Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1. Экономическое содержание и функции бюджета государства…
4
2.Практическая часть…………………………………………………...
9
Заключение………………………………………………………………
39
Список используемой литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система рф.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Бюджетная система»

на тему:

«Экономическое содержание и функции бюджета государства»

Вариант №1 (теория)

Вариант №2 (практика)

 

 

Исполнитель:

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа:

№ зачетной книжки:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

Владимир

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………

3

1. Экономическое содержание и функции бюджета государства…

4

2.Практическая часть…………………………………………………...

9

Заключение………………………………………………………………

39

Список используемой литературы…………………………………….

40

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры  общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Цель данной контрольной работы: подробно рассмотреть вопрос - экономическое содержание и функции бюджета государства. В ходе выполнения контрольной работы также необходимо выполнить практическое задание, связанное с составлением проекта бюджета района на основе представленных в методических указаниях исходных данных.

Работа написана с использованием теоретического материала, исследований различных авторов, учебников и учебных пособий, информационных источников сети Интернет, также привлекалась база нормативной литературы (система «Консультант Плюс»).

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическое  содержание и функции бюджета  государства

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

-перераспределения внутреннего валового продукта;

-государственного регулирования и стимулирования 
экономики;

-финансового обеспечения бюджетной  сферы и осуществления социальной политики государства;

-стабилизации кредитно-денежной  системы государства;

-удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности 
и правопорядка и т. д.;

-регулирования экономической и  социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

-разрешения вопросов освоения новых технологий, про 
грамм и производств;

-обеспечения международных и  межгосударственных 
договорных обязательств;

-контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

 Функция планирования бюджетов предполагает:

-определение бюджетной политики, целей, задач и 
выбора путей их достижения;

-разграничение полномочий и  предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

-определение потребности денежных  средств в целях 
финансового обеспечения функций, возложенных на органы 
власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

-разработку и обоснование оптимальных  путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

-разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

-разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих 
исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной 
политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

-определение бюджетного устройства  и бюджетной 
классификации;

-определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

-выбор кредитных организаций, обеспечивающих  бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

-разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

-определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы 
бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

-определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

-контроль за правильным и  своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

-контроль за целевым, экономным  и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных 
фондов.

 

 

 

 

2. Практическая  часть

Доходы бюджета:

1.Налог на имущество физических лиц

В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 тыс. руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физически лиц планируется с ростом на 25 % против уровня текущего года, т.е. он составит: 32 000 · 1,25 = 40 000 тыс. руб.

2. Земельный налог

По данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, поступление земельного налога за земли городов и поселков по району в текущем году – 168 000 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году – 65%. Коэффициент увеличения ставки земельного налога в следующем году – 1,8. Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году – 1500 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в следующем году – 100%. Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.

Поступление земельного налога в бюджет района в текущем году:

168 000 · 0,65 = 109 200 тыс. руб.

Прогнозные поступления земельного налога в местные бюджеты рассчитываем по следующей формуле:

Ni = (HHi · KH - ППЗИ) · Нс.г.н.,                          (1)

где Ni – прогноз поступления земельного налога в бюджет района;

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства