Торгово-экономические отношения России и Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:07, биография

Краткое описание

Однако во второй половине 90-х годов Россия постепенно стала отходить от односторонней ориентации на Запад и начала проводить линию на диверсификацию своих внешнеполитических связей, что, несомненно, больше отвечает ее национальным интересам.
Целью же данной работы будет попытка анализа российско-индийских двусторонних контактов во всех сферах и на всех уровнях на современном этапе, но при этом будут затронуты и более ранние отношения двух выбранных мною стран.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Политические отношения России и Индии …………………...4
Политические отношения СССР и Индии …………………………………….....4
1.2 Современный этап развития российско-индийских отношений ………………...6
Глава 2. Торговые отношения России и Индии ………………………...8
2.1 Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии……………………………………...8
2.2 Товарооборот между странами…………………………………………………..……9
2.3 Сотрудничество в области электроэнергетики………………………………………11
Сотрудничество в области нефтегазовой промышленности………………………..11
2.5 Сотрудничество в области атомной энергетики…………………………………….13
2.6 Сотрудничество в области фармацевтики……………………………………………14
2.7 Сотрудничество в области гражданской авиации……………………………………14
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отношений России и Индии ……………………………………………………………..16
3.1 Таможенный барьер на пути индийских товаров в Россию………………………...16
3.2 Стратегия развития России по отношению к Индии…………………………….….16
Заключение ……………………………………………………………………………..…18
Список литературы ………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Индия.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

   Федеральное агентство по образованию

   Государственное образовательное учреждение

   высшего профессионального образования

   «

   » 
 

   ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА 

По дисциплине:

«Торгово-экономические  отношения на современном этапе» 

На тему:

«Торгово-экономические  отношения России и Индии» 
 
 
 
 
 

                     Выполнил:

                студент 4 курса,

                дневного  отделения, 
                 

                     Проверила:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011 г. 

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Политические отношения  России и Индии …………………...4

    1. Политические отношения СССР и Индии …………………………………….....4

1.2     Современный этап развития российско-индийских отношений ………………...6

Глава 2. Торговые отношения  России и Индии ………………………...8 

2.1 Торгово-экономическое  сотрудничество России и Индии……………………………………...8

2.2 Товарооборот  между странами…………………………………………………..……9

2.3 Сотрудничество в области электроэнергетики………………………………………11

    1. Сотрудничество в области нефтегазовой промышленности………………………..11

2.5 Сотрудничество  в области атомной энергетики…………………………………….13

2.6 Сотрудничество в области фармацевтики……………………………………………14

2.7 Сотрудничество  в области гражданской авиации……………………………………14

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отношений России и Индии ……………………………………………………………..16 

3.1 Таможенный  барьер на пути индийских товаров  в Россию………………………...16

3.2 Стратегия  развития России по отношению к Индии…………………………….….16 

Заключение ……………………………………………………………………………..…18

Список литературы ………………………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

      Российско-индийские отношения имеют многовековую историю , которая началась с путешествия А. Никитина и непрерывно продолжается до наших дней. Иногда наши контакты развивались очень динамично ,а иногда несколько утихали ,но при этом никогда не прекращались полностью и не переходили в стадию открытой конфронтации.

     Сотрудничество  России и Индии никогда не  омрачалось конфликтами, всегда  было сотрудничеством равноправных, уважающих друг друга государств  и народов. 

    Обе страны  сохраняют большие возможности  для взаимодействия во многих  областях, в том числе в мировых  делах. Несмотря на нынешние  трудности, Россия остается крупной  евроазиатской державой. Да и  "вес" Индии, страны с миллиардным  населением, активно наращивающей  свой экономический, технологический  и научный потенциал, заметно  возрос. Вопрос о том, как будут  развиваться отношения России  и Индии в XXI веке, имеет большое  значение не только для наших  стран, но и всего мирового  сообщества. Оценивая перемены в  российско-индийских отношениях, нельзя  не учитывать, что сегодняшняя  Россия сталкивается ныне с  иными проблемами, чем в прежние  времена Советский Союз. На первый  план вышли проблемы отношений  со странами СНГ, другими приграничными  государствами, с НАТО.

     Поворот  новой России к Западу в  начале 90-х годов был органически  связан с внутренними переменами  в стране и логически вписывался  в общую картину развития событий.  К сожалению, это происходило  при одновременной утрате ее  позиций на Востоке. Такая внешнеполитическая  ориентация во многом стала  результатом стратегии, ставившей  под сомнение вопрос о том,  нужно ли России быть глобальной  державой с широкими геополитическими  интересами, стратегии, предполагавшей  ограничить ее влияние ближайшей  периферией и даже как бы  замкнуться в себе.

