Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:48, курсовая работа
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства……..2
Понятие бюджета, как социально- экономической и правовой категории………………………………………………………………..4
Функции бюджета…………………………………………………….11
Характеристика типов бюджетного устройства государства……..13
Эволюция бюджетной системы России…………………………………19
Формирование бюджетной дореволюционной России………….…19
Бюджетная система СССР……………………………………………24
Бюджетная система современной России……………………….…..30
Бюджетная система некоторых зарубежных государств…………..34
Бюджетная система унитарных государств…………………..37
Бюджетная система федеративных государств………………39
Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ………………………………………………………………..43
Список литературы
Однако с развитием
рыночных отношений в стране, обусловивших
изменения бюджетного законодательства
РФ, в отдельных случаях при
регулировании бюджетных
Бюджетный кодекс РФ допускает
в ряде случаев использование
договорного способа
Второй тип - договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица; например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, в соответствии со ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется на основании договора между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией муниципального образования и указанным юридическим лицом об участии соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80,93.1 и др. БК РФ.
Таким образом, в способе
регулирования бюджетных
Итак, бюджетное право можно определить следующим образом.
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.
Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.
- Распределительная функция
- Контрольная функция
Сущность любой экономической
категории, в том числе и бюджета,
проявляется в ее функциях. Поскольку
бюджет является наиболее объемной и
базовой финансовой категорией, то
ему принадлежат и все
Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
- Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.
- Институционализация
Данная функция бюджета в
разных странах реализуется по-
- Регулирующая функция. В
1.3 Характеристика типов
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:
структуру бюджетной системы;
организационные принципы построения бюджетной системы;
взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.
Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.
Если в начале XX столетия
основная сумма средств была сосредоточена
в местных бюджетах, второе место
занимали бюджеты членов федерации
и лишь потом — федеральный
бюджет, то в настоящее время ситуация
коренным образом изменилась. Сегодня
большая часть средств
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
— первый уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— второй уровень: бюджеты субъектов Российской Федерации (их всего 89) и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
— третий уровень: местные бюджеты (более 29 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ
не утверждается законодательным органом
власти. Он в большей степени используется
как счетная единица для свода
статистических показателей и анализа
показателей бюджетной системы.
На основании данных консолидированного
бюджета можно судить о том, какими
ресурсами располагает
Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
1) единства бюджетной системы РФ;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
3) самостоятельности бюджетов;
4) полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных
5) сбалансированности бюджета;
6) эффективности и экономности
использования бюджетных
7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 8)гласности;
9) достоверности бюджета;
10) адресности и целевого
характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:
— самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
— иметь собственные источники доходов бюджетов;
— иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;
— самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств;
— определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
— получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов и
расходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов предполагает обязательность
и полноту отражения всех доходов
и расходов, а также расходов государственных
внебюджетных фондов в соответствии
с налоговым и бюджетным
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.