сбалансированности(объем расходов должен соответствовать объему доходов); -принцип гласности (предв.обсуждение проектов бюдж); -принцип самостоятельности(законодат права, собств доходы, определение направления расходов бюджета); -принцип достоверности (реалистичность расчетов); -принцип адресности (и целевого характера бюджетных средств) -принцип разграничения (доходов и расходов между уровнями БС) |
5.Бюджетный процесс: бюджетное планирование и проектирование; утверждение и исполнение бюджета Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов по разработке финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой Бюджетный период в РФ.с 1.01. по 31.12. Бюджетный процесс протекает дольше включ. время на планирование бюджета. Участники: През РФ, Дума, исполн. органы, Центробанк, Органы госконтроля, Органы управл внебюдж фондами, ГРБС, главн Админ доходов бюджетов, получатели бюджетных средств. Правит-во вносит на рассмотрение в Госдуму проект бюджета не позднее 1.10.; 1 чтение –рассмотреть проект; 1) представить на согласование; 2)вернуть; 3)Пост вопрос о недоверии. 2 чтение –утверждает по разделам 3 чтение – по подразделам; 4 чтение – после принятия в теч 5 дней в Совет Федерац, (совет-рассматривает,отклоняет или утверждает в течен 14 дней)Утверждение бюджета –одна из стадий бюдж процесса(если не утвердили Пр-во РФ распор о расход ежемес ½ бюджета предыдущ года, по неутвержд статьям расходы лимитируются 25 %. Исполнение бюджета –процесс получения доходов и осуществление расходов. |
7.Система бюджетных расходов: направления расходования, форма предоставления бюджетных средств Бюджетные расходы – процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. 1)Классификация бюджетных расходов: Текущие и Капит. Текущие расходы бюджетов –часть расходов бюджетов обеспечивающая текущее функционирование органов госвласти, ОМСУ, бюджетных учреждений, оказание господдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций. Капитальные расходы бюджетов –часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, вкл статьи расходов предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юр.лица в соответствии с утвержденной инновационной программой. 2)Ведомственная классификация бюджетных расходов (указывается конкретный получатель); 3)Классификация расходов бюджета по их предметной направленности(предм направленность денежных потоков расход ГоаАппарата, на соц цели); 4)Функциональная классификация бюджетных расходов -суд власть,Гос и Мун управл, проохр и др. |
9.Финансовая политика государства: цели, задачи, виды, основные направления и инструменты Финансовая политика –совокупность госмероприятий по выполнению своих функций, совокупность методов и направлений госуд-ва на функционирование финансовой системы. Цель- укрепление экономического потенциала страны. Задача –создание адекватного финансового механизма. В истории развития общества выделяют 3 вида: Классическая- в трудах Смита (1723-1790) и Д. Риккардо 1883-1946 (невмешательство государства в экономику) Регулирующая –основа экономич теория Дж.Кейнса обоснованная необходимостью вмешательства государства в экономику. Планово-директивная –в странах с административно-командной системой. Основана на госсобственности на средство производства. Кроме того выделяют следующие виды фин политики гос. По длительности: -текущая и долговременная. По способам и приемам регулирования фин отношений: -дефляционная и рефляционная. Направления финполит -1.аккумуляция финресурсов их распределение между регионами и отраслями. 2.оптимизация структуры доходов и расходов. 3.Совершенствование фодерального и регионального фин законодательства. Инструменты: Бюджетная политика, налоговая политика, валютная политика, кредитная политика, учетная (дисконтная политика), политика по управлению финансами. |
11.Сущность, формы и методы финансового контроля. Финансовый контроль-контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, и специально созданных подразделений за финдеятельностью всех экономических Sb с применением особых методов.Финконтроль- стоимостной контроль имеет место во всех сферах производства, многоуровневый и всесторонний, сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Классификация финансового контроля:По времени проведения -предворительный (на этапе проекта бюджета). –текущий (исполнение бюджета).- последующий (ревизия исполненного бюджета). По Sbам контроля –Президентский, Думы, ОМСУ, ОИВ, финкредитный, ведомственный, внутрихоз, аудит. По сферам финдеятельности –бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. По форме проведения –обязательный (внешний), инициативный (внутренний). По методам
проведения –проверки, обследования, надзор, анализ
финдеятельности, наблюдение, ревизия.Объект контроля – бюджетная
система и бюдж процесс.Для контроля методы – проверки(документальные
и камеральные),-обследование( |
13.Фин-е фед.
целевых программ, Фин. самообеспечение
регионов через систему целевых программ
и бюджетное планирование.Фин фед цел прогр –научно исследов, опытно-конструкторских,
соцэкономических, организхозяйств и
др. мероприятий осущ по реш Правит РФ
производиться за счет средств предусм
в разделе «Прочии статьи» фед бюдж.
Реализуются за счет привлекаемых внебюджетных
источников (взносы участников программ,
целевые отчисления от прибыли предприятия,
заинтересованных в осуществ прогр, кредиты
банков, ср-ва фондов и обществ организаций,
зарубежных инвесторов и др. поступления).
Источниками могут являться инвестиционные
и конверсионные кредиты, а также целевые
кредиты банков под гарантию государства.
Первоочередное внимание уделяется фин. самообеспечению регионов
через систему целевых программ (система
целеевых программ позволяет сконцентрировать
фин. ресурсы регионов на определенных
направлениях в рамках цел прогр.(исключается
распыление на второстепенные нужды) легче
учет и контроль). Бюджетное планирование(этапы)-1. |
15.Местные финансы. Совр. состояние местных финансов. Сопоставление потребностей МО в бюджетных расходах. Значение межбюджетных трансфертов. Местные финансы РФ-система денежных отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта (главным образом нац дохода) посредством её перераспределения и использование денежных средств в соответствии с функциями, возложенные на местные органы власти и управления.Соврем состоян финан: -в настоящее время положен большинства Мун Обр плачевно.(снижается уров бюдж обеспеченности, доход бюдж ниже миним необходимого) это привело к хранической задолженности по всем статья. Недостатки (низкий уровень собств. доходов это ставит в полную зависимость от Sb РФ). Сопоставл потребностей – собрать данные о фактичеких расходах на услуги всех МО и вывести среднее(откоррек).Трансферты – ср-ва передаваемые из одного бюджета другому на определ цели или без целевой привязки. К трансфертам прибегают –Если бюдж система не сбалансирована, 2.для выравнивания возможностей регионов, 3.для обеспеченности жителей разных регионов услугами, 4. для создания у регионов (МО)материальной заинтересованности в пров Гос полит(зеркальные трансферты, 5. для компенсации нижестоящим бюджетам |
17.Система
местных финансов США. |
19.Внебюджетные фонды и их роль в формировании муниципальных финансов. Внебюдж фонды нах в собств государства но являются автономными. Госуд внебюджетный фонд –фонд денежных средств образуемый вне федерального бюджета и бюджетов Sb РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соцстрахование, соцобеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Пенсионный фонд -1990 срок оплаты страх взнос 1 раз в мес, крестьянские хоз-ва 1 раз в год до 1.04. частн предпр ежемес до 5 числа.Фонд социального страхования –1992 предназначен для выплаты по врем нетрудоспособности. Фонд обязательного медицинского страхования – 1991для обеспечения равных возможностей получ мед и лек помощ Экономические внебюджетные фонды: Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды –(за счет ежеквартальных добровольных отчислений от предпр и орган нез от форм собств в размере 1.5% от себестоимости реализ продукц). Государственный внебюджетный фонд воспроизводства материально-сырьевой базы РФ – (за счет отчислений на воспроизводство минер сырьевой базы, Региональные экономические внебюджетные фонды –с1994 развития жилищной сферы за счет добровольных взносов). |
21. Механизм управления инвестиционной деятельностью на территории МО: понятия и структурные элементы, ресурсное обеспечение, методы. Инвестиционная деятельность-вложение средств инвестирование: совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, обеспечение отдачи вложений. Механизм управления ИД-совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений складывающихся в системе ИД МО с целью согласов интересов Sb и реализации приоритетов инвестиционной политики. Механизмы: -ресурсное обеспеч ИД, -нормативно-правовой блок(Фед, Рег и Мун закон-во), -методическое обеспечение , -информационное обеспечение, -организационное обеспечение(оргструктура, оргдействия,планир, управление, контроль). Ресурсное обеспечение ИД: реализация ИД связана и принятием управленческих решений в области определ возможных источников финансир инвестиционных проектов, концентрации ресурсов, повышение эффективн их использования. Методы: 1. по характеру управленческого воздействия: - прямые и косвенные. 2.По виду используемых регулирующих инструментов:- административные, - экономические, - инструментальные, - методы социального партнерства. |
23. Инвестиционный климат Мун Образ: понятия составляющие и технология оценки. Климат – система экономических политических, финансовых, соцкультурных предпосылок предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику МО и степень развития этих возможностей. Определяется 2 составляющие 1.инвестиционная привлекательность МО (из инвестиционного потенциала и территориального инвестиционного риска), 2.инвестиционная активность (привлечение инвестиций). Методика оценки: I этап Группировка статистических показателей: 1.Анализ инвестиционной привлекательности МО; А) Оценка инвестиционного потенциала: -природноресурсный, -демографический, - трудовой, экономический, финансовый, -инфраструктурный, -институциональный, инновационный. Б) Оценка инвестиционного риска: -социальный, -финансовый, -экономический, -законодательный, -криминальный, -экологический. 2. Анализ инвестиционной активности: II этап SWOT-анализ компонентов инвест климата МО; III этап идентификация места МО среди городов субъектов РФ, ранжирование по интегральным показателям. IV этап выявление приоритетных задач, направленных на улучш инвест климата и разработка мер их реализации. |
