Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:55, доклад
С самого начала развития психологии как науки психологов интересовала проблема исследования поведения человека, причин и мотивов этого поведения. Поскольку человек является достаточно сложным для изучения субъектом, многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с более низким развитием высших психических функций. Были приняты множество различных попыток разъединения поведения на более простые детерминанты, с помощью которых можно было бы объяснить поведение животных и человека.
С самого начала развития психологии
как науки психологов интересовала
проблема исследования поведения человека,
причин и мотивов этого поведения.
Поскольку человек является достаточно
сложным для изучения субъектом,
многими учеными
Начало сравнительным и
Благодаря большому фактическому материалу Дарвин подробно изучил репертуар выразительных движений (невербальных движений) у животных и у человека и пришел к выводу, что определенные проявления эмоций у человека и животных похожи.
Ч. Дарвин выдвинул три основные категории поведения животных:
1) инстинкт
2) способность к обучению
3) способность к умственной
После Дарвина ученые идут двум направлениям. Сторонники антропоморфизма стремились преувеличивать разумность животных и приписывать им человеческие качества, а именно: сознание, волю, любовь и т.д.. Частности Д.Романс доказывал, что животные во многих ситуациях осуществляют разумные действия.
Сторонники механицизма (Ж. Леб, Дж.
Уотсон, Павлов) в изучении поведения животных
исповедовали постулат "любым выводам
должно предшествовать наблюдение"
и отрицали антропоморфные тенденции.
При изучении животных, считали они, необходимо
отказаться от попыток узнать то, что знать
не дано. Ученые также выдвигали теорию
тропизмов.
Тропизмы - это генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации и двигательной активности животных в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды (атомы поведения животных).
Леб выступал против теории нервных центров и считал ее научной ошибкой. Павлов считал атомами поведения животных рефлексы. Уотсон утверждал, что поведение животных состоит из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь определяются действующими на животное внешними стимулами. Он отвергал возможность того, что существуют какие-либо процессы переработки информации в нервной системе.
Л. Морган отделил обучения и инстинкты обучения, считая обучение приобретенным, а инстинкты - врожденными. Он считал, что животные в ряде случаев действуют методом проб и ошибок, имея несколько способов для решения задачи. Ученый провозглашал, что любое действие животного ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую степень в психологической шкале, то есть он считал, что нельзя объяснить поведение животных наличием разума, потому что это объясняется наличием инстинкта.
Ученый К. Лоренц утверждает, что большинство типов поведения животных сформированы на основе ряда комплексов фиксированных действий, которые характерны для каждого вида и генетически обусловлены. Он также утверждал, что каждый комплекс фиксированных действий (код) мотивирован энергией специфического действия.
Среди факторов инстинктивного поведения выделяют внутренние и внешние.
К внутренним факторам инстинктивного поведения относятся: гомеостаз, биологические ритмы (биоритмы).
К внешним факторам инстинктивного поведения принадлежат ключевые раздражители - стимулы внешней среды, побуждающие к совершению инстинктивных действий без какого-либо предварительного обучения (врожденные). Основной функцией ключевых раздражителей является отделение. Среди ключевых раздражителей выделяют физические и химические (форма, цвет, запах) пространственные отношения, векторы стимулов (например, векторы движения пчелы).
Пусковые раздражители запускают определенный вид поведения.
Направляющие раздражители, запустив реакцию, приобретают значение ориентира (например, запах жертвы в хищника).
Ключевыми раздражителями иногда могут служить определенные сочетания свойств предметов. Существуют оптимальные раздражители, которые вызывают наиболее выраженную реакцию животного (например, реакция птенцов на красное пятно на клюве матери - это оптимальный раздражитель, красный цвет, предмет продолговатой формы).
Существуют генетически
Любому врожденном пусковому механизму соответствует собственный сигнальный аппарат. Например, когда оса нападает на гусеницу, то парализует ее, а когда находит гусеницу при строительстве гнезда, то игнорирует ее (т.е. один и тот же предмет может быть различным объектом).
Инстинктивное действие состоит из отдельных фаз:
поисковая - животное отыскивает те ключевые
раздражители или их комбинации (пусковые
ситуации), которые в конце концов приведут
ее к завершающей фазе. В поисковой фазе
обычно происходит сочетание инстинкта
и обучения. Поисковая поведение пластической
фазой инстинктивного поведения, которая
характеризуется ярко выраженной ориентировочно-
завершающая - воплощение биологического значения всего инстинктивного. На этой фазе происходит потребление животным жизненно необходимых элементов среды
ригидная фаза - это движения, отличающиеся строгой последовательностью и определены генетически.
Обучение - это приобретение нового опыта или его конечный результат.
Ученый Правотворов считал обучение способностью животные воспринимать определенные внешние стимулы, во-первых, "удерживая" их специфическую конфигурацию в памяти, во-вторых, реагируя на эти стимулы, "удерживать" последовательность успешных ответных действий, в-третьих, сопоставлять первое со вторым, отличая правильные ответы от любых других действий, которые приводят к другим результатам.
Обучение и инстинкты очень тесно сплетаются. Обучение является видотипичных явлением, которое проявляется в том, что представитель любого вида не может научиться чему угодно, а только потому, что способствует продвижению к завершающей фазе инстинкта, кстати, на этом основано явление дрессировки.
Среди форм обучения различали:
неассоциативное обучения (простые формы обучения): привыкание.
Ассоциативное обучение: классические условные рефлексы,
когнитивные процессы: латентное обучение, выбор по образцу, обучение, которое основывается на представлениях;
Ученые называют сообразительность животных по-разному: мышлением, интеллектом, разумом или умственной деятельностью. Как правило. добавляется еще слово "элементарный", потому что как "разумно" не поступали бы животные, им доступны лишь некоторые из элементов мышления человека.
Следует отметить, что в среде решать новые задачи животным приходится не достаточно часто, так как благодаря инстинктам и обучаемости они хорошо адаптированы к обычным условиям существования. Но иногда все же нестандартные ситуации случаются. И тогда животное, если она на самом деле имеет интеллект, изобретает что-то новое, чтобы решить определенную проблему.
Фактов собрано достаточно много, но не всегда интерпретация случайных наблюдений является столь однозначной. Причина многих невольных ошибок - недостаток знаний о репертуаре поведения определенного вида. И тогда человек, становясь свидетелем какого-то удивительно целесообразного поступка животные, приписывает его особой "остроумия" этого животного. А на самом деле причина может быть в другом. Ведь животные так хорошо адаптированы для выполнения определенных, на первый взгляд "умных" инстинктивных действий, которые можно расценить как проявления интеллекта.
Какие же формы поведения животных
на самом деле можно считать разумным?
На этот вопрос нет простого и однозначного
ответа. Ведь и интеллект человека, элементы
которого мы стремимся выявить у животного,
имеет различные проявления - недаром
говорят о "математический ум" или
о музыкальной или художественной одаренности.
Но и в "обычной" человека, не имеет
особых талантов, интеллект имеет очень
разные проявления. Это и решение новых
задач и планирования своих действий,
и сопоставление своих знаний с последующим
их использованием в самых разных целях.
Важнейшая особенность интеллекта человека - способность обобщать полученную информацию и хранить ее в памяти в абстрактной форме. В конце концов, наиболее уникальная его особенность - способность выражать свои мысли с помощью символов - слов. Все это очень составе психические функции, но, как ни странно, постепенно выясняется, что некоторые из них действительно есть у животных, хотя и в элементарной форме.
Следовательно, целесообразно считать, что животное имеет интеллект, если он:
успешно решает новые для нее задачи, возникающие неожиданно, решению которых она не могла научиться раньше
действует не инстинктивно, а не методом проб и ошибок, а по ранее составленному плану, хотя и примитивным
способна к обобщению полученной ею информации, а также к использованию символов.
Источник современного понимания
проблемы интеллекта у животных - многочисленные
и надежные экспериментальные
Вместе с конкретными
Способность многих животных к высокой
степени обобщения позволила
поставить вопрос о том, есть ли у
них способность к
Получить ответ на этот вопрос очень
трудно, ведь именно использование
символов-слов составляет основу наиболее
сложных форм психики человека -
языка и абстрактно-
В примитивной форме они проявляются начиная
с рептилий.
С повышением уровня организации мозга
возрастает количество и сложность задач,
доступных для решения данному виду. Наивысшего
уровня развития достигает мышления человекообразных
обезьян. Они способны не только к планированию
своих действий, но и предвидение их результата
при решении новых задач в новой ситуации
- им свойственна также развитая способность
к обобщению, усвоения символов и овладения
простейшими аналогами языка человека
на уровне 2,5-летнего ребенка.
Одна из самых "белых пятен" - сведения об особенностях поведения животных. Между тем, именно поведение является важнейшей особенностью, которая позволяет животным приспосабливаться ко всему разнообразию факторов окружающей среды, именно те или иные поведенческие акты обеспечивают выживание вида как в естественных условиях, так и в измененном хозяйственной деятельности человека среде.
"Универсальность" поведения
как основы приспособления к
внешним условиям возможна
Второй механизм - обучаемость, которая помогает успешно приспосабливаться уже к конкретным особенностям среды, с которыми сталкивается тот или иной представитель определенного вида. Привычки, навыки, условные рефлексы создаются в каждого животного индивидуально, в зависимости от реальных обстоятельств его жизни.
Долгое время считалось, что поведение животных регулируется только двумя механизмами. Но удивительная целесообразность поведения во многих ситуациях, совершенно не типичных для вида, возникают впервые, иногда внезапно, заставляла ученых предполагать, что животным доступны элементы разума - способности человека успешно решать совершенно новые задачи в ситуации, когда у нее не было возможности ни совершить инстинктивно, ни воспользоваться предыдущим опытом. Внимательно изучая инстинкты, навыки, поведение и интеллект животных ученые приближаются к разгадке процессов эволюции, находят новые аспекты изучения человеческой психики.