     Однако  во второй половине 90-х годов  Россия постепенно стала отходить  от односторонней ориентации  на Запад и начала проводить  линию на диверсификацию своих  внешнеполитических связей, что,  несомненно, больше отвечает ее  национальным интересам.

     Целью же данной работы будет попытка анализа российско-индийских двусторонних контактов во всех сферах и на всех уровнях на современном этапе, но при этом будут затронуты и более ранние отношения двух выбранных мною стран. 
 
 

Глава 1. Политические отношения  России и Индии.

1.1 Политические отношения СССР и Индии

      О распаде СССР в 1991 г. скорбели не только 'твердокаменные' члены КПСС, но и индийские политические лидеры. Москва была союзницей Дели с начала шестидесятых, и без колебаний использовала свое право вето, чтобы США, Британия и Китай не могли создать Индии сложности по кашмирской проблеме в Совете Безопасности ООН. Вооруженные силы Индии, особенно ВВС, оснащались советской техникой. С технической и финансовой помощью Советского Союза в Индии строились металлургические заводы, машиностроительные предприятия, и ряд других объектов. В 1971 г., когда президент Ричард Никсон (враждебно относившийся к Индии, как и его госсекретарь Генри Киссинджер (Henry Kissinger)) направил Седьмой флот с ядерным оружием на борту в Бенгальский залив, чтобы помешать Индии добиться полной победы в войне с Пакистаном из-за Мукти Бахини (нынешней Бангладеш), премьер Алексей Косыгин отдал приказ советскому Шестому флоту взять курс на тот же район. Тем самым он сокрушил решимость Никсона защитить территориальную целостность Пакистана - страны, способствовавшей сближению Вашингтона с Китаем.

       За просоветскую ориентацию Индии  несла ответственность не столько  она сама, сколько западные державы.  США в своем анализе обстановки  в этой стране опирались на  советы Лондона, а тот все  еще придерживался черчиллевской традиции - поддерживать 'храбрых мусульман', а не 'непостоянных индусов'. Все прекрасно знали, что Великобритания отводила Исламабаду роль противовеса 'ненадежной' Индии, а также 'мостика' для налаживания отношений с мусульманскими странами, расположенными к западу от Пакистана. Поэтому, начиная с 1950-х гг. Лондон (и следовавший в его фарватере Вашингтон) постоянно оказывали на Индию давления, требуя, чтобы она передала Пакистану штат Кашмир с преимущественно мусульманским населением. В 1962 г., после поражения в конфликте с Китаем, вторгнувшимся в северо-восточные районы Индии, Дели был готов стать союзником США - в то время его сближение с Москвой еще только намечалось. Эту инициативу, однако, загубила грубая напористость британского министра по делам Содружества Данкена Сэндиса и американцев, которые плелись у него в хвосте.

После распада  СССР Дели вновь обратил взоры  на Вашингтон в качестве потенциального союзника, способного заменить Москву. Однако Белый дом потребовал уступок  по Кашмиру, которые по сути привели бы к утрате Индией контроля над этим штатом. Естественно, Дели не уступил подобному неприкрытому давлению. Лишь через десять лет, уже при другом президенте - Джордже Буше-младшем - США наконец осознали выгоды от хороших отношений с Индией и начали относиться к ней, как к главному союзнику в регионе.

      А что же прежний союзник  - Москва? Здесь индийская элита,  как это часто с ней бывает, не поспевала за развитием  событий. Индия стала единственной  страной мира, официально поддержавшей  путчистов, пытавшихся в 1991 г.  свергнуть Михаила Горбачева  - что, мягко говоря, не прибавило  Дели политических очков в  отношениях с президентом СССР  и его преемником, российским лидером Борисом Ельциным. В результате негибкой позиции Индии в поддержку КПСС ее отношения с Россией при Ельцине оставались прохладными. Москва в тот момент была 'очарована' Западом - ее иллюзии на этот счет развеялись лишь позднее. В результате цены на российские вооружения выросли, их поставки утратили регулярность, а количество совместных проектов свелось фактически к нулю. Это происходило несмотря на то, что Индия была единственной страной, готовой расплачиваться с Москвой по старому курсу рубля, хотя эта некогда респектабельная валюта чрезвычайно обесценилась. Этот великодушный жест (за которым стоял никто иной, как Манмохан Сингх, занимавший в то время пост министра финансов) стоил небогатой Индии более 12 миллиардов долларов, однако Дели счел его необходимым ради сохранения отношений и обеспечения бесперебойных поставок военного оборудования. Впрочем, ни одной из этих целей добиться не удалось. При Ельцине связи с Россией ослабли, а администрация Клинтона в то время не желала союзнических отношений с Индией. Более того, тогда Госдепартамент и Министерство торговли даже рекомендовали бизнесменам воздерживаться от инвестиций в индийскую экономику, называя ее 'одной из самых опасных стран мира' в плане капиталовложений.

       Лишь после того, как в 1999 г.  выходцы из КГБ оттеснили от  власти в России различные  мафиозные группировки, поддерживавшиеся  Ельциным, в отношениях с Индией  началось потепление. Новый президент  РФ Владимир Путин в отличие  от своего предшественника не  был поклонником Запада. Он поставил  своей целью возвращение России  сверхдержавного статуса, ее превращение  из 'придатка' Запада в его противовес. Взглянув на карту Азии, Путин  согласился с мнением своих  бывших коллег по КГБ о том,  что возобновление союзнических  отношений с Индией отвечает  интересам Москвы. Примерно с  2003 г. российское военное снаряжение  вновь стало регулярно доставляться  в Индию гигантскими транспортными  самолетами, причем его качество  значительно повысилось.

      Именно из-за высоких цен на  российское оружие Индия сегодня  рассматривает США в качестве  альтернативного поставщика. По  мере развития отношений между  двумя странами возможна передача  Индии нескольких кораблей из  состава ВМС США - после переоборудования  они могут быть направлены, к  примеру, на борьбу с пиратством. С учетом проблем, от которых  с 1992 г. страдает российско-индийское  военно-техническое сотрудничество, можно предположить, что в ближайшие  несколько лет Америка заменит  Россию в качестве 'поставщика  номер один' для вооруженных сил  Индии. Конечно, Москва будет  и дальше получать большие  прибыли от сотрудничества с  Индией - например, строительства АЭС.  Кроме того, у нее есть другой  клиент, более богатый, чем Дели - Пекин. Параллельно с индийско-американским  сближением аналогичный процесс  происходит в отношениях между  Россией и Китаем.  Несколько  научно-исследовательских центров  в России выживают исключительно  за счет китайских заказов,  а с тех пор как в 2002 г.  пост генерального секретаря  КПК перешел от Цзянь Цземиня к Ху Цзиньтао, стратегическое партнерство между Китаем и Россией приобрело куда более прочный характер, чем в свое время отношения между СССР и Индией.

1.2 Современный этап развития российско-индийских отношений

     Начало 2008 года в отношениях Индии и России было ознаменовано не менее ярким и примечательным событием, чем конец 2007: почти сразу после успешного визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Москву в ноябре 2007 года, российский премьер-министр Виктор Зубков возглавил делегацию, посетившую Индию с визитом на высоком уровне 12-13 февраля 2008 года. В делегацию входили российские министры, официальные лица и бизнесмены. Российский премьер вместе с индийским коллегой Манмоханом Синхом торжественно открыл "Год России в Индии" в ходе зрелищной церемонии, проходившей у самых стен Старого Форта 12 февраля.

     В течение всего 2008 года Дели и множество других городов Индии поспешат приветствовать лучшее из российской культуры и искусства. Господин Зубков встретился с премьер-министром, увиделся с президентом и вице-президентом. Кроме того, он провел весьма содержательные встречи с нашим министром иностранных дел, министром финансов и лидером оппозиции Лок Сабха.

      По заранее запланированному  рабочему графику во время  этого же визита российский  премьер посетил второй съезд  Российско-Индийского Торгово-Экономического  Форума. В мероприятии приняли  участие более 500 представителей  бизнеса из общественного и  частного сектора обеих стран.  Одним из его наиболее значимых  результатов стало решение о  создании Совета генеральных  директоров при Деловом совете  по сотрудничеству с Индией. Создание  подобного совета должно послужить  хорошим стимулом и стать еще  одним эффективным толчком к  дальнейшему развитию отношений  между бизнесами двух стран.  Такая инициатива возникла очень  своевременно: ведь уже в скором  времени будет необходимо, чтобы  успешные частные предприниматели  обеих стран имели определяющее  значение для торговых отношений  между Россией и Индией. Во-вторых, отдельная группа (Joint Task Force) будет теперь контролировать соблюдение рекомендаций совместной исследовательской группы относительно того, что развитие торговых и экономических отношений между Россией и Индией можно вывести на новый уровень путем устранения факторов, препятствующих двусторонней торговле и отношениям. Эта группа будет рассматривать возможности реализации Соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве (СЕСА). На II Российско-Индийском форуме по торговле и инвестициям мэтры индийской и российской промышленности и финансового сектора встретились, чтобы обсудить перспективы сотрудничества в информационных технологиях, финансовом секторе, энергетике и других ключевых сферах, таких как: транспорт, инфраструктура, металлургия и добыча полезных ископаемых. Значимо также то, что визит премьер-министра Зубкова в Индию совпал по времени с торжественными церемониями открытия в индийской столице офисов Внешторгбанка (ВТБ) и АФК Система - российского гиганта в сфере телекоммуникаций.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Индии