25. Основные цели и задачи инвестиционной политики МО. Конкурсный отбор в муниципальную инвестиционную программу. Основные цели ИПМО: 1.Активизация инвестиц деятельности на террит МО; 2.Обеспечение направленности инвестиций на реализацию концепции соц.-эконом развития МО. Задачи ИПМО: I для дост цели «активизация инвест деят на террит МО»; 1.создание благоприятного климата МО; А) повышение инвест привлекательности: -развитие инв потенциала выявление перспективн направл, слабых сторон; -сокращ влиян инвест рисков Б) создание инвест имиджа. 2.Мобилизация и формирование инвест ресурсов, А) акк-ние внутренних инвест ресурсов, Б)привлечение внешних инвест ресурсов. II Для дост цели «Обеспечение направленности инвест»: 1Оптимальн использов прямого бюдж инвест 2Создан системы эконом регуляторов направл инвест. Конкурсный отбор проектов для участ в инвест программ.Этапы конк отбора:1. Анализ инвестиц проектов, 2.определение критериев отбора, 3.формулировка требований к проектам, рекомендации по их пог-ке к описанинию, 4.Первичный анализ инвест пректов, 5.Конкурсный отбор проектов, 6.Вкл проекта в инвестиц Программу МО. |
27. Проблемные регионы России, их квалификация. Проблемный регион –территория кот самост не в состоянии решить свои соц эконом проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэт преб актив поддержки. Гос-ва, это не только Sbы Федер в целом но и их части, сопредельные части и террит нескольких Sb. Признаки проблемных регион:1.Особая кризисность прояв той или иной крупной проблемы созд угрозу соц-эконом пол страны, полит стабильности, эколог равновесию. 2.Наличие ресурсного потенциала(производственного, науч-технич, трудового, природного). 3.Особ знач Геополит, Геоэконом, полож региона для стратег интер РФ 4.Недостаток у регион свободных фин рес для реш пробл. Типы проблемных регионов: Отсталые – имеющ традицион низкий уровень жизни, Го сок поддержку – в форме разв инфрастр, - стимулиров частных инвест, датирование предприятий. Депрессивные – в кот эконом, полит, соц, эколог, и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы. Оцениваться А) по отнош к др регионам, Б) по сравнению со своим прошлым состоянием. Кризисные регионы – подвергающиеся разруш воздейст природных и техногенных катастроф, регионы конфликтов вызывающих разруш накопл экон потенциала Цент, Южн, Урал,Восточ). Приграничные –нужд в особо Гос регулров. Зона Севера -70%террит РФ,8%террит страны, неблагопр климат, вечн мерзлота,неразв инфраструктура. |
29. Государственное регулирование территориального развития РФ Sbы, цели, принципы и методы. Регул террит развит –специально организуемое системное действие по обеспеч устойчив и сбалансирован функцио нирования регион систем главная цель которых улучшение качества жизни и уровня жизни населения. Sbы регулир 1.Респ,Края,Обл,Гор фед знач(реализ свои интер черезДумы), 2.Президент его указы, 3.Пр-во его минис-ва котор приним решения и постановл подкрепл деньгами, реал Фед Закон и Указы През,4.На уровне Sb РФ. НаФед уров Гос под:1.стимул разв террит,2.Мобильн ость населен(организ-ная миграция),3.Созд услов для соц знач полюс роста, 4.Операт реагиров на образов разл бедствий. ГР выстраив
в модели 4 блока-1.формирования, 2.ресурсов, 3.реализации,
4.контроля. РГ строится на принципах:
1.Обоснов необход Гос регулир,2.Легитимность,3. |
10.Современная система управления финансами: органы и методы управления Управление финансами – это деятельность связанная с проведением общей финансовой политики гос-ва, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Органы управления финансами –Федеральное собрание (две его палаты Дума и совет федерации) рассмотрение и утверждение федерального бюджета РФ и утверждении отчета о его исполнении, рассмотрение закона о налогах, сборах и обязательных платежах. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат и его органы на местах. Минфин организует и обеспечивает разработку и реализацию стратегических направлений бюджета и состоит из: -отраслевой департамент финансирования промышленности; -департамент иностранных кредитов и внешнего долга; -департамент налоговых реформ; -департамент гос ценных бумаг и финансов рынка; -главное управление федерального казначейства. Методы управления: Административные это (Законы)Экономические -фискальная политика, -координация финансовых ресурсов, -фин. регулирование. Конкретные методы –финпланирование, прогнозирование, програмирование, регулиров, оперуправл, финконтроль |
8.Финансовая
система государства, её |
6.Содержание
