Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:31, реферат
В основе экологической классификации лежит ареал происхождения тех или иных пород лошадей. Обычно зоологические и экологические принципы классификации сочетаются. Франк и Неринг разделяли породы лошадей на группу восточных, отличающихся тонким легким и крепким костяком, вогнутым профилем, тонкой кожей, сухой конституцией, и группу западных пород, имеющих грубый костяк, толстую кожу, большую оброслость, сырую конституцию. К. Юарт выделял зональные группы лошадей плоскогорий, сходных по характеристике с восточными лошадьми; лесных, сходных с западными, но голова у них имеет прямой профиль, короткую и широкую лицевую часть. А. Браунер делил породы лошадей на два типа: южный и северный, подразделяя каждый из них на подгруппы прямолобых и груболобых лошадей. Зоологическая и экологическая классификация имеют ограниченное применение. Значительно шире используются зоотехнические классификации по хозяйственно-полезным признакам.
Создание тяжеловозных пород наиболее результативно проходило в Англии, Бельгии и Франции в 18-19 в.в.
Современные тяжеловозы представляют собой продукт длительной селекционной работы, направленной на увеличение размеров и массивности лошадей. Тяжеловозные породы незаменимы в сельском хозяйстве в виде тягловой рабочей силы и не утратили своего значения в наше время. Эти животные дают высококачественное диетическое мясо и ценнейший лечебный продукт – кумыс.
Русская тяжеловозная- порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.
Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.
Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние - поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.
Основные масти - рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.
Основные промеры для жеребцов, см: высота в холке 150, косая длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.
В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.
Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.
Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.
Советский тяжеловоз. Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.
Конституция советских тяжеловозов,
хотя и суше брабансонов, но все же
рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего
размера голову и шею; холка низкая;
грудная клетка широкая, средней
глубины; спина короткая и широкая;
очень широкий раздвоенный
Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 %), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.
Промеры жеребцов, см: высота в холке 161,5; косая длина туловища 167,2; обхват груди 206,6 и обхват пясти 24; промеры кобыл соответственно меньше.
В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.
Представители породы ценятся за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.
Племенным разведением породы
занимаются Починковский, Перевозский
и Мордовский конные заводы России,
а также племенные фермы
Литовская тяжелоупряжная порода:Порода выведена путем сложного скрещивания местных жмудских лошадей с лошадьми тяжеловозных пород, преимущественно с арденами из Швеции. Важную роль в создании породы сыграли Нямунская, Вильнюсская,Судавская государственные конюшни и племенные рассадники. Порода утверждена в 1963 г.
Лошади литовской
Масть в основном рыжая, часть со светлой гривой и хвостом, гнедая, бурая и рыже-чалая, реже соловая.
Литовские тяжеловозы имеют
очень высокую
В породе имеется 9 линий и 13 семейств. Лошадей породы широко используют как рабочепользовательных животных и для улучшения местного конского поголовья в РФ, на Украине и в РБ, а также для убоя на мясо.
Упряжные породы лошадей разводились в основном в двух направлениях: легкоупряжном - для разъездов и упряжном - для транспортных работ в экипажах и сельскохозяйственных работ.
Белорусская упряжная порода - современный тип белорусской упряжной лошади формировался в итоге многовековой селекции и сложного воспроизводительного скрещивания аборигенных местных лошадей лесного типа с жеребцами заводских пород: шведской, арденской, арабской, русской тяжеловозной и орловской. До 1941 г. улучшение популяции называлось ошмянское, а с 1946 г. – белорусской упряжной.
Сложение белорусских лошадей гармоничное, туловище несколько растянуто, мускулатура развита хорошо, темперамент добронравный, движения свободные. Тип конституции в основном плотный и крепкий.
Формы экстерьера хорошо развиты: голова пропорциональна; ганаши поставлены широко; холка средняя; лопатка, спина и поясница длинные; круп средний и раздвоенная; грудная клетка широкая и глубокая; постановка конечностей широкая; копыта большие, копытный рог плотный.
Промеры белорусской упряжной породы для жеребцов составляют, см.: высота в холке 154-156, косая длина туловища 159-162, обхват груди 189-193 и обхват пясти 21,7; для кобыл соответственно- 149-151, 158-161, 182-186 и 20,2-21,2.
Масть в основном буланая, мышастая и соловая, стойко передается по наследству. Приметами породы является темная полоса вдоль спины, «зеброидность» на плечах и конечностях.
В породе выделено три типа: крупный, средний, мелкий: шесть линий (Орлика, Анода, Баяна, Заветного, Голубя, Лесного Орла) и 13 семейств (Нарочанки, Буланки, Бэры, Вишни, Голубки, Драпежки, Ивьи, Зорки, Пасты, Маланки, Сороки, Шипки, Лески).
Жеребец Анод 1 на срочную доставку груза шагом расстояние 2 км прошел с силой тяги 150 кг за 14 мин 46 с. На максимальную грузоподъемность Анод 1 провез груз массой 19320 кг при силе тяги 533 кг, которая составляла 98,7% от его живой массы. На тягловую выносливость с силой тяги 300 кг жеребец Баян (1979 г.р.) провез груз 9 т на расстояние 1388 м.
