Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Содержание

1. Сущность и функции бюджета, взаимосвязь с государственными доходами 3
2. Дискуссионные вопросы сущности и функций доходов бюджета 16
3.Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства 29
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содерж дох бюдж (готова).doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

 

Существенный  объем поступлений в бюджетную  систему среди налоговых платежей приходится на налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 2000,7 млрд. руб. (18,1%), налог на товары, ввозимые на территорию РФ – 1559,7 млрд. руб. (14,4%), налоги на прибыль и доход – 338,8 млрд. руб. (3,0%), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 1950,6 млрд. руб. (17,6%). Увеличение поступлений в бюджет в 2011 г. по сравнению с 2010г. обеспечили главным образом налоги сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (592,4 млрд. руб.), НДС (874,0 млрд. руб.) и доходы от внешнеэкономической деятельности (1214,4 млрд. руб.)3.

 

 

 

3www.minfin.ru

С увеличением реализации товаров на территории страны (135,6%) связан рост НДС. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 513,8 млрд. руб. (33,9%). Значительно более умеренное увеличение поступлений НДС отмечается по товарам, ввозимым на территории Российской Федерации – 30,6%.

Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились с 1373,1 млрд. руб. в 2010 г. до 1950,6 млрд. руб. в 2011 г. (на 42,0%). Рост по сравнению с докризисным 2007 г. составляет 117,4%. Доля налога на добычу нефти в составе НДПИ выросла в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта и составила 90,1%.

Рост цен  на нефть явился основным фактором, определившим увеличение поступлений в бюджет от добычи нефти. В 2011 г. цена нефти сорта "Юралс", стартовав с отметки 75,70 долл. США за 1 баррель в январе в мае резко пошла на понижение и составила 73,04 долл/барр. Однако уже начиная с июня наметился устойчивый рост цены нефти, который в декабре привел к ее наибольшему за год значению - 89,50 долл/барр.

Валютный  курс (учитываемый при расчете  ставки налога на добычу нефти) в первом полугодии 2010 г. был более высоким по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Но если данные второй половины 2010 г. отражают снижение курса с 31,52 руб. за 1 долл. США в июле до 29,94 руб. в декабре, то в аналогичном периоде 2011 г. курс стабильно балансировал в интервале от 30,32 до 30,97 руб/долл., что также способствовало росту поступлений НДПИ в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом.

Поступления налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет в 2011 г. составили 3207,2 млрд. руб., что на 704,6 млрд. руб. (28%) больше предыдущего года. Преимущественно увеличение доходов обеспечили налоговые доходы от добычи нефти (прирост 379,2 млрд. руб.) и НДС (176,7 млрд. руб.). Налог на прибыль организаций вырос на 59,6 млрд. руб.

Уровень докризисного 2007 г. не достигнут (почти 96%) не только потому, что экономика России продолжает выходить из кризиса. Это связано также с тем, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков в кризисный период была преимущественно снижена за счет сокращения отчислений в федеральный бюджет. Ставка налога на прибыль организаций в части отчислений в федеральный бюджет сокращена с 6,5 до 2%. Изменен также порядок зачисления акцизов на нефтепродукты: с 2009 г. они полностью поступают в консолидированные бюджеты субъектов Федерации.

Изменилась  структура доходов федерального бюджета: доля НДПИ за три последние года (2009 - 2011 гг.) возросла с 17 до 43%, а налога на прибыль организаций снизилась с 19 до 8%. Роль акцизов и НДС в доходах федерального бюджета практически не изменилась: как и прежде, НДПИ и НДС являются главными источниками федерального бюджета, на которые приходится 84% его налоговых поступлений.

В консолидированные  бюджеты субъектов Федерации  в 2011 г. поступило 4488,6 млрд. руб., что на 702,9 млрд. руб. (18,6%) больше, чем в 2010 г. Основными источниками роста поступлений послужили налог на прибыль организаций (прирост 450,4 млрд. руб.), налог на доходы физических лиц (124,6 млрд. руб.), акцизы (81,8 млрд. руб.). В результате направления полного объема налога на добычу нефти в федеральный бюджет поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в территориальные бюджеты сократились по сравнению с предыдущим годом на 42,3 млрд. руб.

Увеличение  общей суммы задолженности произошло  в результате роста преимущественно  задолженности, невозможной к взысканию налоговыми органами (на 3,7 млрд. руб.). При этом недоимка сократилась на 9,1 млрд. руб. и составила 314,3 млрд. руб. В составе урегулированной задолженности снизились реструктурированная задолженность с 31,1 до 25,4 млрд. руб. и приостановленные к взысканию платежи - с 73,0 до 60,1 млрд. руб. Наряду с этим увеличилась на 18,3 млрд. руб. задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, и на 11 млрд. руб. - задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.