и принципы формирования По сферам использования: Федеральные - налоги на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых. Региональные – НДФЛ, налог на имущест юр. лиц. Местные –земельный налог, налог на имущество физических лиц |
4.Бюджетный
федерализм и межбюджетные Бюдж. федерализм – разделение полномочий между центр. органами власти, властями Sb РФ и ОМСУ в бюджетной сфере при формир. дох и расх. бюдж. Межбюджетные отношения –между орг гос власти, Sb и местн самоупр связанные с формир бюджетов состоят из Собственных и Регулирующих. Собственные доходы бюджетов – закрепленные на постоянной основе полностью или частично. Это налоговые и неналоговые, и безвозмездные перечисления. Регулирующие – фед. и рег. налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в %, в бюджеты Sb на очер фин год, а также на долговременный срок (не менее 3лет), к ним относятся трансферты (сретства из фед. бюджета) Дотации – ср-ва предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на текущие расходы. Субвенции – ср-ва, передаваемые бюджету другого уровня или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов, при нарушении регламента может быть востребована обратно. Субсидия – бюдж. ср-ва передаваемые бюджету другого уровня юр.лицу, физ.лицу на условиях долевого финансирования. |
2. Бюджетная политика: понятие, основные инструменты и стратегические направления. Призвана: разрабатывать как стратегические, так и текущие цели, реализуемые по средством бюдж. системы страны, определять эфф.. способы их достижения. Формируется в ежегодном послании Пр РФ «О бюджетной политике» на следующий финансовый год. Стратегические направления БП: -снижение налоговой
нагрузки на экономику в мировых цен на экспортируемое сырьё; -создание эффективной системы межбюджетных отношен. Инструменты БП: -налоговая реформа (отмена неэффективных налогов и льгот, введение единого социального налога до 13%); -государственные обязательства (адресная социальная помощь, гарантии работникам уволенным по причине реструктуризации организации, сокр управл расходов); -приоритеты бюджетных расходов(обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, финансир судебной системы, производство научного потенциала); -социальная сфера(адресная помощь, реформа пенсионной системы). |
20.Банковская система РФ: коммерческие банки и центральный банк. Основные методы банковского кредитования. – совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает –ЦБ, сеть коммерческих банков и др кред-расчетных центров. Двухуровневая структура. 1.верхний (Центробанк); 2.второй уровень (коммерческие банки и другие фин кред учреждений(Инвестиционные банки - долгосрочный ссудный капитал, Сбербанки привлечение сбережений населения, Ипотечные банки-выдача долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества, земли, строений). Функции ЦБ:1.денежнокредитное регулирован экономики,2.Эмиссия кредитных денег-банкнот, 3.Контроль за деятельностью кредитн учрежд. 4. Аккумуляция и хранение кассовых резервов др кредитных учреждений 5.Кредитование коммерческих банков (рефинансирование). 6.Кредитно расчетное обслуживание Правительства. 7.Хранение официальных золотовалютных резервов. Методы кредитования: -1.способ движения ссуженных средств, 2.формы ссудного счета, 3.-порядок планового регулирования кредита, 4. организация банковского контроля за соблюдением основных принципов кредитования. |
18.Система бюджетных фондов межбюджетного выравнивания. В настоящее время фин помощь из Фед бюдж Sbам РФ перераспредел из 5 фондов: 1.Фонд фин поддержки Sb РФ(основной фонд содаётся с целью выравнивания возможностей консалидирован бюджетов) 2.Фонд компенсаций в 2001(формируется и распределяется с целью обеспеч равных возможностей финанс из конса лидиров бюдж Sb РФ пособия граждан имеющ детей, соц защ инвалидов), 3.Фонд софинансирования социальных расходов в 2002 (промежут положение между ФФПР и ФК), 4.Фонд регионального развития с 2000 (предоставление на конкурсной основе инвестиционных субсидий на разв произ и соц инфроструктуры, 5.Фонд реформирования региональных финансов с 2002 в целях фин. оздоровления, стимулир эконом реформ ) Аналогичные формы могут создаваться для фин поддержки местных бюджетов. Система финансовой помощи бюдж друг уровней через данные фонды направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов). Должна соответствовать требованиям: 1.разделение фин помощи.2.выделение дотаций, субсидий и субвенций как основн форм фин поддержки 3. жесткости бюдж ограничений. 4.макс возм стабильности. 5.установл на Фед уровне принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюдж обеспеч-сти МО. |
16.Фонд финансовой поддержки МО. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. Дополнительные ср-ва финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Фонд –создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консоли-дированных бюдж РФ финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создание стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюдж расх на регион и местн уровне. Выравнивание уровня бюдж обеспеч поселений – осуществляется путем предоставления дотаций из регионального фонда поддержки поселений образуемых в составе расходов бюджетов мун. районов районных фондов фин поддержки поселений. Распределяются между поселениями, распределение дотаций из районного фонда поддержки поселений утверждается решением Думы. Дополнительные ср-ва фин помощи местным бюджетам (в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования программ и проектов развития общественной инфраструктуры МО в составе расходов бюджета Sbа РФ может быть образован фонд муниципального развития). Распределение субсидий из фонда Sbа РФ утверждается законом Sbа на очер фин год. Для финансир приорит соц значимых расходов бюдж МО в составе расх бюдж Sb фонд софинанс соц-ных расходов. |
14.Региональные финансы: содержание, функции, источники формирования, направления использования. Региональные финансы – система экономических отношений посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое социальное развитие территорий. В посл вр происх регионализация экон и соц процессов (Регулир процессов перех от госвласти к региональным, роль регион финансов усиливается, сфера использования расширяется, величина регинфинансов растет). Через регион финансы государство активно проводит соцполитику, осуществляет выравнивание уровней эконом и соц развития территорий (стали финансироваться на только общеебр школы но и ВУЗы, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутр безопасн, провопорядку, охр окруж среды)Ср-ва на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов и налогов вышестоящих бюджетов. Регион бюджету выдел отчисления от гос налогов но чаще всего субаенции (фин ресурсы) на определенные цели (разв здравоохр, дорож строит-во, коммунальн объекты и т.д.)Главное направление использования финанс обесп социальной и частично производственной инфраструктуры Основными источниками стали бюджет ассигнования и ср-ва Sb хозяйствования (предприят и организ). В РФ к таким бюджетам относятся бюджеты республик, краев, областей, авт округ, городов, районов, пос и сельск. |
12.Принципы
исполнения бюджета. Основной принцип – принцип единства кассы(зачисление всех доходов на единый бюджетный счет который находится в Центробанке). Принцип подведомственности расходов – формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется с расходными обязательствами в очередном фингоду. Принцип прозрачности бюджета – планирование исполнение бюджета ведется в резерве детальной бюджетной классификации РФ. Пр. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов – всех уровней осуществляется Федеральным казначейством через счета открытые в Центрбанке. С 1992 в РФ введено казначейское исполнение федбюджета. Исполнение бюджета по доходам –зачисление доходов на единый счет, -распределение регулирующих налогов, -возврат излишнеуплаченного, -учет доходов и отчетность. Исполнение расходов бюджета –Санкционирование (утверждение и доведение бюджетных ассигнований), Финансирование расходов (осуществл казначейством). Перечисление денсредств по лицевым счетам. Ежедневное отражение в главной книге операций по доходам и расходам. Главная книга синтетический регистр системного учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения. |
30. Региональная экономическая политика: цели и методы её реализации. Региональная политика Гос –сфера деятельности по управлению политич, экономич, социальн и экологич развитием страны в пространственном реальном аспекте и отражающая как взаимотнош между госуд и регионами, так и регионов между собой. По сферам воздействия можно выдел виды регион политик: 1.Экономич, 2.Социал, 3.Демограф, 4.Экистическая (поселенческая), 5.Эколог, 6.Научн-технич. Основные формы: Цели и задачи рег пол различн Гос:1.Создание и упроч единого экон пространства,2.Относительн выравнивание условий соц-экон разв региона,3.Приоритетн развит регионов имеющих страт значен для Гос-ва.4.Макс. использован природных ресурсных особенностей регионов, 5.Предотвращ загрязнения окруж среды. Цели регион полит в РФ: 1.Обеспеч экон, соц, правовых основ федерализма и созд един экон простран-ва, 2.Обеспечение единых миним социльн стандартов и равной соцзащиты незав от экономвозможн региона.3.Выравнивание усло вий соц эконом развития,4.предотвращ
загрязнен окр среды,5. |
28. Региональное развитие и управление комплексным социально экономическим развитием. Комплексное развитие рег эконом – определяется оптимальн пропрцион развитием всех отраслей и предполагает установл и поддержание оптим отнош между (отраслями специализации и обслуж отраслями, добывающ и обрабатыв, легкой и тяжелой промышленностью и сельск хоз, произв ифрастр и соц, сферой произв и услуг). На базе рег хоз-ва созд простые и сложнае отрасл комплексы. Соц эконом развит – центральная функция орг власти (актуальна в кризиз м постоя струк измен-ях). Регион разв –режим функцион регион эконом ориент на полож динамику. Динам полож – прогресс разв, Динам отриц –регресс. Комплекс соц-эконом разв –управляем процесс изменен в разл сферах его жизни имеющий своей целью: -разв духовн и эконом сфер. Управл комплексным соц-экон развит региона -управление взаимно соглас программами (проектами)развит всех сфер. Инструменты –страт планир и маркетинг. Цели –улучш кач жизни. Сущ 3 типа развития:1.ассиметричный, 2.гармоничный, нейтральный. В РФ 1-й тип на 4-и: 1.Правовая ассиметрия, 2.Эконом ассимет,3.Соц ассим,4.Культ ассим. Задачи –Укр соц-экон основ,-Сглаж различ между уровн регион,-Созд действ мех-ма Фед отн,-Форм многоукл экон. Функции –Упр рег в реал вр.-Страт управл,-Упр соц-эк разв. Принципы:-Созд услов для хран и использ ресурсов,-Опр приорит направл,-Поиск альтернат нуждающихся сфер. |
