Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:19, реферат
Водохозяйственная политика Узбекистана нацелена на рациональное водопользование и охрану водных ресурсов, повышение эффективности и надежности управления водохозяйственным комплексом страны, обеспечение гарантированной доставки воды и оказания необходимых услуг и сервиса обществу и природным экосистемам путем выделения ресурсов для реконструкции существующей инфраструктуры, ее эксплуатации и технического обслуживания.
-В 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве».
Введение
1. Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
2. Использование водных ресурсов в Узбекистане
3.Основные приоритеты водохозяйственной деятельности
4.Концепция интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР)
Заключение
Использованная литература
VАссоциации водопотребителей,
другие негосударственные некоммерческие
организации в соответствии со своими
уставами и граждане оказывают содействие
государственным органам в осуществлении
мероприятий по рациональному использованию,
охране вод и водных объектов. Государственные
органы при проведении этих мероприятий
могут учитывать предложения ассоциаций
водопотребителей, других негосударственных
некоммерческих организаций, а также граждан.
3.Основные приоритеты водохозяйственной деятельности
-Основными приоритетами водохозяйственной деятельности являются:
- водосбережение во всех
сферах потребления и
развитие систем водоснабжения населения качественной питьевой водой;
восстановление плодородия почв - поддержание благоприятного водно-солевого режима в корневой зоне;
предотвращение водной и ветровой эрозии почв, рациональное использование и охрана растительного покрова горно-предгорной и пустынно-пастбищной зон;
смягчение негативных последствий эколого-экономического кризиса в Приаралье на основе комплексного решения взаимосвязанных региональных и национальных проблем.
VУсилия Республики Узбекистан по созданию нового национального законодательства с целью придания большей устойчивости развитию получили самую высокую оценку. За шестнадцать лет независимости в Узбекистане разработаны стратегии по усилению защиты окружающей среды, созданию систем управления, использования природных ресурсов и разработке комплексной природоохранной политики.
-Введены в действие более 80
законов и подзаконных актов, напрямую
или косвенно связанных с охраной природы
и регулирующих вопросы управления рациональным
использованием природных ресурсов.
Исходя из этого и орошаемости посевных
площадей Узбекистана, правительство
страны проводит целенаправленную работу
по рациональному использованию водных
и энергетических ресурсов в регионе.
В этих целях ежегодно подписываются двусторонние
и многосторонние соглашения по распределению
водных и энергетических ресурсов в Центральной
Азии.
На сегодняшний день рациональное использование
и освоение водно-энергетических ресурсов
бассейнов Сырдарьи и Амударьи остаются
наиболее сложными региональными проблемами
Центральной Азии. Всем сегодня известно,
какую важную роль и задачи играют водотоки
рек Сырдарьи и Амударьи. При их использовании
важнейшим условием является безусловное
соблюдение государствами региона Соглашения
между Республикой Казахстан, Республикой
Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой
Таджикистан и Туркменистаном о сотрудничестве
в сфере совместного управления использованием
и охраной водных ресурсов межгосударственных
источников (Алматы, 18 февраля 1992 года),
а также Конвенций ООН по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных
озер от 17 марта 1992 года (Хельсинки) и о
праве несудоходных видов использования
международных водотоков от 21 мая 1997 года
(Нью-Йорк). Необходимо обеспечить соблюдение
справедливого и рационального водного
баланса, не нарушающего интересы стран
региона, с учетом международного статуса
трансграничных водотоков, протекающих
через территорию Центральной Азии.
VСтроительство новых гидроэнергетических сооружений в верховьях рек Амударья и Сырдарья должно осуществляться с учетом ирригационного режима и экологической безопасности.
VПоэтому каждая страна должна действовать исходя из требований вышеуказанных документов ООН, которые предусматривают строительство и ввод новых гидро-энергетических сооружений с обязательным привлечением авторитетных, нейтральных международных аудиторских организаций для проведения оценки ТЭО и проектов этих сооружений на предмет обязательного соблюдения экологических требований и сохранения сложившихся объемов и режимов водотока этих рек.
+В случае изменения состояния водных ресурсов трансграничных источников страны Центральной Азии, где проживают более чем 50 млн. чел., могут столкнуться с непредвиденной по своим масштабам экологической катастрофой, а также с проблемами в обеспечении населения и сельского хозяйства стран региона питьевой и поливной водой, системной засухой со всеми вытекающими последствиями. Все эти вопросы, связанные с обеспечением водно-энергетического баланса в Центральной Азии, должны решаться на основе взаимопонимания, двустороннего диалога и консенсуса между странами региона. Любое игнорирование этих принципов может привести к непредсказуемым экологическим, экономическим, социальным и политическим последствиям в регионе. Очевидно, что целенаправленная работа по наращиванию гидроэнергетических мощностей на трансграничных реках в среднесрочной перспективе, при реализации намеченных проектов, негативно отразится на системе водопользования, ситуации в агропромышленном комплексе и экологическом балансе в регионе, в первую очередь в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане.
+Поэтому все решения по использованию стока трансграничных рек, в том числе при сооружении гидроэнергетических сооружений, должны в обязательном порядке учитывать эти интересы. В противном случае это может еще более усугубить положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи, ускорить экологическую катастрофу высыхающего Арала, сделать практически невозможным проживание здесь миллионов жителей региона. Поэтому необходимо предусмотреть механизм межгосударственного согласования намечаемых проектов по строительству ГЭС и других гидротехнических объектов и сооружений, изменяющих сложившийся режим попуска воды на трансграничных водотоках.
+Исходя из требований основополагающих
конвенций ООН, ТЭО новых гидротехнических
объектов в бассейнах трансграничных
рек должны подвергаться обязательной
объективной экспертизе со стороны нейтральных
международных аудиторских организаций.
Должны быть даны гарантии, что сооружение
объектов не будет иметь непоправимых
экологических последствий, и не нарушит
сложившийся баланс использования водотока
всеми государствами, расположенными
вдоль течения этих рек.
4.Концепция интегрированного
+Среди организаций по предоставлению технической помощи и доноров существует единодушие в том, что концепция интегрированного управления водными ресурсами, применяемая на уровне бассейна, является наилучшим подходом для того, чтобы справиться с увеличивающимся приростом населения и спросом на продовольствие, используя все наличные водные ресурсы и источники, которые приемлемы с точки зрения качества воды, а также для того, чтобы поддержать жизненно важные экосистемы. Концепция стимулирует координацию и согласованность в планировании, развитии, использовании и управлении всеми водными ресурсами. Базовый принцип ИУВР - это «применение интегрированной политики, реализуемой в рамках переработанного законодательства посредством согласованной организационной структуры». Этот новый подход также означает использование процесса, основанного на участии - вовлечении пользователей - в планирование и управление наличными водными ресурсами, с тем, чтобы не только фермеры, занимающиеся производством продуктов питания, получали достаточно воды, но также и те, чья продовольственная безопасность зависит от поливного земледелия.
+Принцип интегрированного управления водными ресурсами заключается во внедрении постепенных институциональных изменений, сопряженном с техническими инновациями. Применительно к странам Центральной Азии - внутри каждой страны и за их пределами, - основные предусматриваемые институциональные изменения будут являть собой реформы распределения и управления поверхностными и подземными водами, сопутствующей нормативно-правовой базы, а также создание системы действующих водных прав, справедливой и гибкой, для всех источников воды. Естественно, использование всех наличных источников воды накладывает дополнительные требования на организационное устройство и нормативно-правовую базу.
+ИУВР означает, что институты, «правящие» водопользованием, нуждаются в изменении / реформировании; в некоторой степени может потребоваться и создание новых организаций, с тем, чтобы добиться эффективного, успешного и ответственного использования воды. Другими словами, «интегрированное управление водными ресурсами» - это согласованное управление водой из многочисленных водных источников, сопровождающееся борьбой с истощением поверхностных и подземных вод, заболачиванием и засолением, с целью удовлетворения потребностей в воде различных секторов экономики. Это также включает в себя комплексное (интегрированное) планирование использования водных ресурсов.
+Для принятия концепции и принципов ИУВР потребуются поэтапные реформы, включая реформы политических и нормативно-правовых рамок, а также «настройка» старых и создание новых организаций с целью поддержки изменений в развитии и управлении водными ресурсами начиная с самых мелких гидрографических единиц, и заканчивая речным бассейном. В целом ИУВР на уровне бассейна нужно направлять в сторону повышения продуктивности водных ресурсов во всех подсекторах водного хозяйства (ирригации, питьевом водоснабжении, гидроэнергетике, рыбном промысле и т. д.), и только создание эффективного руководства может обеспечить справедливое и действенное управление водными ресурсами.
VИсточники воды могут включать в себя все типы поверхностных вод - реки, водохранилища, каналы, поверхностный сток, а также подземные воды, сельскохозяйственные дренажные воды, городские сточные воды и промышленный сток
VРуководство оказывает влияние на систему, как на верхнем, так и на нижнем уровнях. На верхнем уровне изменения охватывают главным образом политику и нормативно-правовую базу, рационализируя и модернизируя функции по управлению ирригационными и дренажными системами, а также административные аспекты, например, замену тех или иных существующих процедур более прозрачными. На нижнем уровне руководство воздействует на операционную сущность системы, что напрямую относится к достижению более экономичной и эффективной эксплуатации и технического обслуживания ирригационных и дренажных сооружений, а также к борьбе с паводками. Эти изменения также внедряют в практику участие водопользователей и заинтересованных сторон в эксплуатации и управлении системами.
Заключение
VВода - источник жизни. И каждый должен понимать, что от того, как мы пользуемся существующими водными ресурсами, зависит наше будущее. Вносимые изменения и дополнения в национальное законодательство позволят урегулировать вопрос рационального и эффективного потребления воды.
+Для устойчивого обеспечения водой населения и отраслей экономики водными ресурсами в условиях их ограниченности, охраны и надежности водных объектов усилены административные меры за нарушение правил водопользования и водопотребления, бесхозяйственного использования воды, самовольного производства гидротехнических и других работ. В связи с чем и внесены изменения в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан.
+Рациональное использование водных ресурсов связано с проведением различных организационных и технических мероприятий. Показателями рационального использования воды являются: отношение объема водоотведения к объему полученной свежей воды; кратность использования воды, то есть отношение валового водопотребления к объему потребления свежей воды; количество предприятий, прекращающих сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод, к общему количеству предприятий. Особо важное значение имеют уменьшение абсолютного объема водопотребления за счет сокращения безвозвратных потерь и соблюдение научно обоснованных норм и лимитов водопотребления.
Среди организационно-технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, является очистка сточных вод. Основными способами очистки сточных вод являются механические, биологические (биохимические), физико-химические. Для ликвидации бактериального загрязнения применяется обеззараживание сточных вод (дезинфекция).
V |
+ |
- |
? |
В своем развитии человечество прошло через многие этапы в использовании воды. |
Водохозяйственная политика Узбекистана нацелена на рациональное водопользование и охрану водных ресурсов. |
В 2009 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве». |
|
В Республике Узбекистан силами многих поколений создана и функционирует мощная водохозяйственная система. |
Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов в Узбекистане решаются в значительной степени путем государственного регулирования, в первую очередь, через систему прогнозирования и планирования. |
В статью 14 Закона «О воде и водопользовании» внесены нормы о том, что проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов». |
|
Для управления, распределения и контроля использования водных ресурсов существует разветвленная государственная служба. |
Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра. |
Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса. |
|
Задача государственного контроля за использованием и охраной вод - обеспечить соблюдение всеми министерствами. |
В Узбекистане государственному учету подлежат все виды вод, которые составляют водный фонд страны. |
Прогнозирование водопотребления на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения. |
|
Ассоциации водопотребителей, другие негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими уставами и граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию. |
В случае изменения состояния водных ресурсов трансграничных источников страны Центральной Азии, где проживают более чем 50 млн. чел., могут столкнуться с непредвиденной по своим масштабам экологической катастрофой. |
Рациональное использование водных ресурсов связано с проведением различных организационных и технических мероприятий. |
|
Усилия Республики Узбекистан по созданию нового национального законодательства с целью придания большей устойчивости развитию получили самую высокую оценку. |
Поэтому все решения по использованию стока трансграничных рек, в том числе при сооружении гидроэнергетических сооружений, должны в обязательном порядке учитывать эти интересы. |
Основными способами очистки сточных вод являются механические, биологические (биохимические), физико-химические. |
|
Строительство новых гидроэнергетических сооружений в верховьях рек Амударья и Сырдарья должно осуществляться с учетом ирригационного режима и экологической безопасности. |
Исходя из требований основополагающих конвенций ООН, ТЭО новых гидротехнических объектов в бассейнах трансграничных рек должны подвергаться обязательной объективной экспертизе со стороны нейтральных международных аудиторских организаций. |
Механический - наиболее доступный метод. |
|
каждая страна должна действовать исходя из требований вышеуказанных документов ООН. |
Базовый принцип ИУВР - это «применение интегрированной политики, реализуемой в рамках переработанного законодательства посредством согласованной организационной структуры». |
Очисткой достигается выделение из бытовых сточных вод до 60 %, а из производственных - до 95 % нерастворенных примесей. |
|
Источники воды могут включать в себя все типы поверхностных вод - реки, водохранилища, каналы, поверхностный сток, а также подземные воды. |
Принцип интегрированного управления водными ресурсами заключается во внедрении постепенных институциональных изменений. |
Биохимические
методы очистки основаны на использовании
жизнедеятельности микроорганизмов- |
|
Руководство оказывает влияние на систему, как на верхнем, так и на нижнем уровнях. |
ИУВР означает, что институты, «правящие» водопользованием, нуждаются в изменении / реформировании; в некоторой степени может потребоваться и создание новых организаций, с тем, чтобы добиться эффективного, успешного и ответственного использования воды. |
В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны. |
|
Вода - источник жизни. |
Для принятия концепции и принципов ИУВР потребуются поэтапные реформы, включая реформы политических и нормативно-правовых рамок. |
Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещаются: |
|
Для устойчивого обеспечения водой населения и отраслей экономики водными ресурсами в условиях их ограниченности, охраны и надежности водных объектов усилены административные меры за нарушение правил водопользования и водопотребления, бесхозяйственного использования воды, самовольного производства гидротехнических и других работ. |
В балансовых расчетах, которые выполнялись в составе бассейновых «схем» было принято оперировать понятием «располагаемых водные ресурсы». |
||
Рациональное использование водных ресурсов связано с проведением различных организационных и технических мероприятий. |
Основными приоритетами водохозяйственной деятельности являются. |
||
Введены в действие более 80 законов и подзаконных актов, напрямую или косвенно связанных с охраной природы и регулирующих вопросы управления рациональным использованием природных ресурсов. |
Информация о работе Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов