Классификация пород лошадей. Краткая характеристика одной основной породы в каждой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:31, реферат

Краткое описание

В основе экологической классификации лежит ареал происхождения тех или иных пород лошадей. Обычно зоологические и экологические принципы классификации сочетаются. Франк и Неринг разделяли породы лошадей на группу восточных, отличающихся тонким легким и крепким костяком, вогнутым профилем, тонкой кожей, сухой конституцией, и группу западных пород, имеющих грубый костяк, толстую кожу, большую оброслость, сырую конституцию. К. Юарт выделял зональные группы лошадей плоскогорий, сходных по характеристике с восточными лошадьми; лесных, сходных с западными, но голова у них имеет прямой профиль, короткую и широкую лицевую часть. А. Браунер делил породы лошадей на два типа: южный и северный, подразделяя каждый из них на подгруппы прямолобых и груболобых лошадей. Зоологическая и экологическая классификация имеют ограниченное применение. Значительно шире используются зоотехнические классификации по хозяйственно-полезным признакам.

Вложенные файлы: 1 файл

коневодство.docx

— 50.30 Кб (Скачать файл)

Создание тяжеловозных пород  наиболее результативно проходило  в Англии, Бельгии и Франции  в 18-19 в.в.

Современные тяжеловозы представляют собой продукт длительной селекционной работы, направленной на увеличение размеров и массивности лошадей. Тяжеловозные породы незаменимы в сельском хозяйстве  в виде тягловой рабочей силы и  не утратили своего значения в наше время. Эти животные дают высококачественное диетическое мясо и ценнейший  лечебный продукт – кумыс.

Русская тяжеловозная- порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.

Русские тяжеловозы относятся  к группе некрупных тяжеловозов  и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для  тяжеловозных пород. Лошади характеризуются  отлично выраженными упряжными  качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.

Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка  низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние - поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.

Основные масти - рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и  совсем редко гнедая.

Основные промеры для  жеребцов, см: высота в холке 150, косая  длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.

В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и  украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются  также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.

Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом  с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному  расстоянию с силой тяги 300 кг (с  грузом 9 т)- 1091,6 м.

Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который  организован в 1930 году. В настоящее  время Мстиславский конный завод  является крупным многоотраслевым  хозяйством. Селекция с лошадьми ведется  на основе плана племенной работы.

Советский тяжеловоз. Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.

Конституция советских тяжеловозов, хотя и суше брабансонов, но все же рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего размера голову и шею; холка низкая; грудная клетка широкая, средней  глубины; спина короткая и широкая; очень широкий раздвоенный круп; передние ноги часто косолапы, задние нередко саблисты и сближены в  скакательных суставах.

Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 %), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.

Промеры жеребцов, см: высота в холке 161,5; косая длина туловища 167,2; обхват груди 206,6 и обхват пясти 24; промеры кобыл соответственно меньше.

В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и  другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.

Представители породы ценятся  за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.

Племенным разведением породы занимаются Починковский, Перевозский  и Мордовский конные заводы России, а также племенные фермы Ярославской, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской областей.

Литовская тяжелоупряжная порода:Порода выведена путем сложного скрещивания местных жмудских лошадей с лошадьми тяжеловозных пород, преимущественно с арденами из Швеции. Важную роль в создании породы сыграли Нямунская, Вильнюсская,Судавская государственные конюшни и племенные рассадники. Порода утверждена в 1963 г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют крепкую конституцию, мощного сложения, спокойного уравновешенного  темперамента. Жеребцы- производители  имеют высоту в холке -157,2; косую  длину туловища -164,2; обхват груди -199,2 и обхват пясти -24 см.

Масть в основном рыжая, часть  со светлой гривой и хвостом, гнедая, бурая и рыже-чалая, реже соловая.

Литовские тяжеловозы имеют  очень высокую работоспособность, отличаются крепким здоровьем и  долголетием, имеют хорошие воспроизводительные  качества. Жеребец Арас в возрасте 9 лет на испытаниях с силой тяги 150 кг провез шагом повозку с грузом 4,5 т на расстоянии 2 км за 13 мин 20 с.

В породе имеется 9 линий  и 13 семейств. Лошадей породы широко используют как рабочепользовательных  животных и для улучшения местного конского поголовья в РФ, на Украине  и в РБ, а также для убоя на мясо.

Упряжные породы лошадей  разводились в основном в двух направлениях: легкоупряжном - для разъездов  и упряжном - для транспортных работ  в экипажах и сельскохозяйственных работ.

Белорусская упряжная порода - современный тип белорусской упряжной лошади формировался в итоге многовековой селекции и сложного воспроизводительного скрещивания аборигенных местных лошадей лесного типа с жеребцами заводских пород: шведской, арденской, арабской, русской тяжеловозной и орловской. До 1941 г. улучшение популяции называлось ошмянское, а с 1946 г. – белорусской упряжной.

Сложение белорусских  лошадей гармоничное, туловище несколько  растянуто, мускулатура развита  хорошо, темперамент добронравный, движения свободные. Тип конституции  в основном плотный и крепкий.

Формы экстерьера хорошо развиты: голова пропорциональна; ганаши поставлены широко; холка средняя; лопатка, спина  и поясница длинные; круп средний  и раздвоенная; грудная клетка широкая  и глубокая; постановка конечностей  широкая; копыта большие, копытный рог  плотный.

Промеры белорусской упряжной породы для жеребцов составляют, см.: высота в холке 154-156, косая длина  туловища 159-162, обхват груди 189-193 и обхват пясти 21,7; для кобыл соответственно- 149-151, 158-161, 182-186 и 20,2-21,2.

Масть в основном буланая, мышастая и соловая, стойко передается по наследству. Приметами породы является темная полоса вдоль спины, «зеброидность» на плечах и конечностях.

В породе выделено три типа: крупный, средний, мелкий: шесть линий (Орлика, Анода, Баяна, Заветного, Голубя, Лесного Орла) и 13 семейств (Нарочанки, Буланки, Бэры, Вишни, Голубки, Драпежки, Ивьи, Зорки, Пасты, Маланки, Сороки, Шипки, Лески).

Жеребец Анод 1 на срочную  доставку груза шагом расстояние 2 км прошел с силой тяги 150 кг за 14 мин 46 с. На максимальную грузоподъемность Анод 1 провез груз массой 19320 кг при  силе тяги 533 кг, которая составляла 98,7% от его живой массы. На тягловую выносливость с силой тяги 300 кг жеребец  Баян (1979 г.р.) провез груз 9 т на расстояние 1388 м.

Лучшее племенное поголовье  находится в колхозах и совхозах Гродненской, Минской и Брестской  областях. Ведущими хозяйствами в  типе конных заводов и племенными фермами являются э/б « Заречье» Смолевичского, колхоз-комбинат « Мир» Барановического, э/б « Нива» Лидского, племзавод « Кореличи» Кореличского, племхоз « Нача» Ляховичского, колхозы « Маяк» Ошмянсого, «Дружба народов» Сморгонского, « Советская Белоруссия» Слуцкого районов.

Латвийская упряжная порода. В создании породы использовали методы поглотительного и воспроизводительного скрещивания местных кобыл лесного типа с жеребцами упряжных, тяжелоупряжных и полукровных европейских пород. Работа по созданию латвийской упряжной породы проводилась в совхозе «Окте» и других племенных хозяйствах Латвии. Утверждена порода в 1952 г.

Латвийские упряжные лошади характеризуются крепкой конституцией, гармоничным телосложением, высокорослые с хорошо развитыми конечностями, хорошо развитой грудью. Основные масти: гнедая, вороная, караковая, рыжая и  бурая.

Средняя высота в холке  жеребцов – 165, длина туловища – 170, обхват груди – 198 и обхват пясти 23 см. Промеры кобыл соответственно меньше. Живая масса жеребцов – 650 кг, кобыл – 600 кг.

В породе выделяют два внутрипородных типа: спортивный и упряжной. На срочную  доставку груза шагом на расстояние 2 км. с силой тяги 150 кг лошади этой породы проходили за 13 мин. 36 сек.; на срочную доставку груза рысью  с силой тяги 50 кг. это расстояние – за 4 мин. 36,8 с; на тяговую выносливость в полозном приборе с силой  тяги 300 кг пройдено 1537 м; на максимальную силу тяги- 927,5 кг.

2.Особенности  кормления и содержания подсосных  и дойных кобыл.

Кормление и содержание подсосных  кобыл должно быть таким, чтобы обеспечить жеребенка достаточным количеством  молока, от которого зависит рост, развитие и здоровье его в течение длительного времени. Кобылье молоко – высококачественный диетический продукт. В нем довольно мало жира (1,6%) и белка (2,1%), но много сахара (7,1%). Оно относится к альбуминогенному молоку, в котором на долю альбумина и глобулина приходится 35% и более (в коровьем молоке – 15%).

После выжеребки у кобыл  начинается лактационный период. Рысистые матки дают в среднем за 6 мес  лактации около 1800 кг, а за 9 мес —  до 2500 кг молока. Матки верховых пород по своей молочной продуктивности не уступают рысистым. Наивысшую молочность имеют кобылы тяжелых упряжных пород: средний суточный удрй в первые три месяца подсосного периода у них составляет 18—20 кг молока, з следующие три месяца — около 13 кг и в последние три месяца — до 9 кг.

По своему химическому  составу молоко кобыл отличается от коровьего; в нем содержится значительно меньше белков, жира и минеральных веществ, но калорийность его примерно такая же, как и коровьего молока, в результате более высокого содержания сахара.

По ориентировочным расчетам подсосной кобыле на формирование 1 кг молока в дополнение к поддерживающему корму необходимо давать 0,33 корм. ед. и около 35 г переваримого протеина в сутки. Животным, используемым на работе, дополнительно надо давать еще 3—4 корм. ед.

Чтобы кобылы продуцировали  молоко полноценное по минеральному составу с достаточно высоким содержанием витаминов, им дают на 1 корм. ед. рациона 7—8 г кальция и 4—5 г фосфора; соль-лизунец— вволю; на 100 кг живой массы животные должны получать по 30—40 мг каротина и по 1000 ME витамина D в сутки.

В первые дни лактации кобыле дают только сено и 1,5—2 кг овсянки или  отрубей в виде густой каши; затем  дачу кормов постепенно увеличивают  и к 6—• 8-му дню переводят на полный рацион.

В стойловый период высокая  потребность лактирующей кобылы в энергии, протеине, минеральных  ве-» ществах и витаминах может  быть удовлетворена вы* сококачественным сеном и зерновыми кормами. Положительно влияют на молочность маток красная морковь, свекла или хороший силос, которые дают по 8—10 кг в сутки.

Летом основу кормления составляет трава естественных сухих пастбищ с преобладанием злаковых и злаково-бобовых или зеленый корм с искусственных лугов и полей. Из злаков лошади особенно охотно поедают овсяницы, мятлики, тимофеевку, кострецы, пырей, тонконог, из бобовых — клевера, люцерны и вику. Крупные матки съедают по 50—55 кг хорошей травы в сутки; если у жеребят в молочный период задерживается рост, то кобылам в дополнение к пастбищному корму дают зерновые углеводистые концентраты — овес, ячменную или кукурузную дерть.

Примерный суточный рацион лактирующей кобылы массой 600 кг может включать, кг: сено— 10, овсяную солому —2, кукурузную дерть —2, овес —3, ячменную дерть — 2, шрот подсолнечный — 1, отруби— 1, минерально-витаминный премикс — 0,5 и поваренную соль — 43 г.

Все корма должны быть хорошего качества. Недоброкачественные корма вызывают расстройство пищеварения у матери, способствуют возникновению желудочно-кишечных заболеваний и у жеребят.

Кобылье молоко и кисломолочные  продукты, приготовленные из него, обладают высокими диетически» ми и лечебными свойствами; по своему химическому составу молоко кобыл наиболее близко к женскому молоку. В ряде курортных учреждений и хозяйств имеются специальные конюшни, где содержат дойное стадо кобыл. Наиболее молочные матки башкирской и тяжеловозных пород. Вначале 50—70 % молока из вымени высасывает жеребенок, а оставшееся молоко выдаивают вручную или специальной доильной машиной.

Нормы кормления и корма  для дойных кобыл то же, что и  для подсосных; для содержания в  течение года дойной матки мелких пород требуется затратить около 40 ц корм. ед. и 420 кг переваримого протеина, матки крупных пород — 50 ц корм. ед. и 540 кг переваримого протеина.

Для получения довольно развитых жеребят и хорошей последующей  молочной продуктивности кобыл существенное значение содержат своевременная подготовка их к выжеребке и полноценное  кормление в этап лактации. Правильное кормление жеребых кобыл обеспечивает нормальное развитие плода и отложение  в их организме запаса питательных  в-в, необходимых для молокообразования  в I-е время после выжеребки. У  неплохо подготовленных к выжеребке  кобыл рождаются большие здоровые жеребята, отличающиеся повышенным приростом  живой многих в I-е мес. жизни. В  этап лактации подобные кобылы выделяют как правило немало молока. У плохо  подготовленных к выжеребке кобыл  рождаются слабые жеребята, а их молочность бывает невысокой. Это сдерживает рост и развитие молодняка в I-е  мес. его жизни и затягивает сроки  включения кобыл в доение. 

Информация о работе Классификация пород лошадей. Краткая характеристика одной основной породы в каждой группе