26.Территориальная организация экономики и районирование. Основной элемент территор структуры на макроуровне выступает эконом район. Районирование – деление территорий на регионы (Необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований). Методы экон районирования -1.метод энерго-производственных циклов (ЭЦП) 2.метод межотраслевых комплексов (отлич от 1 и предст собой 1.объединений предприятий а не производств циклов, 2.(МОК формируется от потребителей, а ЭЦП от сочетания сырья и энергии) 3. Метод коэффициентов (для реш межрайонных и внутрирайонных проблем, пытаясь определить комплектность и эффективность разв хозяйства районов) Основные принципы –Экономический, Национальный, Административный(единство экон райониров и террит устройства страны). Современный эк район целостн часть хоз-ва. 11 крупных районов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-вятский, Центрально-черноземный, Поволжский, Сев-кавказ, Уральский, Зап-Сибир, Восточ-Сибир, Дальневосточный (Они не имеют органов управл). 7федеральн округов:Центр (Москва), Северо-Зап (Санкт - Питер), Южный (Ростов), Приволжский (НижНовг),Уральс (Екб), Сибирск (Новос), ДальВост (Хабар). Субъе (83) 21 Респ, 46 област, 9 краев, 4 авт окр,2 города фед значения, 1 автономная область. |
24. Сущность инвестиционной политики МО. Принципы и условия её формирования. Этапы её разработки и реализации. ИПМО –целенаправленная деятельность ОМСУ по активизации и стимулированию инвестиционного процесса на территории города привлечению и эффективному использованию инвест ресурсов для решения проблем комплексного социально экономического развития МО и как следствие повышение уровня жизни населения, образующее местное сообщество. Концепция инвестиционной политики МО юр.документ разрабатывается на 5 лет. Принципы ИПМО – целенаправленность, - научность, - многовариантность,- комплексность, -адаптивность, -эффективность, -баланс интересов, гласность, - легитимность. Этапы разработки и реализации ИПМО: 1.формирование системы
целей и приоритетов |
22. Инвестиции: понятия, сущность, функции, виды. Специфика инвестиционной деятельности на уровне МО. Инвестиции -денежные ср-ва, ценные бумаги, иное имущество в т.ч. имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Сущность в функциях: 1.Регулирующая, 2.Распределительная, 3. Стимулирующая, 4. Индикативная. Классификации инвестиций: -портфельные (инвестиции в ценные бумаги) и инвестиции в реальные активы(инвест в физические активы). Инвестиции могут быть: - краткосрочные (период инвестирования до 1 года), - долгосрочные(период окупаемости более 1 года). Валовые -общий объем инвестир средств опр периоде направл на новое строительство, на прирост тов-мат запас. Чистые –объем инвестиц уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в опред периоде. По характеру:- прямые(при непоср участии инвестора), - непрямые(при опосредуемом участии инвестора др лицам). По формам: Частные, Госуд, Иностранные, совместные. По Регион призн: Инв внутри страны, Инв за рубежом. Инвестиционная деятельность: вложение средств целях получения прибыли. Sbы ИД инвесторы, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений. |
31. Государственная
поддержка малого предпринимательства. Государство должно создать такие эконом,
соц и правовые условия, при которых реализуемый
положит потенциал малого предпринимательства
перекроет его негативные свойства. Сложилось достаточно разнообраз
форм малого бизнеса:-налоговые льготы,-субсидии,- |
33. Государственный сектор экономики: понятия, составляющие. Государственное предпринимательство. Гос сектор экономики – совокупность предприятий, организаций, учреждений находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Госсектор включ в себя все экономич ресурсы котор влад гос-во и организац, с помощью которых осущ Гос регулированием (Госбюджет, Гос производственные предприятия, Гос организации в сфере управления, здравоохр, образован, обороны, Госземли. Состав Госсектора: 1.нерентабельные объекты инфраструкт (дороги, образование, здравоохр и др.),2.Гос предприятия в сырьевых и энергет отраслях, 3.пакеты акций смешанных частно-Госкомпаний. Основная особенность предприни мательства -это его мотивы(в отличии от частного капитала где цель это прибыль, Госсобственность не отрицая задачи достижения макс рентабельности ориентируется на создание условий макроэкономической стабильности. Следовательно Гос предпринимательство получ наибольшее развитие в отраслях.Через систему Гос предприятий можно напрямую воздействовать на хозситуацию.увел или умень капиталовложения созд доп раб места, реализовать проекты с большей долей эконом риска, проводить антиинфляц политику. Типы предприят:Госуд, Акцион100% акций, Смешанной формой собст, Акцион участ Гос в капит частных фирм. Проц созд Гос сектора: Конфис фирм, Выкуп, Созд нов пред |
35. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Представляет внешнегосударственную политику, под ней понимается деятельность направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Методы регул: 1.таможенно-тарифное регулирование, 2.нетарифное регулирование, 3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, 4.меры экономич и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. С помощью пошлин Гос стремиться рационализировать структуру импорта. Изменение тарифа вызывает неоднозначную реакцию общественности. Основным видом ВЭД и соответственно предметом правового регулирования является внеш неторговая деятельность. Мировая торговля – обмен товарами и услугами между национальн хоз-ми. Для регулирования отношений между странами в области внешней торговли созданы междунар орган ГАТТ (1948, окол 100 стран), Европ Ассоц Свободн Торговл (1960), (ООН 170 стр,),ОПЕК(эксп нефти).Формы движ капитала: 1.Частн и Гос капит междунар орган, 2.Денежн и товарн форма, 3.Краткоср и долгоср форма, 4.Ссудная и предпринимательская. Задача Гос создать благоприятн климат внутри страны и сбалансир продвиж нац капитала в др страны. Платежный баланс стат докум отр баланс внешн операц за опред пер-д.Гос регулбаланс опир на теории ПБ |
37.Государственная экономическая политика: понятия, цели, методы воздействия. Экономическая политика – комплекс управленческих стратегий и технологий по испо льзованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической концепции. Основные цели: 1.Обеспечение эффективного функционирования эконом системы страны посредством создания надлеж правовой базы и регулиров общественной обстановки. 2.Поддержание и регулирование конкуренции. 3.Перераспределение доходов и как следствие богатства. 4.Целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля. 5.Обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюктуре рынка страны и поддержания в стране эконом роста. Макроэкономические цели соврем государств многогранны поэтому и воздействие Гос на эконом осуществл с помощью разных инструментов. Такое воздействие может быть прямым(Участие Гос в производственном процессе) и косвенным (предпо лагает использование финансовой системы), таким образом ключевые инструменты: 1.Бюдж налоговая пол-ка; 2.Кредитно-денежн пол-ка. В фискальной политике основным инструм воздейст Гос на экономику явл Гос бюджет. Действия кредитно –денежн политики пом регул совок объем производства. Главн истр Центробанк. |
39. Фискальная политика государства: понятие, цели, виды, инструменты. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика система регулирования правительством экономики с помощью изменений госуд расходов, налогов и состояния госуд бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения эконом роста. Цели : -изменение реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорение экономического роста, -преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов на комбинирование этих мер. Виды: Дискретная и недескретная. Дискретная делится на: стимулирующую бюдж-налоговую политику (Фискальную эспансию) и сдерживающую бюджетно-налоговую политику(Фискальную рестрикцию) Недискреционная: политика автоматически встроенных стабилизаторов. Инструменты : прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. Прямые: затраты на расширенное восроизводство,-не производительные расходы Гос-ва,-развитие инфраструктуры, научных исследований,-проведение структурной политики, -содержание ВПК. Косвенные: изменение ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов. К ней относиться политика ускоренной амартизации (Гос-во освобождает предпринимателей от налоговой части прибыли). |
40. Государственная социальная политика: содержание, цели. Социальная политика в области социального развития и социального: система проводимых Sbом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшения качества и уровня жизни определенных социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающаяся такой политики, включая исторические, экономические, политические, соцнаправленные, и социалогические аспецты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Цель соц политики состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определенных неблагоприятных жизненных ситуациях и в целом в создании для населения благоприятной атмосферы в обществе. Кроме того соцполитика преследует следующие цели: 1.защита граждан от экономической и общественной деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов. 2.обеспечения условий развития каждой отдельной личности и общества в целом. 3.достижение конкретно исторически понимаемого принципа социальной справедливости. |