При продолжающемся росте общей суммы задолженности  по налогам и сборам в бюджетную  систему Российской Федерации прослеживается устойчивая на протяжении трех последних  лет тенденция к снижению задолженности в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. По состоянию на 01.01.2011 задолженность в названных отраслях снизилась относительно 01.01.2010 на 23,3 млрд. руб.

По сравнению  с началом предыдущего года сократилась  задолженность по налогам и сборам в целом по обрабатывающим производствам  на 21,0 млрд. руб. (14,3%), но в производстве пищевых продуктов отмечается ее рост на 9,8 млрд. руб. (27,1%).

В таких отраслях, как строительство, транспорт и  связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования, задолженность  продолжает неуклонно возрастать: за 2011 г. она увеличилась на 15,8 млрд. руб.

В общей сумме  задолженности бюджетной системе  по налоговым платежам основная доля приходится на следующие виды экономической  деятельности: оптовая и розничная  торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования (169,0 млрд. руб.), обрабатывающие производства (125,4 млрд. руб.), строительство (73,4 млрд. руб.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (53,0 млрд. руб.), финансовая деятельность (52,1 млрд. руб.). Причем доля названных видов экономической деятельности (за исключением обрабатывающего производства) в общей сумме задолженности существенно превышает их долю в налоговых поступлениях.

Подавляющая часть задолженности перед бюджетом по налоговым платежам приходится на федеральные налоги и сборы (более 83%). Задолженность по налоговым платежам других уровней бюджетной системы составляет: 10% - по региональным налогам, менее 5% - по местным налогам и более 2% - по налогам при использовании специальных налоговых режимов. Рост задолженности наблюдается по всем видам налогов.

В структуре  задолженности по федеральным налогам  и сборам основная доля приходится на НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации (более 53%), и налог на прибыль организаций (более 30%).

Таблица 4

Общая характеристика задолженности по налоговым  платежам

отдельных видов экономической деятельности45, %

Вид экономической  
деятельности

Доля в общей  сумме

Доля задолженности 
в сумме налоговых 
поступлений по  
данному виду  
деятельности в  
2010 г.

задолженности 
на 01.01.2011

поступивших 
в 2010 г.  
налоговых  
платежей

Оптовая и розничная  
торговля, ремонт  
автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий  
и предметов личного  
пользования

24,0

10,2

21,5

Обрабатывающие  производства

17,8

17,5

9,3

Строительство

10,4

5,4

17,8

Операции с  недвижимым  
имуществом, аренда и  
предоставление услуг

7,5

1,1

6,1

Финансовая  деятельность

7,4

4,7

14,4


 

Высокая доля НДС в задолженности бюджету  связана не только с его ролью как важного источника доходов бюджета, но и с проблемами его администрирования. Об этом говорят следующие цифры: при доле НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, в доходах консолидированного бюджета немногим более 17,7%, удельный вес его в общей задолженности бюджету превышает 44%, тогда как на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составляют около 19% доходов консолидированного бюджета, приходится менее 2% задолженности. 

 

Состав неналоговых  доходов, определяемый Бюджетным кодексом РФ, следующий.

1. Доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, в том числе:

- средства, получаемые  в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог, в  доверительное управление;

- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской федерации и муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

- средства  от продажи уставного капитала  организаций, находящихся в государственной  или муниципальной собственности;

- средства  от продажи акций, находящихся  в собственности государства;

- доходы от  реализации государственных запасов  и резервов;

- доходы от  продажи государственных производственных  и непроизводственных фондов, земли  и нематериальных активов;

- иные доходы.

Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

Доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

Иные неналоговые доходы. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Административным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов  зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

К безвозмездным  поступлениям относятся:

- дотации  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

- субсидии  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  (межбюджетные субсидии);

- субвенции  из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные  трансферты из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

- безвозмездные  поступления от физических и  юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Разделение  бюджетных доходов на налоговые  и неналоговые выглядит в достаточной  степени условным. Например, через  ФТС России на единый счет бюджета  поступает налог на добавленную  стоимость, взимаемый (наряду с ввозной таможенной пошлиной) при совершении импортных торговых операций. За счет возможности регулирования нормативов отчислений от неналоговых доходов в интересах их перераспределения между бюджетами бюджетной системы часть из них (так же, как и налоги) может выступать в качестве регулирующих.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета