История открытий каналов в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:53, творческая работа

Краткое описание

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Работы по сооружению канала начались в 1775 году.
Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы.

Вложенные файлы: 1 файл

65_kanaly.pptx

— 675.46 Кб (Скачать файл)

Выполнили: Скалабан Анна,

Виноградова Екатерина

10 «Б» класс

 

КАНАЛЫ

       Водный канал (лат. canalis — труба, жёлоб) — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

       В зависимости от предназначения каналы делятся на несколько видов:

                • мелиоративные
                • водопроводные
                • энергетические
                • судоходные

 

Понятие и виды каналов

Днепро-бугский канал

 

Судоходный канал на территории Полесья в Белоруссии, построенный в период с 1775 по 1783 год.

Соединяет реки Пина и Мухавец .

Общая длина 244 км.

 

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Работы по сооружению канала начались в 1775 году.

Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы.

Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск.

 

Строительство

Использование

 

    • В 19 и начале 20 века канал имел для Российской империи стратегическое значение. Он был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Черное моря.
    • В 1919 территория канала оказалась в составе Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию.
    • В июне 1941 канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Однако весной 1943 партизанами были взорваны шлюзы, канал был выведен из строя.
    • После освобождения Беларуси началось активное восстановление канала.
    • В советское время развитие канала не прекращалось. В связи с ростом перевозок и эксплуатацией более крупных судов в период с 1952 по 1956 шлюзованный участок канала продлён на 50 км.
    • В 1976г начались работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну — 40 м, глубина — 240 см, радиус закругления — 400 м).
    • В период с 1978 по 1991 было извлечено 17,58 млн м3 грунта и реконструировано 244 км водного пути.
    • За период с 1973 по 1922г было построено вместо деревянных 7 водопропускных плотин и 8 водоспусков из железобетона.

 

     Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск— Варшава — Брест — Пинск — Мозырь —Киев — Херсон).

     С  помощью канала теоретически  возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей.  Но сквозное судоходство по  этому водному пути пока невозможно, так как участок от Бреста  до Варшавы по реке Западный  Буг не судоходен , а также  река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

    В 1997 Советом  Министров РБ принята программа  развития речных и морских  перевозок до 2010, включающая план  реконструкции гидротехнических  сооружений Днепровско-Бугского канала. В ходе выполнения программы осуществлена реконструкция шлюзов, замена устаревших гидротехнических сооружений и другие виды работ.

    

 

Современное состояние

    • Августовский канал — судоходный канал в Польше и в Гродненской области Беларуси, соединяет реки Вислу и Неман .
    • Памятник гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО
    • Длина 101,2 км, в том числе 22 км на территории Белоруссии, около 79 км на территории Польши.
    • Включает ряд шлюзов и разводных мостов.
    • В белорусской части канала расположены три шлюза: Немново, Домбровка и Валкушак и две плотины.
    • По шлюзу Кужинец проходит белорусско-польская государственная граница

 

 

 

 

Августовский канал

    • Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому.
    • Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский . Основные работы были закончены к 1830 году. Во время вплоть до её подавления работы не велись.
    • Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана.
    • Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.
    • Последняя часть канала, которая должна была бы соединить новый торговый путь с латвийским портом Вентспилс, не была построена — способствовало этому Польское восстание. А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались.
    • Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно.

 

История строительства

Канал соединяет 7 естественных озёр (Нецко, Бяле, Студзеничне, Орле, Панево, Кшиве и Микашево) и 11 рек( Бебжа, Нетта, Чёрная Ганча, Клёновница, Пласка, Микашувка, Перкуця, Шлямица, Волкушанка, Осташанка и Неман).

Канал предлагает туристам различные возможности. Непревзойденные  красоты отличаются девственной  чистотой природных ландшафтов хвойного леса и озёр.

Большинство туристов предпочитают путешествовать вдоль  канала на байдарках, каноэ, моторках и  ловить рыбу. Также возможно посетить часть Канала и Августовские озера  на прогулочном речном трамвайчике  с польской территории.

В Польше на канале расположен город Августов.

 

 

Туризм

Построен в 1767—1783 гг., соединяет реки Ясельда и Шавра, частью канала является озеро Выгонощанское.

Разрушен во время Второй мировой войны, после чего не реконструировался. Использовался для сплава леса, а  также пассажирских перевозок.

В настоящее время не используется.

Длина 47 км

 

 

Канал Огинского

Канал назван в  честь Михаила Казимира Огинского, инициатора строительства.

Строительство обошлось в 12 миллионов злотых, большую часть  которых выделил Матей Бутримович. Также он выполнял всю организационную  работу: приглашал специалистов, нанимал  рабочих.

     В  1783 году канал был сдан в  эксплуатацию. Ежедневно курсировали  пароходы: Пинск — Телеханы, Пинск — Слоним.

     Канал  сильно пострадал в Первую  мировую войну. Все гидротехнические  сооружения были взорваны и  сожжены. 

     Канал  использовался до 1941г. 

     Во  время Второй мировой войны шлюзы  были полностью разрушены и  их больше не восстанавливали. 

     Канал  превратился в туристический  объект.

 

 

История

    • Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина - 50 сантиметров.
    • Возведенные после Второй мировой войны  коммуникации и мосты не позволяют использовать канал для судоходства.
    • Неоднократно предлагались проекты по восстановлению канала, однако было принято решение о неэффективности данных мероприятий.
    • По предварительным расчётам, реконструкция Огинского канала потребует свыше 40 млрд рублей

 

Современное состояние и перспективы

Березинский канал  — искусственный водный путь, соединявший  бассейн Днепра с рекой Западная Двина.

Протяжённость — 162,1 км.

Имелось 14 шлюзов и полушлюзов и 4 бейшлота.

Эксплуатировалась преимущественно в XIX веке.

 

Березинский канал

Первые проекты  соединения Днепра с Западной Двиной разработаны в 1701.

Идея Березинского канала принадлежит польскому дворянину  Чацкому (1794).

Березинская водная система была построена в 1797—1805.

Реконструировалась  в 1810—1812, 1823—1836, 1870—1880-х годах.

 

 

История строительства

    • Система способствовала вывозу сельхозпродукции и сырья, а также леса из Могилёвской и Минской губерний к Рижскому порту.
    • До 1817 и с 1880-х годов осуществлялось судоходство.
    • Конкуренция железных дорог привела к упадку системы в начале XX века. Тем не менее, ещё до 1941 года по части системы сплавляли лес, но во время войны шлюзы были взорваны и каналы окончательно пришли в упадок.
    • В настоящее время часть каналов используется туристами — энтузиастами путешествий по водным путям.

 

 

Использование

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ


Информация о работе История открытий каналов в Беларуси