Выполнили: Скалабан
Анна,
Виноградова Екатерина
10 «Б» класс
КАНАЛЫ
Водный канал (лат. canalis — труба, жёлоб)
— искусственная водная артерия, предназначенная
для сокращения водных маршрутов или для
перенаправления потока воды.
В зависимости от предназначения каналы
делятся на несколько видов:
- мелиоративные
- водопроводные
- энергетические
- судоходные
Понятие
и виды каналов
Днепро-бугский
канал
Судоходный канал на
территории Полесья в Белоруссии,
построенный в период с 1775 по 1783
год.
Соединяет реки Пина
и Мухавец .
Общая длина 244 км.
Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Работы по сооружению канала начались в 1775 году.
Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы.
Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск.
Строительство
Использование
- В 19 и начале 20 века канал имел для Российской империи стратегическое значение. Он был единственным судоходным каналом — внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Черное моря.
- В 1919 территория канала оказалась в составе Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию.
- В июне 1941 канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Однако весной 1943 партизанами были взорваны шлюзы, канал был выведен из строя.
- После освобождения Беларуси началось активное восстановление канала.
- В советское время развитие канала не прекращалось. В связи с ростом перевозок и эксплуатацией более крупных судов в период с 1952 по 1956 шлюзованный участок канала продлён на 50 км.
- В 1976г начались работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну — 40 м, глубина — 240 см, радиус закругления — 400 м).
- В период с 1978 по 1991 было извлечено 17,58 млн м3 грунта и реконструировано 244 км водного пути.
- За период с 1973 по 1922г было построено вместо деревянных 7 водопропускных плотин и 8 водоспусков из железобетона.
Согласно Европейскому соглашению о
важнейших внутренних водных путях международного
значения от 19 января 1996 года канал
является частью магистрального Днепровско-Вислянского
водного пути Е-40 (Гданьск— Варшава — Брест — Пинск — Мозырь —Киев — Херсон).
С
помощью канала теоретически
возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей.
Но сквозное судоходство по
этому водному пути пока невозможно,
так как участок от Бреста
до Варшавы по реке Западный
Буг не судоходен , а также
река Мухавец перегорожена в Бресте
глухой плотиной.
В 1997 Советом
Министров РБ принята программа
развития речных и морских
перевозок до 2010, включающая план
реконструкции гидротехнических
сооружений Днепровско-Бугского канала.
В ходе выполнения программы осуществлена
реконструкция шлюзов, замена устаревших
гидротехнических сооружений и другие
виды работ.
Современное состояние
- Августовский канал — судоходный канал в Польше и в Гродненской области Беларуси, соединяет реки Вислу и Неман .
- Памятник гидротехнического зодчества, расположен в особо охраняемой зоне ЮНЕСКО
- Длина 101,2 км, в том числе 22 км на территории Белоруссии, около 79 км на территории Польши.
- Включает ряд шлюзов и разводных мостов.
- В белорусской части канала расположены три шлюза: Немново, Домбровка и Валкушак и две плотины.
- По шлюзу Кужинец проходит белорусско-польская государственная граница
Августовский канал
- Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому.
- Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский . Основные работы были закончены к 1830 году. Во время вплоть до её подавления работы не велись.
- Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана.
- Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.
- Последняя часть канала, которая должна была бы соединить новый торговый путь с латвийским портом Вентспилс, не была построена — способствовало этому Польское восстание. А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались.
- Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно.
История строительства
Канал соединяет
7 естественных озёр (Нецко, Бяле, Студзеничне,
Орле, Панево, Кшиве и Микашево) и 11 рек( Бебжа, Нетта, Чёрная
Ганча, Клёновница, Пласка, Микашувка,
Перкуця, Шлямица, Волкушанка, Осташанка
и Неман).
Канал предлагает
туристам различные возможности. Непревзойденные
красоты отличаются девственной
чистотой природных ландшафтов хвойного
леса и озёр.
Большинство туристов
предпочитают путешествовать вдоль
канала на байдарках, каноэ, моторках и
ловить рыбу. Также возможно посетить
часть Канала и Августовские озера
на прогулочном речном трамвайчике
с польской территории.
В Польше на канале
расположен город Августов.
Туризм
Построен в 1767—1783 гг.,
соединяет реки Ясельда и Шавра,
частью канала является озеро Выгонощанское.
Разрушен во время Второй
мировой войны, после чего не реконструировался.
Использовался для сплава леса, а
также пассажирских перевозок.
В настоящее время
не используется.
Длина 47 км
Канал Огинского
Канал назван в
честь Михаила
Казимира Огинского, инициатора строительства.
Строительство обошлось
в 12 миллионов злотых, большую часть
которых выделил Матей Бутримович.
Также он выполнял всю организационную
работу: приглашал специалистов, нанимал
рабочих.
В
1783 году канал был сдан в
эксплуатацию. Ежедневно курсировали
пароходы: Пинск — Телеханы, Пинск — Слоним.
Канал
сильно пострадал в Первую
мировую войну. Все гидротехнические
сооружения были взорваны и
сожжены.
Канал
использовался до 1941г.
Во
время Второй мировой войны шлюзы
были полностью разрушены и
их больше не восстанавливали.
Канал
превратился в туристический
объект.
История
- Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина - 50 сантиметров.
- Возведенные после Второй мировой войны коммуникации и мосты не позволяют использовать канал для судоходства.
- Неоднократно предлагались проекты по восстановлению канала, однако было принято решение о неэффективности данных мероприятий.
- По предварительным расчётам, реконструкция Огинского канала потребует свыше 40 млрд рублей
Современное состояние и перспективы
Березинский канал
— искусственный водный путь, соединявший
бассейн Днепра с рекой Западная
Двина.
Протяжённость —
162,1 км.
Имелось 14 шлюзов
и полушлюзов и 4 бейшлота.
Эксплуатировалась
преимущественно в XIX веке.
Березинский
канал
Первые проекты
соединения Днепра с Западной Двиной
разработаны в 1701.
Идея Березинского
канала принадлежит польскому дворянину
Чацкому (1794).
Березинская водная
система была построена в 1797—1805.
Реконструировалась
в 1810—1812, 1823—1836, 1870—1880-х годах.
История
строительства
- Система способствовала вывозу сельхозпродукции и сырья, а также леса из Могилёвской и Минской губерний к Рижскому порту.
- До 1817 и с 1880-х годов осуществлялось судоходство.
- Конкуренция железных дорог привела к упадку системы в начале XX века. Тем не менее, ещё до 1941 года по части системы сплавляли лес, но во время войны шлюзы были взорваны и каналы окончательно пришли в упадок.
- В настоящее время часть каналов используется туристами — энтузиастами путешествий по водным путям.
Использование
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