38. Государственная научно-техническая политика: сущность, цели, инструменты реализации. Гос научно-технич политика-составная часть социально экономической политики, которая выражает отношение Гос-ва к научной и научнотехнической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов гос. власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Основные цели: - развитие рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, - увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, -реализацию важнейших социальных задач, -обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, -улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, -укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования. Инструменты: -признание науки соц значимой отраслью, -гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приорит направлений,- гарантия приоритетногоразвития фундамент научных исследов, -интеграция науки и образования, -поддержка конкуренции и предприним деятельности, -концентрация ресурсов на приорит направлениях, -стимулирование научн и инновац деятельн,-развитие межданар сотрудн. |
36.Гос. регулирование окружающей среды. Гос регулир -представляет собой совокупность предпринимаемых соотв-ми Sbами действий, напр.-х на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Основам управл в обл окр среды посвещена гл.II Фед закон» Об охране окруж среды». Согл стат.71 Конст РФ в ведении РФ нах установл основ Фед полит и Фед программ в области эколог развития РФ. Гос управление в обл охраны окр среды является частью соц управления и должно рассматриваться как одна из функций РФ. Управл охраной окр среды означает совокупность осуществляемых органами публ власти по организ и контролю, упорядочен и надзору за экологич значимым поведением людей за исполн требов эколог законодательства. Функции: установление правовых форм в обл охраны окр среды. Принятие основ Госполитики о обл охраны окр среды. Осуществл контроля в обл охраны окр среды. Установление норм Госстандартов в обл охр окр среды. Госуд учет природных ресурсов и объектов, организац ведения госуд кадастров и мониторинга объектов окруж среды. Экологическая оценка окр среды. Высшими Гос органами осуществл политику в обл охраны окр среды являются: Президент, Федеральное собрание – парламент РФ состоящий из двух палат 1.Совет Федерации и ГосДума, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти Sb РФ. |
34. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики: индикативные планы и экономическое программирование. Опыт стран имеющих современное рыночное хозяйство показывает, что развитие тех или иных эконом и соц процессов без понимания конечных целей этого развития и методов их достижения чревато серьезными конфликтами. Носителем функций макроэкономического планирования является гос-во. Функции Гос-ва: -насыщение эконом среды информацией для более рационального планирования своей деят-ти, -ставит плановую практику на микроуровне в определенные рамки, -определяет цели соц-эконом развития общества и регул хоз пропорции в экономике. Основной инструмент реш задач – индикативное планирование –ориентирующее планирование на Гос уровне (ИП планы прогнозы). Цель помочь хозяйствующим Sbам. Составная часть ИП: -Концепция соц-эконом развития (Анализ экон и соц тенденций, целей и приоритетов развития), -Экономпрогнозирование (процесс выработки всей сов-ти соц-эконом инф-ции и статискики возмож вариантов развития и будущего состоян нархоз и соцсферы сост частей страны), -Эконом программ-е (процесс регулирования общественного хоз-ва на основе системы эконом программ, соответсв Гос концеп ции соц-эконом разв. В кач индикаторов используются показатели динам роста).ИП в Япон,Франц, ЮжКорее. |
32. Финансово-экономические ср-ва государственного регулирования экономики. Финансово-экономич ср-ва ГРЭ вкл:- налоговые, бюджетные и кредитно денежные инструменты.I. Налоговая политика. Налоги – основная форма дохода бюджета (обязательные и принудительные сборы устанавливаемые государством.) выделяют 3 функции:-фискальная 3 напр (Выбор системы налогооблажения,Гибкая политика уст налогов ставок, Политика в области налог льгот), -социальная, регулирующая. II.Гос бюджет план доходов и расходов госуд за год. Налоги дают 90% всех доходов. Науровне местной власти за счет налогов обеспеч до 70% всех поступлений. Остальное –субсидии Пр-ва, денежные штрафы, сборы. Бюдж расходы: 1.социальн, 2.Хоз деяте льность, 3.Прямые военные расходы и связанные с ними затраты, 4.Затраты на управленческо администрати вные функции. III.Денежно кредитн ср-ва регулирования – ключевое звено в макроэкономической политике в денежно-кредитной сфере –Центральный Банк РФ (Сдерживание роста денежной массы и обесп стабильной покупат способности нац валюты, Обеспечение достат гарантий от кред рисков,Использов денежно-кредитн рычагов в анти кризисном регулировании). Задачи –Эмиссия денег,-регулирование учетной ставки,-установление учетов обязательств резервов/фин ресурсов/, -операции на рынке ценных бумаг,- регулирование валютного курса |