Лучшее племенное поголовье находится в колхозах и совхозах Гродненской, Минской и Брестской областях. Ведущими хозяйствами в типе конных заводов и племенными фермами являются э/б « Заречье» Смолевичского, колхоз-комбинат « Мир» Барановического, э/б « Нива» Лидского, племзавод « Кореличи» Кореличского, племхоз « Нача» Ляховичского, колхозы « Маяк» Ошмянсого, «Дружба народов» Сморгонского, « Советская Белоруссия» Слуцкого районов.
Латвийская упряжная порода. В создании породы использовали методы поглотительного и воспроизводительного скрещивания местных кобыл лесного типа с жеребцами упряжных, тяжелоупряжных и полукровных европейских пород. Работа по созданию латвийской упряжной породы проводилась в совхозе «Окте» и других племенных хозяйствах Латвии. Утверждена порода в 1952 г.
Латвийские упряжные лошади
характеризуются крепкой
Средняя высота в холке жеребцов – 165, длина туловища – 170, обхват груди – 198 и обхват пясти 23 см. Промеры кобыл соответственно меньше. Живая масса жеребцов – 650 кг, кобыл – 600 кг.
В породе выделяют два внутрипородных типа: спортивный и упряжной. На срочную доставку груза шагом на расстояние 2 км. с силой тяги 150 кг лошади этой породы проходили за 13 мин. 36 сек.; на срочную доставку груза рысью с силой тяги 50 кг. это расстояние – за 4 мин. 36,8 с; на тяговую выносливость в полозном приборе с силой тяги 300 кг пройдено 1537 м; на максимальную силу тяги- 927,5 кг.
2.Особенности
кормления и содержания
Кормление и содержание подсосных
кобыл должно быть таким, чтобы обеспечить
жеребенка достаточным
После выжеребки у кобыл начинается лактационный период. Рысистые матки дают в среднем за 6 мес лактации около 1800 кг, а за 9 мес — до 2500 кг молока. Матки верховых пород по своей молочной продуктивности не уступают рысистым. Наивысшую молочность имеют кобылы тяжелых упряжных пород: средний суточный удрй в первые три месяца подсосного периода у них составляет 18—20 кг молока, з следующие три месяца — около 13 кг и в последние три месяца — до 9 кг.
По своему химическому составу молоко кобыл отличается от коровьего; в нем содержится значительно меньше белков, жира и минеральных веществ, но калорийность его примерно такая же, как и коровьего молока, в результате более высокого содержания сахара.
По ориентировочным расчетам подсосной кобыле на формирование 1 кг молока в дополнение к поддерживающему корму необходимо давать 0,33 корм. ед. и около 35 г переваримого протеина в сутки. Животным, используемым на работе, дополнительно надо давать еще 3—4 корм. ед.
Чтобы кобылы продуцировали молоко полноценное по минеральному составу с достаточно высоким содержанием витаминов, им дают на 1 корм. ед. рациона 7—8 г кальция и 4—5 г фосфора; соль-лизунец— вволю; на 100 кг живой массы животные должны получать по 30—40 мг каротина и по 1000 ME витамина D в сутки.
В первые дни лактации кобыле дают только сено и 1,5—2 кг овсянки или отрубей в виде густой каши; затем дачу кормов постепенно увеличивают и к 6—• 8-му дню переводят на полный рацион.
В стойловый период высокая
потребность лактирующей кобылы
в энергии, протеине, минеральных
ве-» ществах и витаминах
Летом основу кормления составляет трава естественных сухих пастбищ с преобладанием злаковых и злаково-бобовых или зеленый корм с искусственных лугов и полей. Из злаков лошади особенно охотно поедают овсяницы, мятлики, тимофеевку, кострецы, пырей, тонконог, из бобовых — клевера, люцерны и вику. Крупные матки съедают по 50—55 кг хорошей травы в сутки; если у жеребят в молочный период задерживается рост, то кобылам в дополнение к пастбищному корму дают зерновые углеводистые концентраты — овес, ячменную или кукурузную дерть.
Примерный суточный рацион лактирующей кобылы массой 600 кг может включать, кг: сено— 10, овсяную солому —2, кукурузную дерть —2, овес —3, ячменную дерть — 2, шрот подсолнечный — 1, отруби— 1, минерально-витаминный премикс — 0,5 и поваренную соль — 43 г.
Все корма должны быть хорошего качества. Недоброкачественные корма вызывают расстройство пищеварения у матери, способствуют возникновению желудочно-кишечных заболеваний и у жеребят.
Кобылье молоко и кисломолочные продукты, приготовленные из него, обладают высокими диетически» ми и лечебными свойствами; по своему химическому составу молоко кобыл наиболее близко к женскому молоку. В ряде курортных учреждений и хозяйств имеются специальные конюшни, где содержат дойное стадо кобыл. Наиболее молочные матки башкирской и тяжеловозных пород. Вначале 50—70 % молока из вымени высасывает жеребенок, а оставшееся молоко выдаивают вручную или специальной доильной машиной.
Нормы кормления и корма для дойных кобыл то же, что и для подсосных; для содержания в течение года дойной матки мелких пород требуется затратить около 40 ц корм. ед. и 420 кг переваримого протеина, матки крупных пород — 50 ц корм. ед. и 540 кг переваримого протеина.
Для получения довольно развитых
жеребят и хорошей последующей
молочной продуктивности кобыл существенное
значение содержат своевременная подготовка
их к выжеребке и полноценное
кормление в этап лактации. Правильное
кормление жеребых кобыл