Эволюция бюджетной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства 10
2 Эволюция бюджетной системы России 13
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 13
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 23
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 29
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 29
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств 31
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

   Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

   В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено  около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

   Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ, а именно:

   - налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством ;

   - НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на  территории РФ, за исключением  налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;

   - акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

   - акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на  нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее  перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

   - лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим  законодательством;

   - подоходного налога с физических  лиц - в размере 100 процентов доходов;

   - налога на покупку иностранных  денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте, - в размере 40 процентов  доходов;

   - платежей за пользование природными  ресурсами - по нормативам, установленным  действующим законодательством;

   - лесного налога - в размере 100 процентов  доходов;

   - налога с розничных продаж - в  размере 100 процентов доходов;

   - прочих налогов, сборов, пошлин  и других платежей, подлежащих  зачислению в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с законодательством.

   Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

   Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

   Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам Федерации станут Фонд регионального развития (софинансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка на конкурсной основе экономических и бюджетных реформ в регионах).

   Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

   Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

   1. Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

 

   2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

   3. Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:

    • право законодательных органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, источники доходов и направления расходов бюджетов;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
    • недопустимость изъятия дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов.

   4. Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы  бюджетов подлежат отражению  в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, внебюджетных фондов, уплате налогов и иных платежей в пределах текущего года.

   5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

   6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  состоит в том, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

   7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

   8. Принцип гласности означает:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов;
    • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

   9. Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчетов доходов  и расходов бюджета.

   10. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

   Государственная бюджетная система оказывает  воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

   В условиях перехода к рынку государственный  бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия  на общественное производство и режим  расходования бюджетных средств.

 
 
  2.4 Бюджетные системы  некоторых зарубежных государств

    2.4.1 Бюджетные системы унитарных  государств

 

   В унитарных государствах бюджетная  система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

            Главную роль играет государственный  бюджет, с помощью которого центральные  власти аккумулируют в своих  руках основную часть национального  дохода, перераспределяемую через  финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

            Система местных бюджетов также  определяется государственным устройством  и соответствующим административным  делением. В 1960—1970 гг. во всех  западных странах произошел процесс  укрупнения местных административных  единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

            Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

            В результате взаимодействия  центральных и местных властей  местные бюджеты выступают проводниками  экономической и социальной политики  правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России