Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение 3
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства 10
2 Эволюция бюджетной системы России 13
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 13
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 23
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 29
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 29
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств 31
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ, а именно:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством ;
-
НДС на товары (работы, услуги), производимые
(выполняемые, оказываемые) на
территории РФ, за исключением
налога на добавленную
-
акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, водку
и ликероводочные изделия,
-
акцизов на остальные товары,
производимые на территории РФ,
за исключением акцизов на
нефть (включая газовый
-
лицензионных и
-
подоходного налога с
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
-
платежей за пользование
- лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
- налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
-
прочих налогов, сборов, пошлин
и других платежей, подлежащих
зачислению в бюджеты
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития (софинансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка на конкурсной основе экономических и бюджетных реформ в регионах).
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1.
Принцип единства бюджетной
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:
4.
Принцип полноты отражения
5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6.
Принцип эффективности и
7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности означает:
9.
Принцип достоверности бюджета
означает надежность
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.
Государственная бюджетная система оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств.
2.4 | Бюджетные системы некоторых зарубежных государств |
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств
В
унитарных государствах бюджетная
система представляет собой совокупность
бюджетов всех территориально-
Главную роль играет
Система местных бюджетов
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.
В результате взаимодействия
центральных и местных властей
местные бюджеты выступают