Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа
«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период.
1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами 3
2. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета 16
3.Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства 29
Список литературы 35
Существенный объем поступлений в бюджетную систему среди налоговых платежей приходится на налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 2000,7 млрд. руб. (18,1%), налог на товары, ввозимые на территорию РФ – 1559,7 млрд. руб. (14,4%), налоги на прибыль и доход – 338,8 млрд. руб. (3,0%), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 1950,6 млрд. руб. (17,6%). Увеличение поступлений в бюджет в 2011 г. по сравнению с 2010г. обеспечили главным образом налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (592,4 млрд. руб.), НДС (874,0 млрд. руб.) и доходы от внешнеэкономической деятельности (1214,4 млрд. руб.)3.
3www.minfin.ru
С увеличением реализации товаров на территории страны (135,6%) связан рост НДС. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 513,8 млрд. руб. (33,9%). Значительно более умеренное увеличение поступлений НДС отмечается по товарам, ввозимым на территории Российской Федерации – 30,6%.
Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились с 1373,1 млрд. руб. в 2010 г. до 1950,6 млрд. руб. в 2011 г. (на 42,0%). Рост по сравнению с докризисным 2007 г. составляет 117,4%. Доля налога на добычу нефти в составе НДПИ выросла в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта и составила 90,1%.
Рост цен на нефть явился основным фактором, определившим увеличение поступлений в бюджет от добычи нефти. В 2011 г. цена нефти сорта "Юралс", стартовав с отметки 75,70 долл. США за 1 баррель в январе в мае резко пошла на понижение и составила 73,04 долл/барр. Однако уже начиная с июня наметился устойчивый рост цены нефти, который в декабре привел к ее наибольшему за год значению - 89,50 долл/барр.
Валютный курс (учитываемый при расчете ставки налога на добычу нефти) в первом полугодии 2010 г. был более высоким по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Но если данные второй половины 2010 г. отражают снижение курса с 31,52 руб. за 1 долл. США в июле до 29,94 руб. в декабре, то в аналогичном периоде 2011 г. курс стабильно балансировал в интервале от 30,32 до 30,97 руб/долл., что также способствовало росту поступлений НДПИ в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом.
Поступления налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет в 2011 г. составили 3207,2 млрд. руб., что на 704,6 млрд. руб. (28%) больше предыдущего года. Преимущественно увеличение доходов обеспечили налоговые доходы от добычи нефти (прирост 379,2 млрд. руб.) и НДС (176,7 млрд. руб.). Налог на прибыль организаций вырос на 59,6 млрд. руб.
Уровень докризисного 2007 г. не достигнут (почти 96%) не только потому, что экономика России продолжает выходить из кризиса. Это связано также с тем, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков в кризисный период была преимущественно снижена за счет сокращения отчислений в федеральный бюджет. Ставка налога на прибыль организаций в части отчислений в федеральный бюджет сокращена с 6,5 до 2%. Изменен также порядок зачисления акцизов на нефтепродукты: с 2009 г. они полностью поступают в консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
Изменилась структура доходов федерального бюджета: доля НДПИ за три последние года (2009 - 2011 гг.) возросла с 17 до 43%, а налога на прибыль организаций снизилась с 19 до 8%. Роль акцизов и НДС в доходах федерального бюджета практически не изменилась: как и прежде, НДПИ и НДС являются главными источниками федерального бюджета, на которые приходится 84% его налоговых поступлений.
В консолидированные бюджеты субъектов Федерации в 2011 г. поступило 4488,6 млрд. руб., что на 702,9 млрд. руб. (18,6%) больше, чем в 2010 г. Основными источниками роста поступлений послужили налог на прибыль организаций (прирост 450,4 млрд. руб.), налог на доходы физических лиц (124,6 млрд. руб.), акцизы (81,8 млрд. руб.). В результате направления полного объема налога на добычу нефти в федеральный бюджет поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в территориальные бюджеты сократились по сравнению с предыдущим годом на 42,3 млрд. руб.
Увеличение
общей суммы задолженности
При продолжающемся
росте общей суммы
По сравнению с началом предыдущего года сократилась задолженность по налогам и сборам в целом по обрабатывающим производствам на 21,0 млрд. руб. (14,3%), но в производстве пищевых продуктов отмечается ее рост на 9,8 млрд. руб. (27,1%).
В таких отраслях, как строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, задолженность продолжает неуклонно возрастать: за 2011 г. она увеличилась на 15,8 млрд. руб.
В общей сумме
задолженности бюджетной
Подавляющая
часть задолженности перед
В структуре задолженности по федеральным налогам и сборам основная доля приходится на НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации (более 53%), и налог на прибыль организаций (более 30%).
Таблица 4
Общая характеристика задолженности по налоговым платежам
отдельных
видов экономической
Вид экономической |
Доля в общей сумме |
Доля задолженности | |
задолженности |
поступивших | ||
Оптовая и розничная |
24,0 |
10,2 |
21,5 |
Обрабатывающие производства |
17,8 |
17,5 |
9,3 |
Строительство |
10,4 |
5,4 |
17,8 |
Операции с
недвижимым |
7,5 |
1,1 |
6,1 |
Финансовая деятельность |
7,4 |
4,7 |
14,4 |
Высокая доля НДС в задолженности бюджету связана не только с его ролью как важного источника доходов бюджета, но и с проблемами его администрирования. Об этом говорят следующие цифры: при доле НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, в доходах консолидированного бюджета немногим более 17,7%, удельный вес его в общей задолженности бюджету превышает 44%, тогда как на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составляют около 19% доходов консолидированного бюджета, приходится менее 2% задолженности.
Состав неналоговых доходов, определяемый Бюджетным кодексом РФ, следующий.
1. Доходы от
использования имущества,
- средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые
от передачи имущества,
- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской федерации и муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
- средства
от продажи уставного капитала
организаций, находящихся в
- средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
- доходы от
реализации государственных
- доходы от
продажи государственных
- иные доходы.
Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.
Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Иные неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Административным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило,
большинство неналоговых
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные
поступления от физических и
юридических лиц,
Разделение бюджетных доходов на налоговые и неналоговые выглядит в достаточной степени условным. Например, через ФТС России на единый счет бюджета поступает налог на добавленную стоимость, взимаемый (наряду с ввозной таможенной пошлиной) при совершении импортных торговых операций. За счет возможности регулирования нормативов отчислений от неналоговых доходов в интересах их перераспределения между бюджетами бюджетной системы часть из них (так же, как и налоги) может выступать в качестве регулирующих.
Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета